В оглавление

"ОСТРОВА ДИКИХ ЛЮДЕЙ",
СИБИРЬ... И ЭДЕМ

Текстологические заметки и фантазии
при чтении древнерусских рукописей

Под тихими сводами библиотек находят приют все главные события человеческой истории, спрессованные в книги. Именно книги, и прежде всего рукописные, все чаще обнаруживают на своих страницах почти неизвестные широкому читателю рассказы. Вот одна из них -- русский Хронограф.

Известия об открытии Америки через современников Колумба, составителей европейских хроник, дошли до древнерусского книжника, были добротно переведены, литературно обработаны и аккуратно переписаны в большие книги, переплетенные в доски, поволоченные кожей. Понятен интерес древнерусского книжника к полной приключений и экзотики истории похода в Америку. Ведь наш соотечественник, сам испокон века неутомимый и любознательный путешественник, не мог остаться равнодушным к захватывающему рассказу "об островах диких людей, коих немецкие людие называют Новой Свет", рассказу, открывшему для него неизвестные и экзотические страны "на западе солнца", в то время как раньше он искал и находил таковые "на всходе": диковинную страну Иоанна пресвитера, обиталище нагомудрецов под стенами Эдема, Макарицкий остров, на котором есть птицы Гамаюн и Феникс... Время легенд кончалось -- начиналось время великих географических открытий. Но оставалась мечта о Рае.

Мы предлагаем посмотреть на открытие Америки глазами нашего предка-соотечественника. Это можно сделать, прочитав текст статьи о путешествии Христофора Колумба из названного нами древнерусского Хронографа. Около десятка прекрасных списков этого памятника различных редакций хранится в библиотеке Сибирского отделения Российской Академии наук в Новосибирске. По одному из них приводится публикуемый текст, ибо Хронограф целиком до сих пор не издан.

Хронограф был излюбленным чтением на Руси в XVI и особенно в XVII веках -- ведь в нем нашел отражение весь свод основных известий всемирной истории. Первоначально доведенный до 1457 года (завершался рассказом о падении Константинополя под натиском турков), он затем продолжался разными известиями, особенно о европейских событиях, пережил начало правления Романовых (1613 год), был обработан в 1620, 1633, 1656 годах... Раздел об открытии Америки, появившийся на одном из переходных этапов (видимо, не позднее середины XVI века), оставался неизменным -- редакторы не находили других, более точных сведений об этом событии.

Чуткий читатель наверняка обратит внимание на колорит повествования, который наводит на мысль о том, что русский рассказчик многие описываемые ситуации как бы "примеряет" на себя, приноравливая к знакомому и соотнося с понятным: испанский король Фердинанд отпускает Колумба в плавание "при княжении в Руси великого князя Ивана Васильевича" (Ивана III), на тропических островах "птиц много..., а ростом много больше здешних", "в Калекуте-граде черной перец на посаде ростет..." (Афанасий Никитин уже побывал в Индии).

Необходимо отметить и удивительную точность в передаче событий: древнерусский книжник твердо знает, сколько раз пускался в путешествие Колумб, кто он был по происхождению (кстати, исследования последних десятилетий подтвердили версию, изложенную в Хронографе), какие острова были открыты, что за люди населяли эти острова и каковы были их нравы, какая природа их окружала, как путешественники обращались с местными жителями.

Если открыть дневники Христофора Колумба, которые он вел во время своего путешествия (а это само по себе увлекательнейшее и вполне доступное чтение -- см.: Путешествия Христофора Колумба: Дневники. Письма. Документы. -- М., 1961), то многие характерные детали рассказа древнерусского книжника оказываются связанными с первоисточником. Оставим читателям возможность самостоятельно проделать всю эту сопоставительную работу, но укажем лишь некоторые совпадения (далее дан текст из русского перевода дневника Колумба в сопоставлении с текстом хронографического рассказа).

Дневник Колумба

"Они ... приносили нам попугаев и хлопковую пряжу в мотках и дротики и много других вещей, и обменивали все это на маленькие стеклянные четки и погремушки. И по доброй воле отдавали они все, чем владели...", "...они с величайшей охотой отдавали золото за погремушки и стеклянные четки".

Хронографический рассказ

"... пришли и многие к ним, принесли много злата и камения драгого. И шпанове (испанцы) против того их дарили зеркалами и стклянками и колокольчиками, а они у них принимали то за великий дар".

"И они... растолковали мне, что сюда приходили люди с других, лежащих рядом островов и хотели эти люди захватить их всех..., живущих здесь, в плен...".

"И сказывали Калимбосу, что есть недалече от них остров, а живут на нем люди, которые людей хватаючи ядят, и нарицают их "камбалы", рекше -- "собаки". А приходят по люди к ним, на остров Испанну...".

Сопоставление можно продолжить, но нам важнее обозначить наличие определенной связи между этими двумя текстами, и подчеркнуть очевидное стремление древнерусского рассказчика точно передать источник, приноровив его в то же время, к вкусам своих современников.

Списки Хронографа, поместившего когда-то на свои страницы рассказ "об островах диких людей", особенно широко распространялись в России в ту эпоху, когда началось реальное продвижение русских людей на Восток. В поздних редакциях Хронографа (начала XVII века) история открытия Колумбом Америки оказывается в пределах одного тома с рассказом о начале освоения Сибири. Реакция на новооткрытые сибирские земли -- гигантское пространство на Востоке -- очень похожа на удивление перед возможностями западного Океана.

"О стране Сибирской и о сибирском от Ермака взятии"

"Страна Сибирская от Московского государства -- на восточную страну..., 2000 поприщ. Промеж сих -- камение и горы превысокие зело, яко инем холмом до облак небесных досязати. На горах же каменных различнии кедрии и иная древеса. В них же живяху зверие различнии -- овии угодны на снедение человеком, еже есть елень, лось, заяц или таушкан, инии же -- на украшение одеждам: лисица, бобр, россомаха, соболь, белка и подобная сим. И сладкопеснивые птицы, и многоразличные травные цветы. И реки многие истекоша, одни поидоша в Русские страны, другие -- в Сибирскую землю. В реках же камение великое зело, реки же прекрасны, в них же воды сладкие, и рыб различных множество,и луги многие, и места скотопитательные пространны зело"

Хронографический рассказ о путешествии Колумба

"А тот остров от Шпанския земли отстоит 6000 верст... На том острове Испанне нет никаких зверей, кроме кроликов, а змеи велики, а не ядовиты. И птиц много -- голубей, и гусей, и утят, а ростом много больше здешних. Да там же птицы аки дрозды -- главы у них красны, а перие велико; да тут же много скворцов, а перие на них всякими цветы. И на том острове родится всякое корение инберное, и корица, и перец дикой, и мастика, и елей..."

"Тотаровя закон держат Бахметев; колмаки же -- неведомо кой закон держат или отцов своих предание... Пегая же орда, и остяки, и самоедь закона не имеют, но идолом поклоняются и жертвы приносят, зверина же и гадска мяса ядят, и кровь пиют яко воду, и корение ядят. Остяки же одежду имеют от рыб, самоядь же -- от еленей"

"...На том острове люди наги живут. А нравом просты -- не почитают Бога никаким обычаем... А люди зело поганы, отцы детей своих ядят, будет кой сын непослушлив, а дети отцов своих ядят, кои отцы будут стары добре..." "...И там людей нашли ушатых -- таковы велики уши, что за плечи висят, а у иных и до пят..."

Вполне понятно, что русских, открывавших Сибирь, как и европейцев, впервые попавших "на острова диких людей", восхищала девственная природа новых мест, вызывал любопытство образ жизни местных жителей и даже их внешний облик, их религиозная и нравственная жизнь. На все смотрели глазами христан... Они живописали реальные картины бытия.

А мечта о Рае?

* * *

Среди необъятной исследовательской литературы об открытии Америки спорным и до сих пор нерешенным однозначно вопросом является вопрос о целях путешествия Колумба. В документе, подписанном королем Фердинандом и королевой Изабеллой, цель путешествия определена достаточно загадочно: "...для открытия и приобретения некоторых островов и материка в Море-Океане...". В силу туманности королевской формулировки возымела право на существование версия, по которой истинной целью экспедиции было открытие легендарных то исчезающих, то появляющихся островов средневековья -- Бразила и Антилии. Остров Антилия -- это легендарный остров семи христианских епископов, бежавших с Пиринейского полуострова от мусульман и основавших за океаном "Семь городов". Формулировка документа и версия об этих островах трудно сочетаемы, ибо по католической традиции "приобрести" можно было только "языческие" или вообще "безверные" земли.

Но древнерусский-то книжник убежден, что истинная цель путешествия Христофора Колумба была не открытие Антилии, а тем более -- Америки, и уж никак не стремление "завязать торговые отношения с нехристианской страной". Его проницательность трудно было сбить с толку, и он считал, что кто-кто, а он-то прекрасно понимает истинную цель путешествия. Образованный книжник, с почтением и пиететом относящийся к источнику своих сведений, он не мог позволить себе самому сформулировать прямо и недвусмысленно это понимание, но оно вполне определенно вырисовывается на фоне его знания.

А когда отправился Колумб в свое путешествие? В 1492 году. Казалось бы, какая разница -- ведь мог годом раньше и годом позже. Но для древнерусского книжника год 1492 (а от Сотворения мира -- 7000-й год) был особым -- это был год ожидания неминуемого конца света, ведь заканчивалась рассчитанная прежде на 532 года Пасхалия, Большой Индиктион, и истекала седьмая тысяча лет, Седьмой день Божественного творения... Календарь истек, все -- конец Света... И, конечно, наш книжник был убежден -- Христофор Колумб отправился на поиски Эдема, земного Рая.

А ведь Рай и находится где-то в Море-Океане.

В этом же Хронографе, в другом месте, говорится о местонахождении Рая: "...Рай блаженный от земли отделен бысть по преступлении Адамове, только он на земле стоит, а те 4 великия реки ход свой под землей скрыли, и круг того Рая и Едема обтекли великие пучины морские".

Если предположить, что экспедиция Колумба отправилась на поиски Эдема -- Рая, утраченного в результате грехопадения первых людей, но оставшегося где-то на земле средь пучины морской, то можно твердо сказать, что в этом деле он продолжил средневековые традиции, вновь возродив легенду.

Идея существования земного Рая долгое время была (да, наверное, в сфере духа и остается) для человечества мощным источником энергии, направленной на познание и освоение отдаленных земель -- тут можно вспомнить и легенду о святом Брендане (XII век), обнаружившем Рай на островах "в Западном океане", рассказы Годфрида Витербосского (эпоха крестовых походов) о ста братьях, достигших в океане золотой горы, украшенной изображением Мадонны с ребенком; русскую легенду о новгородцах (конца XIII -- середины XIV вв.), нашедших Рай в северном Море-Океане... По свидетельству архиепископа Василия Калики, занимавшего новгородскую кафедру в первой половине XIV века, Рай земной находили его старшие современники, новгородские купцы-мореходы. Вот как это описано в его послании тверскому епископу Федору Доброму:

"А то место святого Рая находил Моислав Новгородец и сын его Яков, и всех было их три юмы (лодки), и один из них погиб, много блудив, а два из них потом долго носило в море ветром, и принесло их к высоким горам. И увидели они -- на горах тех написан Деисус чистой лазурью неземной красоты, ибо не человеческими руками творен, но Божиею благодатию! И свет был в месте том такой самосиянный, что человек не в силах о нем поведать. И были они в месте том долгое время, и хотя солнца не видели, но свет был щедрый, сияя ярче солнца, а с гор тех слышны были радостные гласы и песнопения. И велели они одному другу своему по шегле (лестнице в одно бревно с вырубками) взойти на ту гору, чтобы увидеть, откуда свет и пение. Так и было. Но как взошел на гору ту, так всплеснул руками и засмеялся, и бросился бежать от друзей своих к тем голосам. Они весьма удивились и послали другого, запретив ему убегать: пусть, дескать, вернется и расскажет им, что там такое на горе. Но тот (как и первый) не возвратился к своим, а с великой радостью бежал от них. Тогда в деши их закрался страх, и начали они рассуждать между собой, говоря: "Пусть и смерть настигнет, но увидим свет места того". И послали третьего на гору, привязав его ужищем (веревкою) за ногу. Но и этот тоже (как и первые), всплеснув руками радостно, побежал, от радости забыв ужище на ноге своей; те же одернули его ужищем, и он сразу оказался мертв. Они же побежали назад (к юмам) -- не дано было им, смертным, узреть большего -- ни света неизреченного, ни веселья, ни ликования. А тех мужей новгородских дети и внучата в добром здравии".

Легенда и явь сомкнулись.

Ну что же, наверное, с точки зрения своего знания древнерусский книжник, можно признать, был вправе считать истинной целью походов Колумба открытие среди пучин Океана-Моря Нового Света, который представлялся как Эдем, земной Рай. Кстати, если это так, то он, этот древнерусский книжник, еще вон когда прозрел всю корневую систему современного американского мифотворчества...

Елена ДЕРГАЧЕВА-СКОП,
Владимир АЛЕКСЕЕВ.