Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 20-21 (2256-2257) 19 мая 2000 г.

РУССКИЕ И АМЕРИКАНСКИЕ ШКОЛЬНИКИ --
В ЕДИНОЙ КОМАНДЕ

В.Мельничук.

27 апреля (для США) и 28 апреля (для России) в 7.30 утра (время новосибирское) состоялась олимпиада по физике через Интернет.

Это вторая олимпиада такого рода. Первая состоялась 9 апреля 1999 года. Она проходила между старшеклассниками Новосибирска и Сан-Диего. Города-участники нынешней олимпиады: Сан-Диего, Сиэтл, Санкт-Петербург и Новосибирск. Увеличение числа участников -- принципиально новый шаг по сравнению с прошлой олимпиадой. Новым было также и централизованное управление ходом олимпиады из единого центра, расположенного в Сан-Диего. Новосибирск был представлен командами от СУНЦ (при ФМШ) при НГУ (2 команды), от гимназии N 1 (из центрального района), гимназии N 3 (из Советского района). Как и в прошлом году, каждая команда состояла наполовину из русских старшеклассников, наполовину из американских. Четыре команды Сан-Диего-Новосибирск соревновались против четырех команд Сиэтл-Санкт-Петербург.

Сама процедура проведения олимпиады была разработана программным комитетом, возглавляемым профессором А.Аржанниковым. В него входили преподаватели физического факультета НГУ и преподаватели СУНЦ НГУ.

Над составлением шести задач работал коллектив преподавателей под руководством доцента СУНЦ НГУ А.Ершова. Задачи должны были отвечать двум требованиям: быть предельно оригинальными (то есть неизвестными во всем мире) и иметь относительно краткое решение.

На решение каждой задачи отводилось 12 минут. Первые две -- демонстрационные (требовалось объяснить результат эксперимента, показанного на экране). Две последующие -- физические (ответ мог быть дан в виде формулы или числа). Одна из этих задач оказалась "по зубам" только учащимся СУНЦ при НГУ. Две последние задачи -- математические. Специальное программное обеспечение, разработанное фирмой "Praja" (США, Калифорния), сделало возможным одновременное появление задачи на экранах компьютеров в 4 городах-участниках. Задачи находились на локальных компьютерах в закодированном виде. По соответствующей команде, поданной центральной машиной из Сан-Диего, мгновенно включалась очередная задача и начинался отсчет времени.

Обсуждение проходило в режиме on-line. Обсуждение было общим, решение -- самостоятельным. Каждая половинка команды выдавала свой ответ. Затем баллы суммировались. Результат каждой половинки команды оценивался от нуля до пяти очков (пять -- за полный и правильный ответ). Таким образом, решенная задача оценивалась по 10-бальной шкале очков. Решенные задачи отсылались в Сан-Диего для компьютерной обработки. Для придания большей объективности судейству, задачи для оценки жюри высылались попарно в 3 города.

Ответы американские школьники писали на английском языке, а русские -- на русском, но латинскими буквами: в последний момент выяснилось, что предоставленное фирмой программное обеспечение не пропускало русских букв.

Победителем олимпиады стала команда, состоящая из школьников СУНЦ при НГУ и школьников Сан-Диего (43 балла). Второе-третье места разделили команда Санкт-Петербурга--Сан-Диего и команда Санкт-Петербург--Сиэтл, набравшие по 37 баллов. Целью данной олимпиады является не только выявление талантливых молодых людей, стремящихся стать физиками, но и приобретение опыта в совместном решении задач через интернет на международном уровне в режиме on-line. По сравнению с обычной олимпиадой, она проверяет еще и быстроту соображения и способность работать в единой команде. Ее можно рассматривать как проект, демонстрирующий синтез возможностей технологий, человеческого ума и международного сотрудничества.

По мнению А.Аржанникова, данная олимпиада показала, что Интернет может быть основой международной унификации среднего и высшего образования. Ректор НГУ Н.Диканский также убежден, что это тот путь, по которому надо развивать сотрудничество между университетами разных стран.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?30+101+1