Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 30-31 (2266-2267) 4 августа 2000 г.

ЧЕРЕЗ ИСТОЧНИКИ К ИСТОКАМ

Ю.Лаевский,
доктор физико-математических наук,
профессор НГУ, зав. лаб. ИВМиМГ СО РАН.
Л.Панин,
доктор филологических наук,
профессор НГУ, заведующий кафедрой
древних языков НГУ.
С.Тычков,
доктор геолого-минералогических наук,
зав. лаб. ИГ СО РАН.

К 50-летию настоятеля храма Всех Святых
в земле российской просиявших
протоиерея Бориса Пивоварова

6 августа, в день памяти святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, исполняется 50 лет со дня рождения настоятеля церкви Всех Святых в земле Российской просиявших магистра богословия протоиерея Бориса Пивоварова.

Выпускник сначала Одесской духовной семинарии, позже -- Московской духовной академии протоиерей Борис Пивоваров в 1989 году по благословению митрополита Гедеона, главы Новосибирской епархии в то время, был назначен на служение в только что оформившийся православный приход Академгородка, еще не имевший своего храма. Лишь 5 августа 1990 г. состоялось освящение места под будущий храм, так что для наших прихожан 5--6 августа этого года -- дни, отмеченные двумя юбилейными датами. 5 августа исполняется 10 лет со дня установления Креста на полянке, где позднее был выстроен наш храм.

Сейчас уже невозможно представить себе новосибирского Академгородка без церкви Всех Святых в земле Российской просиявших, обширной миссионерской деятельности прихода, православной гимназии, ее издательства, ежегодных Рождественского концерта и Праздника славянской письменности и культуры. И, конечно, без отца Бориса, вошедшего в городковскую среду сразу и очень естественно. Одних он покорил своим умом, других -- образованностью, третьих -- добротой, но все сошлись на том, что именно такой человек может дать пример соединения двух важнейших для христианина заповедей -- любви к Богу и ближнему. С батюшкиной помощью постепенно поняли, кто же он такой, этот ближний, без любви к которому нет христианина. Им оказался и друг, и враг; и соратник, и соперник; и эллин, и иудей; и православный, и инославный. Понимание пришло не сразу, а некоторые так и не смогли этого принять... В самом деле, казалось бы, как же можно, отстаивая и восстанавливая православные традиции, обойтись без борьбы с кем-то или чем-то? Но протоиерей Борис и сегодня убежден: "Проповедь Евангелия -- это проповедь не "анти", т.е. не против кого-то, а "за" Христа Распятого и Воскресшего" (это строки из его доклада на VII Международных Рождественских чтениях, проходивших в Москве в 1999 г.).

Пожалуй, самой яркой чертой всей деятельности протоиерея Бориса является миссионерское служение. Храм, вокруг которого строится вся жизнь прихода, это прежде всего место Богослужения, центр свидетельства о вере, а в качестве такового он не только и не столько притягивает, сколько отдает. Отдает через православную гимназию во имя Преподобного Сергия Радонежского, через воскресную школу, через Сестричество милосердия во имя великой княгини Елисаветы Федоровны и больниц, где священники прихода и сестры милосердия окормляют болящих, через помощь Барышевскому детскому дому, Бердскому дому престарелых и др.

Не случайно и темы выпускного сочинения отца Бориса в семинарии и кандидатского сочинения в академии были посвящены деятельности русских миссионеров в Сибири, а успешно защищенная в 1989 году диссертация на соискание ученой степени магистра богословия представляет собой фундаментальное археографическое и библиографическое исследование фондов Алтайской духовной миссии (АДМ). И дальнейшие научные занятия автора связаны именно с изучением и публикацией этих фондов, являющихся ценнейшими источниками как для церковной, так и для гражданской истории России. Значимость данного исследования для истории Русской Православной Церкви определяется прежде всего тем, что Алтайская Миссия была признана лучшей и образцовой среди всех других миссий, действовавших в пределах России в XIX -- начале XX вв., именно она приблизилась к идеалу православного миссионерства. Стоит ли говорить, как важен сегодня опыт деятельности архимандрита Макария Глухарева и его ближайших сподвижников по Миссии? Введение в научный оборот фондов АДМ и их осмысление дает возможность и лучше разобраться в тех исторических, культурных и языковых процессах, которые имели место в то время на Алтае и в России. Во вступительном очерке к книге "Из духовного наследия алтайских миссионеров" (Новосибирск, 1998), составленной протоиереем Борисом из документов Миссии, ему удалось показать, что, как и более тысячи лет назад у славян, распространение христианства у шорцев и алтайцев рука об руку шло с распространением грамотности и образования. Безусловно, первостепенную важность имеют сами источники, и мировая гуманитарная наука доказала, что только они сохраняют непреходящую ценность, а значимость источников в кризисные и переходные эпохи (то, что мы имеем сейчас -- и не только в России -- в области гуманитарных наук) возрастает. Вместе с тем, говоря об исследовательской деятельности протоиерея Бориса Пивоварова, мы можем выразить надежду, что когда-нибудь его исследование об алтайских миссионерах увидит свет полностью (попутно отметим, что эту мысль более десяти лет назад высказала доктор филологических наук профессор Е.Убрятова после научного доклада протоиерея Бориса на заседании отдела филологии Института истории, филологии и философии СО РАН).

То, что для отца Бориса источники стоят на первом месте, видно не только из его научных трудов, в которых историко-филологическая и богословская основы неотделимы (величайший православный богослов XX века протоиерей Александр Шмеман в книге "Исторический путь православия" (М., 1993) писал: "Православное сознание всегда "исторично", всегда включает в себя прошлое, но никогда не "рабствует" ему"). В полной мере проявилось это и в школьном учебнике "Родная история" (Новосибирск, 1995), написанном им в соавторстве с директором православной гимназии Н.Гореловой, и в подготовленном им школьном пособии "Евангелие в нашей жизни" (Новосибирск, 1995), рекомендованном Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации для использования в системе дополнительного образования детей.

Что касается книги "Родная история", то ее особенностью является привлечение источниковедения при изучении в школе курса истории. Исторический материал в учебнике представлен в двух планах: конкретные факты и сведения о том, как эти факты были получены исследователями. Содержательным центром каждой темы становится подвиг -- духовный, гражданский, военный, личный или соборный. Родная история предстает как яркая цепь событий, на которую, как на стержень, нанизываются новые и новые факты. В настоящее время благодаря совместным усилиям православной гимназии и Новосибирского университета увидела свет электронная версия этого учебника. Мультимедиа-учебник "Родная история" Н.Гореловой и Б.Пивоварова насыщен интереснейшим материалом, богато иллюстрирован, сопровожден тщательно разработанным справочным материалом.

Обращением к источникам отличаются и спецкурсы, прочитанные отцом Борисом для студентов Новосибирского государственного университета. В течение десяти лет им ежегодно читался по крайней мере один полугодовой (семестровый) спецкурс, и каждый из них (а они до сих пор не повторялись!) был обращен к источникам, их археографической и текстологической оценке, к интерпретации этих источников в разные времена. Такое (источниковедческое) отношение протоиерея Бориса к материалу сформировало и то направление анализа и оценки фактического материала, которое характерно для деятельности Общества православной культуры НГУ, существующего в Университете при ближайшем участии отца Бориса.

Наверное, мы не ошибемся, если скажем, что эпиграфом к научной и педагогической деятельности протоиерея Бориса Пивоварова можно избрать слова: "Через источники к истокам". Это же стремление к истокам, первооснове проявилось и в возрождении настоятелем нашего прихода существовавшей у первых христиан традиции ранних (ночных) Богослужений на двунадесятые праздники.

Одним из излюбленных раннехристианскими художниками и скульпторами евангельских сюжетов была притча о Добром Пастыре, оставившем стадо и отправившемся на поиски заблудшей овцы. Его так и изображали -- несшим на своих плечах найденную овцу, радостным, добрым и сильным. Эти изображения можно видеть уже в римских катакомбах, где первые христиане скрывались от гонений, представлены они и в виде отдельных скульптур. А на стенках саркофагов и на надгробиях изображение Доброго Пастыря, наряду с основными символами (рыбой, кораблем, якорем, маяком, христограммой Х-Р), символизирует надежду и является одним из самых ярких свидетельств Пасхальной радости. Именно об этой радости свидетельствует настоятель церкви Всех Святых в земле Российской просиявших протоиерей Борис всей своей деятельностью -- литургической, богословской, научной и педагогической.

Все прихожане храма Всех Святых в земле Российской просиявших желают дорогому батюшке здоровья, Пасхальной радости и дальнейших творческих успехов на многая лета.

* * *

Редакция газеты "Наука в Сибири" присоединяется к юбилейным поздравления протоиерея Бориса Пивоварова, нашего постоянного автора, и желает ему доброго здоровья, успехов и всех благ.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?6+108+1