"ОСТРОВА ДИКИХ ЛЮДЕЙ", СИБИРЬ... И ЭДЕМ
Елена ДЕРГАЧЕВА-СКОП,
Владимир АЛЕКСЕЕВ.
Текстологические заметки и фантазии при чтении древнерусских
рукописей
Под тихими сводами библиотек находят приют все главные события
человеческой истории, спрессованные в книги. Именно книги, и
прежде всего рукописные, все чаще обнаруживают на своих страницах
почти неизвестные широкому читателю рассказы. Вот одна из них --
русский Хронограф.
Известия об открытии Америки через современников Колумба,
составителей европейских хроник, дошли до древнерусского
книжника, были добротно переведены, литературно обработаны и
аккуратно переписаны в большие книги, переплетенные в доски,
поволоченные кожей. Понятен интерес древнерусского книжника к
полной приключений и экзотики истории похода в Америку. Ведь наш
соотечественник, сам испокон века неутомимый и любознательный
путешественник, не мог остаться равнодушным к захватывающему
рассказу "об островах диких людей, коих немецкие людие называют
Новой Свет", рассказу, открывшему для него неизвестные и
экзотические страны "на западе солнца", в то время как раньше он
искал и находил таковые "на всходе": диковинную страну Иоанна
пресвитера, обиталище нагомудрецов под стенами Эдема, Макарицкий
остров, на котором есть птицы Гамаюн и Феникс... Время легенд
кончалось -- начиналось время великих географических открытий. Но
оставалась мечта о Рае.
Мы предлагаем посмотреть на открытие Америки глазами нашего
предка-соотечественника. Это можно сделать, прочитав текст статьи
о путешествии Христофора Колумба из названного нами
древнерусского Хронографа. Около десятка прекрасных списков этого
памятника различных редакций хранится в библиотеке Сибирского
отделения Российской Академии наук в Новосибирске. По одному из
них приводится публикуемый текст, ибо Хронограф целиком до сих
пор не издан.
Хронограф был излюбленным чтением на Руси в XVI и особенно в XVII
веках -- ведь в нем нашел отражение весь свод основных известий
всемирной истории. Первоначально доведенный до 1457 года
(завершался рассказом о падении Константинополя под натиском
турков), он затем продолжался разными известиями, особенно о
европейских событиях, пережил начало правления Романовых (1613
год), был обработан в 1620, 1633, 1656 годах... Раздел об
открытии Америки, появившийся на одном из переходных этапов
(видимо, не позднее середины XVI века), оставался неизменным --
редакторы не находили других, более точных сведений об этом
событии.
Чуткий читатель наверняка обратит внимание на колорит
повествования, который наводит на мысль о том, что русский
рассказчик многие описываемые ситуации как бы "примеряет" на
себя, приноравливая к знакомому и соотнося с понятным: испанский
король Фердинанд отпускает Колумба в плавание "при княжении в
Руси великого князя Ивана Васильевича" (Ивана III), на
тропических островах "птиц много..., а ростом много больше
здешних", "в Калекуте-граде черной перец на посаде ростет..."
(Афанасий Никитин уже побывал в Индии).
Необходимо отметить и удивительную точность в передаче событий:
древнерусский книжник твердо знает, сколько раз пускался в
путешествие Колумб, кто он был по происхождению (кстати,
исследования последних десятилетий подтвердили версию, изложенную
в Хронографе), какие острова были открыты, что за люди населяли
эти острова и каковы были их нравы, какая природа их окружала,
как путешественники обращались с местными жителями.
Если открыть дневники Христофора Колумба, которые он вел во время
своего путешествия (а это само по себе увлекательнейшее и вполне
доступное чтение -- см.: Путешествия Христофора Колумба:
Дневники. Письма. Документы. -- М., 1961), то многие характерные
детали рассказа древнерусского книжника оказываются связанными с
первоисточником. Оставим читателям возможность самостоятельно
проделать всю эту сопоставительную работу, но укажем лишь
некоторые совпадения (далее дан текст из русского перевода
дневника Колумба в сопоставлении с текстом хронографического
рассказа).
Дневник Колумба
"Они ... приносили нам попугаев и хлопковую пряжу в мотках и
дротики и много других вещей, и обменивали все это на маленькие
стеклянные четки и погремушки. И по доброй воле отдавали они все,
чем владели...", "...они с величайшей охотой отдавали золото за
погремушки и стеклянные четки".
|
Хронографический рассказ
"... пришли и многие к ним, принесли много злата и камения
драгого. И шпанове (испанцы) против того их дарили зеркалами и
стклянками и колокольчиками, а они у них принимали то за великий
дар".
|
"И они... растолковали мне, что сюда приходили люди с других,
лежащих рядом островов и хотели эти люди захватить их всех...,
живущих здесь, в плен...".
|
"И сказывали Калимбосу, что есть недалече от них остров, а живут
на нем люди, которые людей хватаючи ядят, и нарицают их
"камбалы", рекше -- "собаки". А приходят по люди к ним, на остров
Испанну...".
|
Сопоставление можно продолжить, но нам важнее обозначить наличие
определенной связи между этими двумя текстами, и подчеркнуть
очевидное стремление древнерусского рассказчика точно передать
источник, приноровив его в то же время, к вкусам своих
современников.
Списки Хронографа, поместившего когда-то на свои страницы рассказ
"об островах диких людей", особенно широко распространялись в
России в ту эпоху, когда началось реальное продвижение русских
людей на Восток. В поздних редакциях Хронографа (начала XVII
века) история открытия Колумбом Америки оказывается в пределах
одного тома с рассказом о начале освоения Сибири. Реакция на
новооткрытые сибирские земли -- гигантское пространство на
Востоке -- очень похожа на удивление перед возможностями
западного Океана.
"О стране Сибирской и о сибирском от Ермака взятии"
"Страна Сибирская от Московского государства -- на восточную
страну..., 2000 поприщ. Промеж сих -- камение и горы превысокие
зело, яко инем холмом до облак небесных досязати. На горах же
каменных различнии кедрии и иная древеса. В них же живяху зверие
различнии -- овии угодны на снедение человеком, еже есть елень,
лось, заяц или таушкан, инии же -- на украшение одеждам: лисица,
бобр, россомаха, соболь, белка и подобная сим. И сладкопеснивые
птицы, и многоразличные травные цветы. И реки многие истекоша,
одни поидоша в Русские страны, другие -- в Сибирскую землю. В
реках же камение великое зело, реки же прекрасны, в них же воды
сладкие, и рыб различных множество,и луги многие, и места
скотопитательные пространны зело"
|
Хронографический рассказ о путешествии Колумба
"А тот остров от Шпанския земли отстоит 6000 верст... На том
острове Испанне нет никаких зверей, кроме кроликов, а змеи
велики, а не ядовиты. И птиц много -- голубей, и гусей, и утят, а
ростом много больше здешних. Да там же птицы аки дрозды -- главы
у них красны, а перие велико; да тут же много скворцов, а перие
на них всякими цветы. И на том острове родится всякое корение
инберное, и корица, и перец дикой, и мастика, и елей..."
|
"Тотаровя закон держат Бахметев; колмаки же -- неведомо кой закон
держат или отцов своих предание... Пегая же орда, и остяки, и
самоедь закона не имеют, но идолом поклоняются и жертвы приносят,
зверина же и гадска мяса ядят, и кровь пиют яко воду, и корение
ядят. Остяки же одежду имеют от рыб, самоядь же -- от еленей"
|
"...На том острове люди наги живут. А нравом просты -- не
почитают Бога никаким обычаем... А люди зело поганы, отцы детей
своих ядят, будет кой сын непослушлив, а дети отцов своих ядят,
кои отцы будут стары добре..." "...И там людей нашли ушатых --
таковы велики уши, что за плечи висят, а у иных и до пят..."
|
Вполне понятно, что русских, открывавших Сибирь, как и
европейцев, впервые попавших "на острова диких людей", восхищала
девственная природа новых мест, вызывал любопытство образ жизни
местных жителей и даже их внешний облик, их религиозная и
нравственная жизнь. На все смотрели глазами христан... Они
живописали реальные картины бытия.
А мечта о Рае?
* * *
Среди необъятной исследовательской литературы об открытии Америки
спорным и до сих пор нерешенным однозначно вопросом является
вопрос о целях путешествия Колумба. В документе, подписанном
королем Фердинандом и королевой Изабеллой, цель путешествия
определена достаточно загадочно: "...для открытия и приобретения
некоторых островов и материка в Море-Океане...". В силу
туманности королевской формулировки возымела право на
существование версия, по которой истинной целью экспедиции было
открытие легендарных то исчезающих, то появляющихся островов
средневековья -- Бразила и Антилии. Остров Антилия -- это
легендарный остров семи христианских епископов, бежавших с
Пиринейского полуострова от мусульман и основавших за океаном
"Семь городов". Формулировка документа и версия об этих островах
трудно сочетаемы, ибо по католической традиции "приобрести" можно
было только "языческие" или вообще "безверные" земли.
Но древнерусский-то книжник убежден, что истинная цель
путешествия Христофора Колумба была не открытие Антилии, а тем
более -- Америки, и уж никак не стремление "завязать торговые
отношения с нехристианской страной". Его проницательность трудно
было сбить с толку, и он считал, что кто-кто, а он-то прекрасно
понимает истинную цель путешествия. Образованный книжник, с
почтением и пиететом относящийся к источнику своих сведений, он
не мог позволить себе самому сформулировать прямо и
недвусмысленно это понимание, но оно вполне определенно
вырисовывается на фоне его знания.
А когда отправился Колумб в свое путешествие? В 1492 году.
Казалось бы, какая разница -- ведь мог годом раньше и годом
позже. Но для древнерусского книжника год 1492 (а от Сотворения
мира -- 7000-й год) был особым -- это был год ожидания
неминуемого конца света, ведь заканчивалась рассчитанная прежде
на 532 года Пасхалия, Большой Индиктион, и истекала седьмая
тысяча лет, Седьмой день Божественного творения... Календарь
истек, все -- конец Света... И, конечно, наш книжник был убежден
-- Христофор Колумб отправился на поиски Эдема, земного Рая.
А ведь Рай и находится где-то в Море-Океане.
В этом же Хронографе, в другом месте, говорится о местонахождении
Рая: "...Рай блаженный от земли отделен бысть по преступлении
Адамове, только он на земле стоит, а те 4 великия реки ход свой
под землей скрыли, и круг того Рая и Едема обтекли великие пучины
морские".
Если предположить, что экспедиция Колумба отправилась на поиски
Эдема -- Рая, утраченного в результате грехопадения первых людей,
но оставшегося где-то на земле средь пучины морской, то можно
твердо сказать, что в этом деле он продолжил средневековые
традиции, вновь возродив легенду.
Идея существования земного Рая долгое время была (да, наверное, в
сфере духа и остается) для человечества мощным источником
энергии, направленной на познание и освоение отдаленных земель --
тут можно вспомнить и легенду о святом Брендане (XII век),
обнаружившем Рай на островах "в Западном океане", рассказы
Годфрида Витербосского (эпоха крестовых походов) о ста братьях,
достигших в океане золотой горы, украшенной изображением Мадонны
с ребенком; русскую легенду о новгородцах (конца XIII -- середины
XIV вв.), нашедших Рай в северном Море-Океане... По свидетельству
архиепископа Василия Калики, занимавшего новгородскую кафедру в
первой половине XIV века, Рай земной находили его старшие
современники, новгородские купцы-мореходы. Вот как это описано в
его послании тверскому епископу Федору Доброму:
"А то место святого Рая находил Моислав Новгородец и сын его
Яков, и всех было их три юмы (лодки), и один из них погиб, много
блудив, а два из них потом долго носило в море ветром, и принесло
их к высоким горам. И увидели они -- на горах тех написан Деисус
чистой лазурью неземной красоты, ибо не человеческими руками
творен, но Божиею благодатию! И свет был в месте том такой
самосиянный, что человек не в силах о нем поведать. И были они в
месте том долгое время, и хотя солнца не видели, но свет был
щедрый, сияя ярче солнца, а с гор тех слышны были радостные гласы
и песнопения. И велели они одному другу своему по шегле (лестнице
в одно бревно с вырубками) взойти на ту гору, чтобы увидеть,
откуда свет и пение. Так и было. Но как взошел на гору ту, так
всплеснул руками и засмеялся, и бросился бежать от друзей своих к
тем голосам. Они весьма удивились и послали другого, запретив ему
убегать: пусть, дескать, вернется и расскажет им, что там такое
на горе. Но тот (как и первый) не возвратился к своим, а с
великой радостью бежал от них. Тогда в деши их закрался страх, и
начали они рассуждать между собой, говоря: "Пусть и смерть
настигнет, но увидим свет места того". И послали третьего на
гору, привязав его ужищем (веревкою) за ногу. Но и этот тоже (как
и первые), всплеснув руками радостно, побежал, от радости забыв
ужище на ноге своей; те же одернули его ужищем, и он сразу
оказался мертв. Они же побежали назад (к юмам) -- не дано было
им, смертным, узреть большего -- ни света неизреченного, ни
веселья, ни ликования. А тех мужей новгородских дети и внучата в
добром здравии".
Легенда и явь сомкнулись.
Ну что же, наверное, с точки зрения своего знания древнерусский
книжник, можно признать, был вправе считать истинной целью
походов Колумба открытие среди пучин Океана-Моря Нового Света,
который представлялся как Эдем, земной Рай. Кстати, если это так,
то он, этот древнерусский книжник, еще вон когда прозрел всю
корневую систему современного американского мифотворчества...
стр.
|