В оглавление

ВСЕ ДЕЛО — В ШЛЯПЕ

Первая выставка молодой художницы Оксаны Понкратьевой "Фиолетовая шляпа" прошла в Доме культуры "Академия". В экспозиции — как ее графика, так и живопись. Здесь же были представлены лучшие рисунки ее учеников из студии "Классика" при школе № 162.

Кирилл Данилейко
Новосибирск

— Это моя первая персональная выставка за пределами родной школы, — говорит Оксана.

За этим негромким (из скромности, конечно) утверждением — несколько лет плодотворной работы в периодической печати. В Новосибирске наберется, наверное, добрый десяток газет и журналов, чьи страницы украшают иллюстрации Оксаны Понкратьевой.

Один из наиболее любимых ее жанров — лирическая миниатюра. Изящная женская фигурка или "известные двое". Плавные изгибы рук, задумчивые лица. Мелкие детали — будто ветерок или стая мотыльков. Все это создает впечатление чего-то хрупкого, зыбкого, но вместе с тем — легкого и светлого.

— Мне кажется, что такой рисунок подойдет к любому стихотворению.

Иллюстрирует она и прозаические произведения. Очень жаль, что пока не увидела свет книга "Рыцарские сказки" академгородковских авторов — Любови Труневой и Андрея и Ларисы Подистовых.

Первые публикации Оксаны появились, когда она была студенткой художественно-графического факультета НГПУ.

— В педуниверситете я пыталась писать две дипломных работы сразу. Одну — по книжной графике, другую — по истории искусства. Сказали: не положено, выбирайте одну. Выбрала историю искусства. Защитилась по творчеству Роберта Фалька. Материала было очень мало, большую часть пришлось самой переводить с немецкого.

— Это отразилось на вашем творчестве?

— Да, конечно. Мне очень нравятся пейзажи Фалька, их фактурность, способность передавать настроение. Нравится его работа с оттенками серого. Другие пристрастия? Врубель, импрессионисты. В графике — Бердслей. Большое влияние оказал австрийский живописец Густав Климт с его тягой к декоративности. Хотя у самой стопроцентно декоративные вещи пока не получаются.

В искусстве Оксану больше всего привлекает психологическая сторона. Одна из ведущих тем ее работ — тема лица и маски. Что главное в человеке, а что лишь загораживает суть? Попытка ответить на этот вопрос — в картине маслом "Фиолетовая шляпа", давшей название всей выставке. Здесь лицо женщины (то есть непосредственно портрет) — как раз-таки лишь маска. Истинным же лицом становится... шляпа, причудливым образом сложенная из ручья, деревьев, эоловой арфы, цирковых наездниц и множества других, порой едва различимых, деталей. В чем-то схожими поисками отмечена графическая серия "Букеты", где обычная кухонная утварь сопоставляется с душевными состояниями человека.

Жизнь художницы насыщена; она успевает преподавать в школе (за что ей особо благодарны родители учащихся), ездить на этюды в различные уголки Сибири, оформлять "от корки до корки" школьную многотиражку. А еще — воспитывать четырехлетнего сына.

— Мечтаю написать для него ангела-хранителя. Чтобы по-настоящему охранял.

Иллюстрации О.Понкратьевой
к повести Л.Подистовой "Новички".