В оглавление

ДЕБАТЫ -- ШКОЛА ПАРЛАМЕНТАРИЗМА

"Способность удерживать в сознании две противоположные идеи, ничуть этим не смущаясь, есть признак зрелого интеллекта".

Ф.Фицджеральд.


Этим летом впервые команда Новосибирского государственного университета приняла участие в мероприятиях международного молодежного движения Парламентских Дебатов. О практике Дебатов рассказывает участник этой программы студент НГУ Константин ПОНОМАРЕВ.

На Западе, а особенно в странах бывшего Британского Содружества еще с 30-х годов нашего века существует практика Дебатов по самым различным вопросам как форма интеллектуального досуга старшеклассников и студенчества. Постепенно были выработаны различные "форматы" (правила) для публичных дискуссий, отличающиеся по регламенту, порядку выступлений, а также по количеству игроков. Наибольшее распространение получили "Дебаты имени Карла Поппера", а также Парламентские Дебаты. Последние представляют для нас наибольший интерес, ибо особенно распространены среди студентов и воссоздают атмосферу парламентских прений. Команды состоят из двух человек, по воле жребия каждая из команд либо представляет законопроект (правительство), либо пытается его отклонить (оппозиция). Классический пример резолюции правительства для обсуждения: "Следует отменить смертную казнь". Изюминка состоит в том, что команды узнают свою сторону лишь за десять--пятнадцать минут до игры и должны практически мгновенно сосредоточиться, твердо встать на отстаиваемую позицию и приготовиться к тому, чтобы опровергать линию утверждения оппонентов. В командах есть первые номера, произносящие по две речи (первую и последнюю от команды), а также вторые (по одному выступлению), право открыть и завершить дискуссию принадлежит лидеру правительства -- Премьер-министру. Вердикт парламента выносится либо судьями, либо зрителями -- воображаемым Парламентом -- в форме голосования. В идеальном случае, ни парламентарии, ни судьи не должны считаться со своим взглядом на обсуждаемую проблему: они выносят решение по игре, а не по резолюции. Игра эта достаточно популярна: скажем, в США победители ежегодных соревнований получают грамоты из рук спикера национального конгресса, также раз в год проводится чемпионат мира по Парламентским Дебатам, разумеется, на английском языке, дебаты включены в систему преподавания, прежде всего как эффективная образовательная технология. С некоторых пор движение это стало расширяться, втягивая в свою орбиту страны постсоветского пространства и Восточной Европы.

Перефразировав новомодного писателя, зададимся следующим вопросом: "Где же мы в этом потоке?".

История студенческого парламентского движения в России насчитывает только три года. Однако даже за эти три с небольшим года российские ораторы вышли на мировой уровень, а команда из Санкт-Петербурга весной этого года выступила на турнире в Лондоне, одержав победу над студентами Кембриджа.

Я думаю, уже из названия ясно, что основная цель Дебатов вообще и Парламентских в частности -- развитие культуры и навыков публичных выступлений, успешного убеждения в справедливости своей позиции, критического осмысления информации, психологической устойчивости в стрессовой ситуации и удачной импровизации в ходе выступления, а также многого другого. Говорить о сфере применения этих навыков по-моему излишне: она огромна и не поддается сколь-нибудь четкому ограничению. Парламентские дебаты как четко регламентированная форма спора с вынесением решения о большей или меньшей убедительности позиций сторон на основе объективных критериев также пока не находит достойного применения в нашей стране, а ведь не исключено, что именно такой динамичной формы, с элементом соревновательности и спортивного азарта и не хватает для того, чтобы разнообразить программу высшего образования в российских вузах, сделать преподавание не только риторики и логики, но и всего гуманитарного цикла более эффективным, легко воспринимаемым и интересным. И дело здесь даже не в простом удовольствии, которое учащийся получает от своего удачного выступления на семинаре, от понятной и стройной речи своего собеседника или докладчика на научной конференции, а в элементарном уважении к чужому мнению, которое выражается простой формулой: "Для того, чтобы полнее и эффективнее доказать то, что твой собеседник ошибается, его необходимо сначала выслушать, иначе твое собственное опровержение будет столь же голословным, сколь и неубедительным".

Хотелось бы заметить, что новосибирцы не остались на обочине движения Парламентских дебатов в России, однако, до нынешнего лета основной проблемой дебатеров Сибирской столицы было отсутствие реальной практики, опыта игр даже российского уровня. В Европе несколько другие понятия о расстояниях и возможностях, и студентам из Москвы не составляет особого труда наведаться в Петербург, чтобы сыграть несколько игр. За Уралом чуть-чуть сложнее. Именно поэтому студенты Новосибирского государственного университета сразу же согласились на предложение общероссийского координатора программы "Дебаты" Института "Открытое общество" посетить Летнюю школу по Парламентским дебатам, которая начала свою работу в подмосковной Ивантеевке 7 июля. Делегация Новосибирска состояла из Евгения Дубровина (президент НКО "Клуб имени Демосфена", Демклуб НГУ), аспирант НГУ) и Константина Пономарева (студент НГУ). Надо сказать, что помимо чисто образовательной деятельности, в программу школы входил обмен опытом между клубами Дебатов разных городов и попытка расширения сферы и интенсивности контактов между клубами и заинтересованными людьми через Интернет, а также изучение возможности Дебатов по Интернет в России -- именно поэтому в Школу были приглашены представители только тех городов, в которых есть Интернет-центры. Сказать что все прошло удачно значит не сказать ничего. Разумеется, какие-то вопросы остались нерешенными, а какие-то вообще не затронутыми. Главным итогом работы школы можно считать то, что многие студенты, да и не только студенты, получили возможность пообщаться друг с другом в непринужденной обстановке, попутно воспринимая достаточно сложную информацию касательно рациональных основ убеждения или структуры аргументов в публичном выступлении. Новички сыграли свои первые игры по теме "Высшее образование в России", а те, кто имел хоть какой-нибудь опыт, получили возможность судить соревнования общероссийского масштаба.

Новосибирцы рассказали о работе своего клуба Дебатов, который является одним из старейших в России и один из немногих имеет статус некоммерческой организации, кроме того, принимали активное участие во всех мероприятиях учебного и внеучебного характера, осуществляли судейство, а Евгений Дубровин вместе с Кириллом Белогубцем из Нижнего Новгорода одержали победу в показательной игре против объединенных команд Пскова и Тольятти, Санкт-Петербурга и Москвы.

В качестве основного итога пребывания в Ивантеевке новосибирской делегации можно, пожалуй, выделить собрание представителей городов Зауралья, которое прошло 9 июля: основная цель его заключалась в установлении более тесных контактов в рамках нашего региона, особенно между близлежащими городами, где гораздо реальнее возможность организации и проведения обменных игр и общих образовательных программ (из наших ближайших соседей приехали омичи, кемеровчане и барнаульцы).

В целом, итоги работы Школы дали право надеяться на успешное развитие программы "Дебаты" в том числе и в нашем регионе.

"В целом, лето прошло удачно", -- сказали мы себе, вернувшись из Москвы, мы просто не предполагали, что ждет нас в самом конце этого, и без того, "удачного" лета.

10 августа в Новосибирск пришло приглашение принять участие в чемпионате Казахстана по Парламентским дебатам: казахская сторона предложила оплатить питание и проживание для двух команд и одного тренера, проезд сибирякам обеспечил Институт "Открытое общество". Впервые перед нами появилась реальная перспектива получить опыт международных соревнований. Особенных размышлений не было; 22 августа трое новосибирцев: Константин Пономарев, Евгений Мездриков, Иван Безденежных (все -- НГУ) и двое омичей: Максим Раис и Максим Швед (ОмГУ) отправились в далекий город Щучинск, чтобы оттуда попасть в Республиканский молодежный лагерь "Ок Жетпес", что недалеко от курорта "Боровое", где в период с 23 по 30 августа прошли сразу два турнира по Парламентским дебатам. И если в первом гости из России принимали участие в качестве судей, то во втором россиянам пришлось сразиться с сильнейшими командами Казахстана. Сразу хочу сказать, что студенты в Казахстане имеют, по сути, уникальный опыт постоянной игры в Дебаты в телевизионном формате в программе "Город будущего" (при поддержке Министерства культуры, информации и общественного согласия), причем в качестве соперников ребята частенько приглашают депутатов парламента своей республики. В общем, пришлось нам нелегко. Каждая российская команда сыграла по три игры, и каждая добилась двух побед, впрочем, этого оказалось мало для того, чтобы войти в четверку полуфиналистов: команда Новосибирска остановилась в шаге от заветной цели (пятое место), а омичи заняли седьмую строчку в итоговом листе. Игрок команды Новосибирска Константин Пономарев стал третьим в споре лучших спикеров турнира.

По инициативе представителей телевидения Казахстана была организована товарищеская встреча между командой России и командой Казахстана по теме "Глобализация ведет к уничтожению национальной самобытности". Россию представляли Константин Пономарев (Новосибирск) и Максим Раис (Омск).

Игра была записана на видео и вышла в эфир в Казахстане 16 сентября. С перевесом в пять голосов парламентариев (28 против 23) победу одержала сборная России.

На церемонии награждения Иван Безденежных получил диплом за отличное судейство от Министерства информации, культуры и общественного согласия республики Казахстан, а Пономарев Константин -- сертификат лучшего спикера "Города будущего".

Однако главное, чего добились российские студенты на этих соревнованиях -- получили первый опыт участия в международных соревнованиях по Парламентским дебатам. Налаженные контакты и знакомства -- вот главный итог поездки российских ребят в Казахстан. Опыт таких соревнований гораздо весомее, чем результат, хотя, чего скрывать, мы стремились к победе.

Другим очень важным итогом можно назвать тот факт, что студенты обеих стран лишний раз доказали, что им гораздо проще организовать диалог по самым важным проблемам межгосударственных и межнациональных отношений, нежели политикам. В Казахстане парламентарии уже прислушиваются к мнению передового студенчества, в России же пока нет.

Вот таким, на редкость жарким, выдалось это лето в Демклубе НГУ.

Говорить об отсутствии парламентской культуры в России гораздо проще, нежели формировать ее, но главное, это возможно и уже делается, правда, пока "на голом энтузиазме".

В России сегодняшнего дня нет многого, поэтому нужно работать. Чтобы завтра было.

Константин Пономарев,
студент НГУ.