Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 24 (2260) 16 июня 2000 г.

КОЛЛИЗИЯ

Ю.Советов,
старший научный сотрудник,
кандидат геолого-минералогических наук,
Институт геологии ОИГГМ СО РАН.

Коллизия -- модное в геологии слово (сollision -- столкновение). Столкновение террейнов (малых земель) с континентами и континента с континентом оставляют впечатляющие вечные следы -- рубцы на теле нашей планеты, они сохранились с глубокого докембрия -- замечательные метки катастрофических событий истории Земли. Коллизия -- атрибут сборки суперконтинентов, что происходило примерно через каждые 500 млн лет, и никакой наждак, даже самый лучший абразив -- время, не могут стереть до конца последствия столкновения. Не так ли и в человеческой истории и в истории одного человека?

Идет защита дипломных работ на геолого-геофизическом факультете Новосибирского госуниверситета. Студенты, уставшие от напряжения последних перед защитой дней, уставшие преподаватели-совместители, у которых, помимо многочасовых слушаний, других забот хватает... В последнем столкновении конкретное неокрепшее знание -- и опыт, умудренность; наивный интеллект -- и искушенность "зубров"; молодая воля, еще не знающая своей силы -- и сплоченность материков. И часто в таком столкновении слабая сторона выигрывает, зная правила игры -- нужно то-то и то-то, алгоритм исследования по преподавателю: набор стандартных действий, показывающий, что ты в курсе и можешь действовать, как учили. Это драма начинающего специалиста: ведь он до конца не понимает, что кажущаяся правильность и логичность -- результат столкновения и притирки многих исследователей с объектом исследования и, что это нужно пережить. Все еще впереди! А сегодня, сейчас он "отражает" непонятные вопросы, плохо говорит, потому что все, что в последние напряженные дни вбивал в сознание, лежит, как попало, не скреплено "железными" фактами, все зыбко, неопределенно. Студент "плавает", нет твердых берегов, хватается за плывущий мусор, тонет. Ему благосклонно протягивают руку, ободряюще похлопывают, говорят, что со всяким такое бывает, но... столкновение с самим собой уже произошло, и зарубка от него осталась.

...Все начинается задолго до защиты. Первая производственная геологическая практика у Алексея Попова была на Горном Алтае. Сплав на резиновых лодках, вначале по мелкой каменистой перекатистой речке Байгол, затем по спокойной, требующей неустанной гребли, реке Лебедь. Первые столкновения с камнями, заездками, перекатами, трудная задача впередсмотрящего не пропустить плохо заметный камень, ведь от утопления груза тебя отделяет только тонкая, пока еще целая клееная оболочка лодки.

От одного камня увернуться можно, а от сотни -- трудно. Приходилось клеить лодку, бесконечно подкачивать -- старая резина не держала, и -- причаливать, отчаливать, разгружать и загружать. Непрерывный труд, а за каждым поворотом -- столкновение. Но это только преамбула. Камни немы, если не уметь вести с ними диалог, монотонно однообразны, не за что зацепиться. Изо дня в день непрерывное лазание вверх-вниз, хождение вдоль обрывов, разглядывание и подглядывание, поиски векторных текстур, отбор и фиксация образцов и наблюдений, часто все это с лодочного маршрута. Сроки сжаты, необходимо к определенному дню быть на базе. И снова вперед, гребок... тысячи гребков, ими измерен весь 80-километровый маршрут. Эти мелочи не выносятся на защиту, как и обстоятельства, искажающие и затемняющие и без того не совсем понятные факты. На защите нужен чистый результат, и комиссии нет дела до того, как студент А.Попов выпытывал у камня тайны и на собственной шкуре попробовал их шершавость. Коллизия человека и камня, чтобы выбить толику нового знания! Она продолжается и в лаборатории.

Ценность наблюдения в его осмысливании и сопоставлении с известным научному сообществу. Коллизия мнений, изложений, языков и представлений -- наиболее трудный экзамен для студента. Трудно привыкнуть к мысли, что казалось бы очевидные вещи можно понимать по-разному. И если студент справляется с бременем истории вопроса, можно считать, он подготовлен для добывания нового знания и понимает истоки научных коллизий (collision -- противоречие интересов).

Собран, обработан и вплетен в контекст науки новый материал, написан диплом, вычерчены определяющие графические пояснения. Защита. Комиссия совещается. "Хорошо" -- это хорошая оценка. Наверное студент будет долго "проигрывать" эту защиту, находить аргументы и корить себя, что вовремя этого не сделал. Пройдет время, а следы этой коллизии нет-нет да и дадут себя знать, ведь мы все носим такие метки в своем сердце.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?6+104+1