В оглавление

"ДАЛЬНОБОЙЩИКИ" ИЗ АКАДЕМГОРОДКА,
ИЛИ "СОФТЛАБ-НСК" НА МИРОВОЙ АРЕНЕ

Сегодня, когда многие узнают, что авторы всемирно известной игры "Дальнобойщики" живут и работают в Новосибирске, в Академгородке, уже не удивляются. Хотя американцев и европейцев до сих пор поражает, что где-то в Сибири, в снегах и холоде, среди "медведей и тайги", есть кто-то, кто не только умеет неплохо работать на компьютере, но и может создавать игровые продукты, которые успешно продаются во всем мире. Об этом говорит тот факт, что с момента выхода этой игры в США она шесть месяцев находилась в числе 20-ти самых популярных игр в Америке. Десятки тысяч поклонников со всех сторон света пишут письма разработчикам любимой игры и с нетерпением ждут продолжения...

Подготовила Галина Шпак,
"НВС"

А все начиналось десять лет назад.

Привычный мир в нашей стране уже разрушился, а нового не было и в помине... Десять молодых сотрудников (самому старшему было 30 лет) Института автоматики и электрометрии без всяких надежд на достойные зарплаты и бесплатное жилье решили создать малое предприятие. Цель была одна — выжить. За плечами был опыт участия в создании первых российских тренажеров для подготовки космонавтов. В тот момент казалось, что Запад навсегда обогнал Россию в области компьютерных технологий. Российское государство сокращало и без того скудное финансирование всех научных программ, в том числе и космической. Персональные 286 PC c 40 мегабайтами памяти казались пределом мечтаний для многих программистов. И вот в таких жестких условиях появилось малое предприятие "СофтЛаб".

Первые годы становления давались тяжело. Все базировалось на энтузиазме молодых ребят, готовых работать ночами и по выходным. Не все, кто начинал это дело, выдержали. Пятеро из десяти первых уехали в разное время за пределы нашей Родины, которая переживала смутные времена. Танки в Москве подорвали надежду многих граждан России на нормальную жизнь...

...Но приходили другие молодые ребята, и дело понемногу двигалось. В 1994 году на молодую команду "СофтЛаб" обратил внимание американский бизнесмен Рон Гордон. У него была блестящая идея: создать компьютерные игры, которые управляются не с помощью мыши или клавиатуры, а с использованием нейро-физиологического контроля. Устройство называлось "MindDrive", что в вольном переводе на русский язык звучит как "Управление мыслью". Рон Гордон экономил на всем. Поэтому он решил сделать ставку на программистов из России, о которых никто ничего не знает, и цена которых, как говорят на Западе, была достаточно низкой. Риск был большой. Но американец поступил грамотно. Он нанял хороших менеджеров проектов, американцев, и заставил русских программистов играть по американским правилам. Работа и качество — в срок, деньги — тоже в срок. Менеджеры-американцы не формально, а очень строго отслеживали ход работ и соответствие их принятым стандартам. Два года длился проект. За это время создали три игры: "MindFlight" — это увлекательный полет, борьба с кровожадными пришельцами, захватившими Землю, летающие тарелки и лазерное оружие; "Fib" — игровой детектор лжи в нескольких вариантах и "MindSkier" — слалом и скоростной спуск, мастерство управления лыжами только силой мысли.

Главными достижениями разработчиков стало то, что команда научилась успешно выполнять коммерческие задачи и делать компьютерные игры. Имея такой опыт в багаже, можно было попробовать замахнуться и на более крупные проекты.

Как ни странно, но на этот раз заказчик и партнер появился не из-за границы. Московский издатель компьютерных игр компания "Бука" предложила "СофтЛаб" сделать игру в жанре "гонки на тяжелых грузовиках". "Буке" принадлежала идея. Сценарий пришлось разрабатывать по ходу проекта. Также по ходу пришлось искать и деньги. Тут очень сильно повезло. На этот проект нашлись деньги у крупной и известной компании "1С". И появилась игра "Дальнобойщики. Путь к победе".

Кто любит играть в гонки, тот знает, как трудно, когда ты "сидишь" за рулем не просто автомобиля, а огромного грузовика, который может быть загружен, например, товаром в стеклянной таре. А если при этом пошел дождь, и дорога стала скользкой или стемнело, и машина сбилась на проселочную дорогу... Берегитесь, конкуренты не спят! Здесь надо не только всех обогнать, но доставить груз в целости и сохранности. Тогда ты сможешь заработать больше денег, купить себе еще более мощный грузовик, и попробовать обогнать всех конкурентов.

В эту игру играют и дети, и взрослые. Желтые бейсболки с названием игры пользовались спросом не только ее почитателей, но даже у самих водителей-дальнобойщиков. Рыночные "пираты" помогли, чтобы об этой игре узнали по всей России. А дома, в Академгородке, о нашей компании в первую очередь узнали дети, ведь они всегда первыми узнают о всех новых играх. Успех первых "Дальнобойщиков" решил их судьбу — компания 1С поддержала продолжение игры "Дальнобойщики-2".

Надо отметить, что создание игры требует напряженного труда 10–15 человек в течение 1–2 лет. Причем работают не только программисты, но и математики, физики, дизайнеры, фотографы, специалисты по звуку, в конце концов, водители-консультанты.

Игра "Дальнобойщики-2" — это, в принципе, первый в мире непрерывный автосимулятор. Действие игры происходит в некотором районе, где сеть дорог, общей протяженностью 100–120 км, связывает небольшие городки и аэропорт. Из аэропорта поступает некий поток грузов, который нужно развезти по городкам, в зависимости от их потребностей. Эти городки могут также обмениваться излишками товаров между собой. Кроме того, на этой территории существует месторождение алмазов. Формируется еще один грузовой поток — вывоз руды и алмазов. Игроки-дальнобойщики разъезжают между городками и рудником, и пытаются заработать как можно больше денег, перехватывая друг у друга самые выгодные заказы. Заказ тем дороже, чем больше нехватка в этом товаре в каком-либо месте, чем труднее и рисковей вывоз этого товара. Мало того, что нужно обогнать конкурентов, надо стараться не нарушать правила езды, за выполнением которых следит милиция, и пытаться не попадаться дорожной мафии, которую тоже интересует товар, находящийся в грузовике. Поэтому в этой игре можно победить, поставив цель — стать монополистом в этом небольшом виртуальном мире.

"Дальнобойщики-2" появились в продаже в июне прошлого года. Новая концепция игры, великолепное качество графики и звука, достоверная физическая модель грузовика в соединении с мощной дистрибьюторской сетью компании 1С и ее маркетинговой политикой обеспечили успех. Эта игра стала бестселлером на российском игровом рынке.

Надо сказать, что в активе компании "СофтЛаб-НСК" есть немало интересных работ в области различных виртуальных тренажеров: автомобильных, авиационных и космических, железнодорожных и морских. И если кто-то скажет, что игровые проекты — это несерьезно, что разработчики просто делают деньги, то хочется возразить. Да, игры — это более успешные коммерческие продукты. Но разработка игр влечет за собой разработку новых технологий, новых подходов, которые помогают создавать более качественные профессиональные тренажеры и системы виртуальной реальности. Кроме того, стоимость таких тренажеров намного превышает возможности российских заказчиков. Тем не менее, компания берется за такие заказы, привлекая деньги из других проектов, потому что ей важно сохранить свой профессионализм, а также поддержать престиж страны.

Вообще, профессионализм и дружный корпоративный дух — это визитная карточка компании. Успешная работа компании, как и успешная работа любого предприятия, ведет к процветанию той территории, где она работает и живет.

На снимках:
— Генеральный директор предприятия "СофтЛаб-НСК" Ирина Травина.
— Дружный коллектив сибирских разработчиков.
— Скриншоты из игры "Дальнобойщики".