Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости
 
в оглавлениеN 3-4 (2189-2190) 22 января 1999 г.

БОЛЬШОЙ СБОР В КЕМЕРОВЕ

Подготовил И.Глотов.

Об очередном заседании Совета межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" нашему корреспонденту рассказывает его участник, председатель СО РАН академик Н.Добрецов

"Сибирское соглашение" собралось на свое заседание в 31-й раз. Главный вопрос повестки дня, которому была посвящена половина рабочего времени, -- состояние и перспективы развития угольной промышленности на примере Кузбасса. В заседании Совета МАСС участвовала представительная правительственная делегация: премьер, три вице-премьера, четыре министра, шесть заместителей министров. Во вступительном слове Е.Примаков отметил, что члены Правительства приехали не тушить пожар или сглаживать какие-либо конфликты, этот выезд -- плановая работа Правительства.

Основной доклад -- "О социально-экономических проблемах реструктуризации угольной отрасли" сделал А.Тулеев, глава администрации Кемеровской области (доклад подготовлен при активном участии Института угля и углехимии СО РАН). С сообщениями выступили: член-корреспондент Г.Грицко -- о новых технологиях угледобычи и переработки угля; академики Н.Добрецов и А.Конторович -- о предложениях СО РАН по развитию ТЭК. Губернатор Иркутской области Б.Говорин сделал содоклад по вопросам налогообложения предприятий угольной отрасли и использования государственного пакета акций в угольных и других топливно-энергетических компаниях. Губернатор Красноярского края генерал А.Лебедь выступил по вопросу взаимодействия центра и власти на местах вообще и в связи с топливно-энергетическим комплексом в особенности (он сделал ряд предложений, с которыми большинство согласилось, и они нашли свое отражение в соглашении, подписанном администрацией Кемеровской области и Правительством России). Но одно предложение генерала, против которого возразили практически все, -- отдать крупные энергетические компании, вроде Красноярской ГЭС, из ЕЭС России в управление администрации Красноярского края, которая будет лучше управлять ими. Е.Примаков заметил, что сила единой энергосистемы в том, что можно обеспечить переток энергии, используя пиковые нагрузки в разных часовых поясах, на пользу производителей энергии и ее потребителей. Как только единая сеть будет разрушена, всем станет плохо. С сообщениями выступили министр топлива и энергетики С.Генералов, зам.министра экономики Н.Шамраев (о государственном регулировании цен в угольной промышленности). Вопросы регулирования цен затрагивали также в своих выступлениях и губернаторы. Активная дискуссия и выступления продолжались около трех часов.

Премьер-министр в своем выступлении отметил большое значение Сибири для будущего России, заявив, что Россия может закрепить за собой статус великой державы только после полного освоения Сибири, и провел аналогию -- Соединенные Штаты стали великой державой лишь после освоения своих западных территорий.

***

Другие вопросы обсуждались быстрее, хотя и они были достаточно важными. С сообщением о государственном бюджете выступил губернатор Алтайского края А.Суриков, в обсуждении вопроса принял участие глава администрации Новосибирской области В.Муха, был комментарий Е.Примакова. А.Суриков выступил взвешенно, ведь он участвовал в работе трехсторонней комиссии по бюджету -- Совета Федерации, Думы и Правительства, и он понимает, что многие вопросы, которые ставят губернаторы, от губернаторов же и зависят. Е.Примаков заметил губернаторам, что на Совете Федерации они все время говорят: Правительство своими трансфертами поддерживает не те регионы, которым необходима федеральная поддержка. Премьер попросил дать ему предложения по критериям распределения трансфертов, заявив, что с этим вопросом к губернаторам он обращается не в первый раз. Правительство само пытается распределять эти трансферты по областям и закладывает некоторые новые принципы в бюджет 99-го года. Были замечания губернаторов, что на региональный бюджет навесили обеспечение ветеранов, решение ряда социальных вопросов, а средства из федерального бюджета на это не дается. Примаков сообщил, что часть нагрузки с регионов снята, в частности, принято постановление Правительства о том, что ветераны обеспечиваются из федерального бюджета. Регионам необходимо обеспечить хотя бы своих учителей, подчеркнул премьер. В поддержку бюджета выступили также вице-премьеры В.Густов и Г.Кулик, призвав губернаторов поддержать принятие бюджета с внесением необходимых поправок, и решая в течение года вопросы закрытия долгов Правительства перед регионами.

Другие вопросы "Сибирское соглашение" обсуждало уже без участия главы Правительства, хотя они были достаточно важными. Это вопросы лесопромышленного комплекса (В.Густов сообщил, что восстанавливается Министерство промышленности и в нем, по-видимому, будет департамент Лесной промышленности). Рассматривался также вопрос о санитарно-эпидемиологической обстановке в стране с докладом заместителя министра здравоохранения -- главного санитарного врача России Г.Онищенко. Он привел много цифр, отметив как положительный факт ликвидацию полиомиелита, но выделил возросшую опасность заболевания туберкулезом, кишечными инфекциями и клещевым энцефалитом.

Кроме того, были рассмотрены текущие организационные вопросы ассоциации "Сибирское соглашение", назначение новых председателей комиссий, присоединение МАСС к различным конвенциям и т.д.

Было оглашено важное решение о проведении следующего заседания Ассоциации в конце апреля -- начале мая с главной темой "Наука и образование в Сибири". Е.Примаков пообещал приехать на это заседание. Естественно, вопрос будет готовиться совместно с Сибирским отделением РАН. Это была наша инициатива, предложенная главе МАСС В.Крессу в Томске во время слушания вопроса о взаимодействии вузов и учреждений Академии наук.

***

В конце заседания МАСС состоялось краткое заседание Правительства, на котором было обсуждено и подписано соглашение Правительства и администрации Кемеровской области по управлению угольной промышленностью Кузбасса. В заключительном слове Е.Примаков обратил внимание, что центральной и региональной властям надо находить компромисс по управлению важнейшими отраслями промышленности. Упоминалось, что в советы директоров по управлению крупными компаниями, акциями которых владеет и государство, будут гарантированно включаться представители областных администраций.

***

Кроме того, у Н.Добрецова была 20-минутная рабочая встреча один на один с премьер-министром Е.Примаковым по тем проблемам, которые поднимало перед Правительством Сибирское отделение РАН.

Это три вопроса.

Первый -- записка по стратегии развития ТЭК и пути выхода отрасли из кризиса. Как известно, этой проблеме был посвящен доклад на недавних заседаниях президиумов РАН в Москве и СО РАН в Новосибирске академика А.Конторовича и наше выступление на нынешнем заседании Совета МАСС в Кемерове.

Соответствующие поручения премьер дал своему заместителю В.Булгаку. А по выступлениям на заседании МАСС Н.Добрецова и Г.Грицко премьер, заметив, что, как он понял, уголь далеко возить нецелесообразно, просит Сибирское отделение проработать программу с ответом на конкретный вопрос -- сколько угля сжигать на месте, превращая в энергию, сколько перерабатывать здесь же и вывозить уже продукты глубокой переработки угля. Сибирское отделение такую записку подготовит в начале февраля.

Пока же 19 января в Москве состоится первая встреча Н.Добрецова с министром энергетики С.Генераловым по вопросам развития ТЭК, поднятым в записке СО РАН.

Академик Г.Толстиков возглавит рабочую группу Сибирского отделения, в составе которой будут химики, горняки, технологи, и к 28-му января организует подготовку первого варианта такой записки, и после возможного обсуждения на Президиуме СО РАН в начале февраля наши предложения отправим в Правительство. Если записка получится толковой, с аргументацией, то вопрос может быть поставлен на заседание Правительства.

Второй вопрос был по медицине и лекарственному обеспечению. СО РАН совместно с СО РАМН дали записку за подписью своих председателей. Предприятия Сибири на основе разработок двух Сибирских академических отделений могут выпускать много своих лекарств, но велика задержка из-за прохождения этих лекарств в Фармкомитете. В свое время в Томске имелся отдел Фармкомитета, существовали региональные центры клинических и доклинических испытаний, сейчас все это порушено и требует восстановления. Коснулся также работ ГНЦ "Вектор", который разработал диагностикумы -- дешевле проводить профилактику, нежели лечение серьезных заболеваний. Информацию Н.Добрецова премьер выслушал с большим интересом и сообщил, что сам ознакомится с запиской, поскольку на Правительстве недавно обсуждали аналогичный вопрос. Минздраву будут даны необходимые поручения. Реакция Минздрава была мгновенной -- 20 января академики Н.Добрецов и В.Труфакин в Москве встретятся по этому вопросу с министром здравоохранения.

Правительство Е.Примакова, отметил Н.Добрецов, работает быстро. В отличие от предыдущих правительств поручения по рассмотрению материалов даются на 10 дней, максимум -- две недели, тогда как стандартный срок для рассмотрения у предыдущих правительств был один месяц, и это, как правило, никогда не выполнялось, затягивалось на два, три и более месяцев.

Впервые за много лет председателю Сибирского отделения РАН удалось напрямую встретиться с премьер-министром. Последний раз аналогичная встреча произошла тоже на заседании МАСС в 1993 году между В.Коптюгом и В.Черномырдиным. Но та встреча была очень краткой, за которой не последовало никаких решений.

Третий вопрос -- о роли Академии наук как независимого эксперта. Е.Примаков подтвердил важность для Правительства этой роли Академии. Но Н.Добрецов привел конкретные примеры, часто поднимаемые академиком Э.Кругляковым -- привлечения астрологов в Минобороне и МЧС -- там, где используются бюджетные средства выделяемые Правительством. К сожалению, подчеркнул Н.Добрецов, это стало государственной политикой. Премьер проявил определенный интерес к этой теме, задавая некоторые вопросы, но никаких поручений не последовало, пока это все принято к сведению. По-видимому, по этому вопросу нам не раз придется еще обращаться к Правительству, будем настаивать, будем бороться, так как это вопрос не только Академии наук, с точки зрения определения лже-науки, но и вопрос Правительства, вопрос общества. Если нами, в том числе и через Правительство, будут править экстрасенсы, колдуны, астрологи и просто проходимцы, то государство проиграет во всех направлениях.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?2+124+1