В оглавление

ВО ИМЯ ЗДОРОВЬЯ, ВО ИМЯ ЖИЗНИ–9

"НВС" знакомит читателей с оперативной информацией о достижениях мировой научной мысли в области биологии и медицины по материалам свежих номеров зарубежных научных журналов и сообщений Радио "Liberty".

Психологи из университета Миннесоты поставили под сомнение распространенную веру в то, что употребление крепких напитков в подростковом возрасте само по себе служит причиной возникновения алкоголизма. Профессор Матт Макгью и его коллеги пришли к выводу, что раннее знакомство со спиртным скорее является сипмтомом врожденной или благоприобретенной предрасположенности не только к пьянству, но и к другим видам асоциального поведения. Эта концепция обоснована в двух статьях, которые опубликованы в августовском номере журнала Alcoholism: Clinical and Experimental Research.

* * *

Американская компания TransMedic сконструировала портативное устройство для хранения донорских органов. Существующая низкотемпературная консервация позволяет поддерживать жизнеспособность изолированного сердца лишь от четырех до шести часов, а почек и печени — не более полусуток. В новом аппарате будущие трансплантанты непрерывно омываются кровью, смешанной с питательными веществами и электролитами, и хранятся при нормальной температуре тела. Опыты на органах животных показали, что в таких условиях продолжительность хранения сердец доходит до 36 часов, а печени и почек — до двух суток. По предварительным данным, аппарат фирмы TransMedic можно также использовать для хранения легких и поджелудочной железы.

* * *

Врачи из Южной Кореи сообщили в журнале Hypertension о простом способе борьбы с самым распространенным осложнением, вызываемым ингибиторами ангиотензинконвертазы. Эти лекарства широко применяют при артериальной гипертонии, ишемической болезни сердца и сердечной недостаточности. Они нередко вызывают сухой кашель, который не опасен для здоровья, но может сильно беспокоить больных. Сеульские медики во главе с профессором Хонгом обнаружили, что этот нежелательный эффект можно значительно снизить с помощью стандартных железосодержащих препаратов. Для облегчения кашля достаточно каждое утро принимать одну пилюлю сульфата железа весом в четверть грамма.

* * *

Американские медики получили новые сведения о механизме действия вируса иммунодефицита на организм человека. Известно, что вирус атакует и разрушает одну из разновидностей Т-лимфоцитов, используя эти клетки для собственного размножения. Не так давно ученые выяснили, что ВИЧ-инфекция выводит из строя и B-лимфоциты — клетки иммунной системы, осуществляющие синтез антител. Сотрудники Национального института аллергии и инфекционных заболеваний под руководством Энтони Фаучи полагают, что этот фактор снижает способность B-лимфоцитов вырабатывать необходимые организму антитела и тем самым открывает дорогу разным инфекционным заболеваниям, постоянно сопутствующим СПИДу.

* * *

Европейские и американские невропатологи подтвердили терапевтическую эффективность донепезила — одного из наиболее распространенных средств борьбы с болезнью Альцгеймера. Этот препарат предотвращает распад нейромедиатора ацетилхолина, который стимулирует процессы запоминания и образования условных рефлексов. Результаты клинических испытаний, проведенных в Соединенных Штатах, Скандинавии и Нидерландах, представлены в журнале Neurology.

* * *

Удаление части легкого при особо тяжелой эмфиземе не облегчает состояния больных и не снижает смертности от этой патологии. Таков вывод авторитетной комиссии американских пульмонологов, чью статью принял к публикации New England Journal of Medicine. Журнал с этой работой выйдет из печати лишь 11 октября, однако редакция сочла необходимым без промедлений обнародовать ее электронную версию.

* * *

Американские ученые выявили несколько генов, которые позволяют одному из видов альпийской дикой горчицы накапливать в своих тканях большое количество никеля. Полученные результаты будут способствовать появлению геннноинженерных растений, способных выводить из почвы соли тяжелых металлов. Статья об этом во вторник напечатана в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

* * *

Ухудшение памяти и интеллекта начинается уже на третьем десятке и продолжается до глубокой старости с практически постоянной скоростью. Тем не менее, первые признаки такой деградации становятся заметны намного позже, как правило, лишь после 60 лет. Отсрочке человек прежде всего обязан гигантским резервам головного мозга, постепенное истощение которых долгое время не заметно. С другой стороны, накопление информации и совершенствование языковых ресурсов продолжаются вплоть до 70 лет, и этот процесс частично компенсирует падение интеллектуального потенциала. К такому выводу пришла американский психолог Дениз Парк, которая возглавляет Центр по изучению возрастных аспектов познавательных способностей при Мичиганском университете.

* * *

Сотрудники монреальского университета Макгилла обнаружили еще один источник мультипотентных стволовых клеток, выделив их из кожного покрова мыши. Исследователи нашли возможность управлять процессами трансформации таких клеток, добавляя в питательную среду биологические активные вещества из группы факторов роста. Этот способ позволил ученым превратить стволовые клетки в клетки нервной, мышечной и жировой ткани. На заключительном этапе экспериментов Фрида Миллер и ее коллеги выделили стволовые клетки из человеческой кожи и с помощью той же методики превратили их в полноценные нейроны. Эта работа напечатана в журнале Nature Cell Biology.

* * *

Английские ученые опубликовали в журнале Lancet новую гипотезу, объясняющую, почему относительно молодые люди заболевают атеросклерозом. Исследователи из Лестерского университета допускают, что одной из причин может оказаться преждевременное старение белых кровяных клеток. Мнение профессора Самани и его коллег базируется на изучении строения лейкоцитов из проб крови, взятых у пациентов, страдающих острой ишемической болезнью сердца.

* * *

Чикагские медики использовали стволовые клетки для лечения болезни Крона, тяжелого аутоиммунного расстройства, вызывающего воспаление и изъязвление желудка и кишок. Врачи в Северо-Западной Мемориальной больнице выбрали для первого клинического эксперимента молодую женщину, которой не помогали никакие лекарства. После курса химиотерапии больной сделали внутривенную инъекцию мультипотентных стволовых клеток, выделенных из ее собственной крови. Через два с половиной месяца состояние пациентки значительно улучшилось. Больная, которая в течение девяти лет мучалась от острых болей и кровавого поноса, теперь может нормально питаться.

* * *

Дети, чей вес и рост при рождении превышает норму, опережают по умственному развитию детей, вес которых соответствует нижней границе нормы. Сотрудники Колумбийского университета и Нью-йоркской Академии медицины проследили эту тенденцию в результате обработки сведений о трех с половиной тысячах детей, рожденных в шестидесятые годы. Средний коэффициент интеллекта семилетних мальчиков, которые появились на свет с весом порядка трех с половиной килограммов, оказался на четыре и шесть десятых единиц больше, нежели у сверстников, которые были на килограмм легче. Такая же закономерность была выявлена и для девочек, но в этом случае разница в интеллектуальных показателях составила менее трех единиц. Эти данные были опубликованы в British Medical Journal.

* * *

Даже небольшие дозы алкоголя во время беременности увеличивают вероятность рождения детей с аномалиями поведения. Об этом сообщает американский журнал Pediatrics. Если будущая мать в течение недели выпьет один-два бокала вина или один коктейль, втрое увеличивается вероятность того, что у ребенка через 6-7 лет обнаружатся пониженное внимание или склонность к непослушанию и агрессии.

* * *

Ученые Шиллеровского университета в Йене полагают, что один из компонентов яда желтого израильского скорпиона может стать основой нового семейства обезболивающих лекарств. В отличие от других анальгетиков, которые притупляют чувство боли, но негативно сказываются на функциях центральной нервной системы, этот токсин воздействует только на нервные клетки, расположенные за пределами головного мозга.

* * *

Слишком низкая концентрация холестерина в плазме крови пожилых людей совсем не обязательно способствует продлению их жизни. Медики из Гавайского университета много лет наблюдали состояние здоровья трех с половиной тысяч мужчин старше 70 лет. Анализ полученных результатов показал наличие связи между чрезвычайно низким уровнем холестерина и высоким уровнем смертности.

* * *

В Калифорнии и Флориде начинаются клинические испытания лосьона, препятствующего злокачественному перерождению клеток кожного покрова под действием солнечного ультрафиолета. Лосьон содержит фермент, который ликвидирует неисправности молекул ДНК, возникшие в результате ультрафиолетового облучения.

* * *

Медики из Великобритании и США выявили биохимический механизм, способствующий развитию одного из самых тяжелых осложнений детского менингита. Заболевание может привести к заражению крови, которое сопровождается закупоркой кровеносных сосудов и последующим развитием гангрены. Профессор лондонского Импириэл-колледжа Майкл Левин и его коллеги установили, что такой исход вызывается тем, что в крови больных недостает двух специфических белков. Хотя эти протеины сами по себе не предотвращают образования тромбов, они активируют еще один белок, который замедляет формирование кровяных сгустков. Открытие, о котором сообщил New England Journal of Medicine, может привести к появлению новых методов лечения обширных менингококковых инфекций.

* * *

Генноинженерный гормон эритропоэтин, который широкого применяется для лечения анемии, может стать средством борьбы с травматическими поражениями мозга и нейродегенеративными заболеваниями. Американские исследователи Cтюарт Липтон и Мурат Дигикайлиоглу обнаружили, что эритропоэтин защищает нейроны от разрушительного воздействия двух природных нейротоксинов, убивающих мозговые клетки. Отчет об этих экспериментах появился в журнале Nature.

* * *

Регулярное воздействие слабых механических вибраций укрепляет костное вещество и может стать средством борьбы с переломами и остеопорозом. Ученые из университета штата Нью-Йорк пришли к этому выводу на основе наблюдений за овцами, которые в течение года пять раз в неделю по двадцать минут выстаивали на вибростенде. По окончании эксперимента плотность бедренных костей подопытных животных оказалась примерно на 35 процентов выше, чем у овец контрольной группы. Руководитель исследований биоинженер Клинтон Рубин подчеркнул, что прежде чем вибротерапию можно будет рекомендовать в качестве лечебной методики, ее придется длительное время проверять на животных и отрабатывать в клинических испытаниях. Это сообщение опубликовано в Nature.

* * *

Английские врачи научились предсказывать по анализу крови, насколько тяжело ребенок перенесет заболевание менингитом. Для этого нужно в самом начале болезни определить концентрацию тромбоцитов и нейтрофилов и перемножить эти показатели между собой. Клиническое обследование двух с лишним сотен больных детей позволило установить, что менингит протекает тем легче, чем больше полученная величина. Доктор Петерс и его коллеги опубликовали свои выводы в журнале Paediatric Cardiac Care Medicine.

* * *

Здоровый образ жизни намного лучше лекарств предупреждает возникновение сахарного диабета у лиц со склонностью к этому заболеванию. Об этом свидетельствуют результаты клинического эксперимента, проведенного под эгидой американского Национального института диабета, заболеваний почек и пищеварительной системы. Он охватил более трех тысяч добровольцев в возрасте от двадцати пяти до восьмидесяти пяти лет, страдающих избыточным весом и слабой толерантностью к глюкозе. Некоторые испытуемые в течение трех лет строго придерживались нежирной диеты и каждую неделю посвящали не менее двух часов физическим упражнениям. Остальные участники эксперимента мало двигались и ели любую пищу, но зато ежедневно принимали препарат, снижающий уровень сахара в крови. Оказалось, что в первой группе риск заболевания диабетом снизился почти на шестьдесят процентов, во второй — лишь на тридцать.

* * *

Швейцарские власти разрешили фармацевтической корпорации Roche начать продажу нового средства против вирусного гепатита типа С. Опыты на животных и клинические испытания показали, что недавно созданный препарат Pegasys действует значительно лучше интерфероновой терапии. Швейцария стала первой страной, одобрившей клиническое применение этого лекарства.

* * *

Лабораторные мыши, которые используются в некоторых биомедицинских экспериментах, могут самостоятельно залечивать рубцы, возникающие при травмах сердечной мышцы. Это обнаружили сотрудники Вистаровского института в Филадельфии, чья статья появилась в американском журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Ученые работали с линией мышей MRL, которая много лет назад была выведена для исследования аутоиммунных заболеваний. С помощью специального зонда ученые повреждали ткань правого сердечного желудочка подопытных животных. Оказалось, что повреждения быстро затягиваются здоровой тканью, обязанной своим ростом интенсивному делению клеток сердечной мышцы. Подобная регенерация давно обнаружена у некоторых амфибий и рептилий, однако до сих пор она не наблюдалась у млекопитающих. Руководитель исследований Эллен Эбер-Кац не исключает, что и в наследственном аппарате человека запрограммирована аналогичная способность, которую можно разбудить с помощью лекарств или генной терапии.

* * *

Пятьдесят пять процентов американцев поддерживают государственное субсидирование медико-биологических исследований, в которых используются стволовые клетки человеческих эмбрионов, отбракованных клиниками по лечению бесплодия. Об этом свидетельствуют результаты только что проведенного опроса общественного мнения, опубликованные газетой USA Today. В то же время примерно две трети респондентов высказались против финансирования экспериментов с эмбриональными стволовыми клетками, полученными посредством клонирования.

* * *

Исследователи из США и Японии поместили в журнале Nature Medicine сообщение о специфической группе антител, которые могут найти широкое применение в медицине. Они запускают иммунные реакции, которые не только уничтожают целый ряд раковых опухолей, но также ликвидируют клетки, принимающие участие в развитии таких тяжелых заболеваний как системная красная волчанка и ревматоидные артриты. Руководитель исследований профессор Роберт Кимберли особо подчеркнул, что антитела типа TRA-8 обладают строго избирательным действием и не садятся на нормальные клетки. Клинические испытания этих иммуноглобулинов вероятнее всего начнутся уже в будущем году.

* * *

В американском Национальном институте аллергии и инфекционных заболеваний создана новая вакцина против лейшманиоза. Возбудителем этого тяжелого заболевания человека и животных служат внутриклеточные паразиты лейшмании, которых переносят некоторые кровососущие насекомые. Эксперименты на мышах показали, что препарат обладает очень сильным защитным действием. Ученые планируют проверить действие вакцины на собаках и обезьянах и в случае успеха приступить к ее клиническим испытаниям. Эта статья опубликована на страницах The Journal of Experimental Medicine.

* * *

Химики из университета штата Иллинойс в Чикаго синтезировали вещество, которое значительно подавляет активность одного из ферментов, провоцирующих развитие болезни Альцгеймера. Новое белковоподобное соединение само по себе не пригодно для использования в качестве лекарства из-за чересчур большого размера молекул. Тем не менее, разработчики не сомневаются, что им удастся создать компактные пептиды, обладающие подобным же действием. Профессор Арун Гош и его коллеги опубликовали свои результаты в Journal of Medicinal Chemistry.