Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 39 (2275) 6 октября 2000 г.

БИЗНЕС НА РЫНКЕ
ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
НЕМЕЦКОЙ ДЕЛЕГАЦИИ

Подготовил Г.Малышев, "НВС".

В рамках германо-сибирской конференции по экономическому и технологическому сотрудничеству, прошедшей в новосибирском Академгородке, группа немецких предпринимателей и государственных чиновников-управленцев, представляющих сектор бизнеса, ориентированнный на производство программного обеспечения, встретилась с новосибирскими учеными и представителями новосибирских фирм-разработчиков ПО, где гостей ознакомили с положением дел в данном секторе рынка и провели для них презентацию недавно созданного Сибирского центра информационных технологий.

* * *

О визите немецкой делегации и о новом научно-технологическом центре в Новосибирске рассказывает член Совета директоров Сибирского центра информационных технологий, директор Новосибирского филиала Компании "Novosoft, Inc" Сергей Ковалев.

-- Как я понял, немецким гостям, что нас посетили, была поставлена задача -- изучить на месте состояние дел с информационными технологиями и оценить возможности сотрудничества с новосибирцами. Такой интерес немецкой делегации вполне оправдан. Насколько известно, в настоящее время у них значительный дефицит специалистов в области информационных технологий. К нам же члены делегации приезжали для того, чтобы оценить возможность реализации идеи привлечения новосибирских специалистов в области разработки программного обеспечения к работе по заказам немецких фирм.

Можно реализовать такой вариант, когда задействуются мощности новосибирских фирм-разработчиков ПО, имеющих свою локальную инфраструктуру. Немецкие заказчики ставят задачи, через Интернет устанавливается постоянный контакт -- фактически управление производственным процессом, которое они могут осуществлять от себя, и далее потреблять готовый продукт, распространяя его от собственного имени. А производство, конкретные исполнители, конкретное управление осуществляется здесь, в Академгородке.

В городке сейчас существует несколько крупных компаний-разработчиков ПО, и мы приняли совместное решение создавать общую бизнес-площадку, которая включает нас (поставщиков сервиса по разработке программного обеспечения, в частности, Алекта, Новософт, СофтЛаб, Региональный ГИС-центр, Центр Финансовых Технологий), Сибирское отделение РАН (обладателя и провайдера локальных ресурсов -- помещений и всего остального), Университет (основной поставщик кадров -- центр подготовки специалистов), а также финансовые структуры (СибЭкоБанк). Мы все вместе и образуем ассоциацию, в рамках которой будем решать общие вопросы по развитию инфраструктуры этого бизнеса. Собственно, содержательная часть -- заказ, разработка -- остаются у каждого участника в отдельности, мы не будем терять самостоятельности, своего бизнеспрофиля, но при этом мы оговариваем правила, цель которых заключается в благоприятствовании всеобщему росту и развитию и запрещении действий, приводящих к возникновению сложностей во взаимоотношениях. Например, кадровые вопросы: нельзя допускать ни нехватки кадров, ни их перепроизводства. Мы вместе с НГУ должны согласовывать свои планы по подготовке кадров.

Заранее предполагается открытость этой бизнес-площадки, поэтому могут появиться и другие провайдеры инфраструктурных услуг, включая образовательные и другие услуги, возможно привлечение провайдеров телекоммуникационных услуг, интересной представляется возможность привлечения провайдеров финансовых услуг...

Сегодня часть компаний-разработчиков ПО занимает выжидательную позицию, им не все ясно, поскольку у них еще нет достаточного опыта... Поэтому понятно их намерение подождать, а уж потом принимать решение о присоединении. Мы нормально к этому относимся и декларируем свою открытость для приема новых участников.

Представляя из себя с маркетинговой точки зрения крупнокалиберную силу, мы, получив крупные инвестиции, должны грамотно их освоить -- не просто проесть, а сделать так, чтобы они принесли впоследствии второй, третий и четвертый уровень доходов. Получается сложная схема оборачиваемости средств, для чего требуются профессионалы в области финансового рынка. Поэтому привлечение крупных банков тоже актуально.

В Центр входит также технопарк "Новосибирск". Технопарк интересен тем, что фактически он решал подобные организационные задачи в качестве бизнесплощадки (сам он бизнесом не занимался, но решал задачу обеспечения необходимых условий для участников, занимающихся своим бизнесом) -- поэтому опыт технопарка нам представляется интересным.

Принципиальное решение о создании Сибирского центра информационных тенологий принято. И Новософт, как один из активных участников этой структуры, готов представлять консолидированную силу серьезной бизнес-группы, готов привлекать серьезных заказчиков. Немцы приходили знакомиться с нашим бизнесом, и мы продемонстрировали им, что по любому параметру размещение заказов в новосибирском Академгородке значительно выгоднее, нежели организация нового производства где-то в другом месте (в том числе непосредственно в Германии)...

Типичный пример кажущейся проблемы, которая на поверку оказывается благоприятным фактором -- разница во времени. Например, с североамериканскими заказчиками она составляет 11 часов. Традиционные способы организации производства предполагают, что руководители всех уровней для организации управления и контроля над подчиненными должны быть на рабочих местах одновременно с исполнительным персоналом, так что либо нам, либо им надо выходить на работу в ночную смену...

Фактически же у нас получается так, что заказчик генерирует идеи, организует маркетинг -- находит клиентов следующего уровня, вырабатывает предложения по дальнейшему развитию и так далее. Наша часть -- собственно производство программного продукта. Теперь представим следующее -- в течение своего рабочего дня заокеанский заказчик формулирует нам некую задачу. А мы в наше рабочее (дневное) время (в их ночное время -- не забывайте 11-часовую поясную разницу!) выполняем поставленные заказчиком задачи (вернее, порцию заданий), и к утру их следующего дня предлагаем свои технологические решения. Этого не получилось бы в условиях нахождения производства и маркетинговой части в одном месте: один день ушел бы на постановку задачи, следующий день решало бы производство... И только на третий день удалось бы получить какой-то готовый результат... А благодаря разнице во времени по часовым поясам имеем непрерывно работающую маркетинговую часть, не зависающую на производстве; производственная же часть тоже работает непрерывно. Так достигается эффективная параллельность в работе и практически двукратное увеличение производительности труда в реализации проекта.

Итак, при любом раскладе, развивать уже имеющееся производство здесь, у исполнителя -- значительно выгоднее, чем у заказчика создавать новое производство.

* * *

В рамках этой же концепции общей бизнес-площадки был продолжен разговор участников конференции на следующий день в Университете. Презентацию НГУ провел ректор Н.Диканский. В центре внимания были те же информационные технологии, поскольку немецкую сторону представляли компании, работающие в этой сфере. Рассказали о планах НГУ по подготовке специалистов в области информатики на ближайшие годы. Наряду с подготовкой исполнительного персонала -- разработчиков, аналитиков, оценщиков, требуется также акцентировать внимание на подготовке менеджеров -- важного звена для организации такого производства.

...И здесь у Новософта есть своя изюминка. У нас работают не только хорошие специалисты, получившие классное университетское образование по весьма эффективным методикам, доставшимся от советских времен... Для превращения этих кадров в реальных успешных коммерческих специалистов нужно дать им соответствующий уровень знаний по организации производства, фирме следует иметь штат управленцев среднего звена, адаптированный к работе и всем ее технологическим нюансам и подходам, штат, обеспечивающий расписание, планирование и все то, что требует производство. А это -- менеджеры. Здесь мы выступаем как организующая и направляющая дальнейшее обучение сторона. Планируем в НГУ подготовку курсов по менеджменту. С нашей стороны -- предоставляется база, в форме производственной практики, со стороны НГУ -- фирменная марка вуза высшего качества.

Мы всегда считали для себя одной из основных задач -- вложить наши знания и опыт в своем секторе бизнеса в образовательный процесс. Отсюда -- наше активное участие в чтении учебных курсов в качестве совместителей. Для факультета информационных технологий мы провели значительную работу по подготовке учебного плана, приняли участие в формировании учебных программ... Учебный процесс -- ресурсоемкая работа, и мы готовы содействовать предоставлению этих ресурсов. Мы стремимся охватить своим внимание и доуниверситетский сектор, в частности, планируем проведение в октябре-ноябре открытой олимпиады в партнерстве с университетом.

* * *

Немецкая сторона пока не оговаривала организационные формы сотрудничества, но отмечала, что им нужны российские партнеры... Звучали предложения, суть которых сводилась к тому, чтобы иметь в Академгородке российского партнера на постоянной основе. И мы можем на основе нашей высокой международной репутации дать некие бизнес-гарантии своих возможностей по выполнению немецких заказов. Для немцев имеются некоторые интересные сектора бизнеса, которые можно развивать совместно, они готовы участвовать в этом.

Насколько мне известно, на 9 ноября в Мюнхене немецкой стороной запланировано совещание, следующая итерация по организации нашего сотрудничества, куда приглашают и наших представителей. Работа по сотрудничеству в сфере информационных технологий активно продолжается.

* * *

Ваш корреспондент благодарит Сергея Ковалева за мини-презентацию Сибирского центра информационных технологий и желает новой структуре реальных успехов на рынке информационных услуг.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?13+114+1