В оглавление

НОВОСТИ МИРОВОЙ НАУКИ И ТЕХНИКИ

По оперативным сообщениям научных журналов и радиостанции "Liberty".

В сентябре американская компания Ectaco начнет продажу портативного говорящего устройства Universal Translator-103. Этот электронный прибор синхронно переводит на французский, немецкий и испанский три тысячи ходовых английских фраз и выражений, заложенных в его память. Фирма-производитель утверждает, что в основе действия новинки лежит оригинальная технология распознавания и анализа речи. Автоматический карманный переводчик можно также использовать и в качестве цифрового диктофона или будильника.

* * *

Физики из университета Осаки изваяли фигурку быка размером с красную кровяную клетку. Создание микроскульптуры потребовало обработки прозрачного пластика скрещенными лучами двух лазеров, управляемых компьютерной программой. Профессор Сатоши Кавато и его ассистенты рассказали об этом эксперименте в журнале Nature.

* * *

В Висконсинском университете разработана технология, делающая возможным промышленное производство высокочувствительных жидкокристаллических детекторов, фиксирующих степень загрязнения воздуха. Новый прибор будет размером с нагрудный жетон и ценой не более доллара. Это сообщение опубликовано в журнале Science от 17 августа.

* * *

В Ливерморской Национальной лаборатории имени Лоуренса введен в строй самый мощный в мире суперкомпьютер, созданный корпорацией IBM. Мультипроцессорный комплекс, получивший название ASCI White, стал первой вычислительной системой, выполняющей более 10 триллионов операций в секунду. Его быстродействие приблизительно в тысячу раз превосходит скорость айбиэмовского компьютера Deep Blue, который четыре года назад победил в шахматном состязании Гарри Каспарова. Новая машина содержит 8192 микропроцессора и вместе с периферийными устройствами занимает площадь, равную двум баскетбольным площадкам. Сверхмощный компьютер будут использовать для численного моделирования процессов, протекающих во время ядерных взрывов.

* * *

Американский беспилотный самолет "Гелиос" установил абсолютный рекорд высоты для крылатых летательных аппаратов, не оснащенных ракетными двигателями. В ходе 17-часового полета над Гавайскими островами он поднялся на 29400 метров, однако все же не смог достичь ста тысяч футов, на которые рассчитывали конструкторы. Радиоуправляемая машина представляет собой летающее крыло, изготовленное из композитных материалов. Она приводится в движение четырнадцатью электромоторами мощностью по две лошадиные силы, которые вращают двухлопастные пропеллеры. Моторы получают энергию от 60 с лишним тысяч солнечных батарей, покрывающих верхнюю поверхность крыла. Расчетный потолок "Гелиоса" несколько превышает 31 километр.

* * *

По сообщению агентства ДПА, в Германии создан двуслойный огнеупорный материал для термоизоляции лопаток и дисков газовых турбин. Применение новых защитных покрытий из оксида циркония и цирконата лантана позволяет довести рабочую температуру турбины до 1350 градусов и тем самым значительно повысить ее коэффициент полезного действия.

* * *

Американская семеноводческая фирма Dye Seed Ranch приступила к испытаниям стимулятора роста растений и технологии биологической очистки почвы от нефти, созданных благодаря сотрудничеству исследователей из США и России. В этих работах приняли участие американские ученые из Тихоокеанской Северо-Западной Национальной лаборатории и их московские коллеги из института "Биохиммаш", МГУ и Российского Государственного института нефти и газа.

* * *

Английская корпорация QunetiQ работает над созданием радиолокационных установок, предназначенных для осмотра взлетных полос в больших аэропортах. При испытании опытного образца нового радара операторам удалось заметить яблоко, которое лежало на полосе в трехстах метрах от излучающей антенны. Менеджер фирмы Тимоти Флойд заявил, что серийные установки этого типа смогут засекать еще более мелкие предметы на больших дистанциях.

* * *

Сотрудники министерства лесного хозяйства Таиланда обнаружили неизвестный ранее вид древесных растений. Небольшая рощица деревьев сохранилась в ста километрах к северо-востоку от Бангкока на вершине холма, сложенного из известняковых пород.

* * *

Исследователи из Кембриджского университета и их немецкие коллеги из Майнца составили смесь органических веществ, которая преобразует световую энергию в электрическую. Новый фотоэлемент хорошо работает при освещении голубым, синим и зеленым светом, однако разработчики полагают, что его можно будет сделать чувствительным и к остальным участкам спектра. Успешное завершение проекта ускорит создание недорогих и эффективных солнечных батарей. Это сообщение появилось в последнем номере журнала Science.

* * *

Национальный научный фонд Соединенных Штатов выделил 53 миллиона долларов на создание сверхмощной компьютерной системы для научных исследований. Она объединит несколько географически отдаленных суперкомпьютеров, связанных оптическими линиями, способными передавать информацию со скоростью 40 гигабит в секунду. Новый вычислительный комплекс вступит в действие в конце будущего года. Он сможет осуществлять свыше тринадцати с половиной триллионов операций в секунду, а общий объем его памяти превысит шестьсот тысяч гигабайт.

* * *

В Петропавловск-Камчатский из США доставлены восемнадцать молодых канадско-алеутских гусей. Когда-то на Алеутских островах было множество гнездовий этих птиц, но они были практически полностью уничтожены лисами, акклиматизированными на островах с промысловыми целями. Около сорока лет назад в США была принята и успешно выполнена программа восстановления этого вида. Специалисты камчатского Института экологии рассчитывают на приживание алеутского гуся на Курильских островах.

* * *

1 сентября японская корпорация Matsushita Electric выпускает в продажу гибрид цифровой видеокамеры с цифровым фотоаппаратом. Фотокамера смонтирована в общем корпусе с видеоблоком, однако ее можно легко отсоединить и использовать независимо. Новая система NV-EX21 оборудована устройством для беспроводной передачи фотоснимков в компьютерную память на расстояния до десяти метров.

* * *

Специалисты по эволюционной биологии из университета штата Пенсильвания сообщили в журнале Science, что формирование сухопутного растительного мира началось на сотни миллионов лет раньше, чем считалось до сих пор. Согласно новейшим палеонтологическим данным, наземная растительность существует не менее четырехсот восьмидесяти миллионов лет — с начала ордовикского периода. Блэйр Хеджес и его коллеги пересмотрели эти данные, проанализировав наследственные структуры множества живых существ. Они выявили 119 различных генов, встречающихся у всех ныне существующих грибов, растений и животных. Собранная информация была использована для оценки времени существования организмов различных типов. Новые подсчеты показали, что первые мхи появились около семисот миллионов лет назад, в то время как возраст лишайников достигает миллиарда трехсот миллионов лет.

* * *

В Рочестерском университете построен сверхпроводящий фотонный детектор, регистрирующий единичные кванты инфракрасного излучения. Новым прибором заинтересовались специалисты НАСА, которые рассчитывают использовать его для дальней космической связи.

* * *

Американские морские биологи обнаружили в водах Тихого океана новый вид азотфиксирующих бактерий. Эти бактерии поглощают из морской воды молекулярный азот и переводят его в соединения, которые служат минеральным питанием для более сложных организмов. Новооткрытая бактерия обитает на значительных глубинах — от ста до двухсот метров. В четверг это сообщение появилось в журнале Nature.

* * *

Первые звезды и звездные скопления начали рождаться приблизительно через девятьсот миллионов лет после Большого Взрыва, давшего начало нашей Вселенной. Профессор физики Калифорнийского университета Роберт Бекер и его коллеги пришли к этому выводу, исследуя излучение недавно открытого квазара, удаленного от Солнечной системы на четырнадцать с половиной миллиардов световых лет.

* * *

Корпорация "Дженерал Моторс" провела презентацию опытного образца топливного элемента, работающего на природном газе. По словам вице-президента фирмы Ларри Барнса, батареи таких элементов смогут полностью обеспечить потребности в электроэнергии односемейных жилых домов и даже небольших предприятий. "Дженерал Моторс" рассчитывает использовать эту же технологию в ходе разработки силовых установок для новых поколений электрических автомобилей.

* * *

Космические лучи увеличивают интенсивность разрушения стратосферного озона хлорорганическими соединениями. Об этом свидетельствуют экспериментальные результаты канадских ученых, чья статья 13 августа напечатана в журнале Physical Review Letters. Исследователи из Шербрукского университета пришли к выводу, что потоки космических электронов раскалывают молекулы фреонов, накопленные ледяными облаками приполярных зон. Это приводит к высвобождению атомарного хлора, который, в свою очередь, катализирует распад озоновых молекул.

* * *

Успешно завершилась первая серия полевых испытаний самоходного робота "Гиперион", построенного в Институте роботехники при американском университете Карнеги-Меллона. Он представляет собой четырехколесную тележку весом 156 килограммов, на которой установлена подвижная панель солнечных батарей. Движением робота управляют бортовые компьютеры, получающие информацию от стереоскопической телекамеры и лазерного сканера. Испытания аппарата происходили на острове Девон, расположенном в море Баффина в канадской арктической зоне. Робот самостоятельно преодолел свыше девяти километров сильно пересеченной местности и достиг финиша, не прибегая к помощи резервных аккумуляторов. Технические решения, заложенные в конструкцию "Гипериона", будут использованы в создании автономных аппаратов для исследования Луны и Марса.

* * *

В копенгагенском Центре микроэлектроники изготовлены щипцы, раствор которых не превышает 25 миллионных долей миллиметра. Уникальный зажим, управление которым происходит с помощью электрических импульсов, будет применяться для сборки приборов и устройств нанометровых размеров

* * *

Физики из Технического университета Мюнхена пришли к выводу, что безобидный пористый кремний можно превратить в сверхмощную взрывчатку. Исследуя оптические свойства этого вещества, Дмитрий Ковалев и его ассистенты случайно обнаружили, что при контакте с жидким кислородом оно детонирует в миллион раз быстрее тротила и выделяет в семь раз больше энергии. Отчет об экспериментах будет напечатан в журнале Physical Review Letters.

* * *

Американское Управление по контролю над пищевыми продуктами и медикаментами разрешило клиническое применение миниатюрной автономной телекамеры, созданной израильской фирмой Given Imaging Limited для выявления заболеваний тонкого кишечника. Одноразовый зонд, похожий на обычную капсулу с лекарством, проглатывается больным и отправляется в самостоятельный путь по пищеварительному тракту. В верхний части тонкого кишечника зонд включает подсветку и фотографирует слизистую оболочку. Снимки радиосигналами дважды в секунду передаются на приемное устройство, укрепленное на поясе пациента. По окончании работы зонд выходит вместе с экскрементами, не причиняя больному беспокойства. Новый прибор позволяет визуально обследовать тот участок кишечника, информацию о котором не удается получить с помощью эндоскопа.