Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 5 (2191) 5 февраля 1999 г.

...СРЕДЬ МИРА СПЛОШНЫХ ТЯГОТЕНИЙ

И.Перцовская.

Константин Иванов -- "Избранные стихотворения"

На излете 1998 года в Новосибирске вышла в свет книга Константина Иванова "Избранные стихотворения" (Новосибирск, фирма "Издатель", 1998 г.). Этот современный русский поэт почти незнаком широкому читателю. В Академгородке любители поэзии больше знают его как издателя компьютерного литературного журнала "Верхняя зона".

Появившаяся книга "безымянного" автора, как сообщается в предисловии к однотомнику, -- незваный гость, отвлекающий от дел, требующий внимания.

Редакция посчитала необходимым поцитировать предисловие, написанное Алекс. Авдеевым (г.Калининград), тем более, что его интересная статья усиливает значение творчества Константина Иванова в контексте современной русской поэзии.

"...Книга выпущена автором в полном одиночестве, без опоры на литературные круги и общественное мнение, без санкций общепризнанных авторитетов. Являющаяся таким образом, она выглядит беззаконно, и самый благосклонный взгляд, который может быть брошен на нее первым встречным, это отношение к ней как к любительской поделке, предназначенной быть раздаренной на память друзьям и знакомым.

До некоторой степени "виноват" в этом и сам автор, смолоду -- лет двадцать назад -- выбравший путь эскапизма и аутсайдерства. Крайний противник любого, самого минимального литературного функционерства, не пожелавший ни участвовать своим пером в общем коммунистическом деле, ни пресмыкаться перед литературными генералами, ни даже заигрывать с сержантами и старшинами, что всегда охотно делала непризнанная пишущая братия, Константин Иванов обрек себя на неуютное самостояние -- эдакое безгарантийное существование, своеобразный эксперимент на выживание. Внешним следствием и проявлением этой позиции были его уход из журналистики и более чем десятилетняя работа сторожем -- годы тихого уединенного труда над собой, когда окончательно сложился и окреп его талант.

...В том духовно децентрализованном мире, где мы находимся, это, может быть, и есть самая естественная и достойная позиция для независимого и самобытного духа".

Нам кажется, что за последние годы "Избранные стихотворения" Константина Иванова -- первая поэтическая книга, изданная на высоком полиграфическом уровне. Отпечатана она в типографии НИЦ "Сибирский хронограф".

Я -- потребитель, например, не только поэзии, но и воздуха. И если там -- сплошная окись углерода, то я не просто не хочу этим дышать -- не могу. Поэзия -- реальность. Реальность -- ее вдохнешь, и можно жить дальше.

Мы -- каторжники на галере,

Шипит соленая вода

Поют бичи легионеров

Про радость рабского труда.


Нам музыкою -- звон цепей,

Колоколов кандальных фуга.

Нам снятся маковки церквей

И сень родительского круга.

Корабль в гавань прибежит.

Но не для нас с тобою отдых.

Наш путь в грядущее лежит

Через сырой и плотный воздух...

За легионом легион

Пройдет надсмотрщиков сословье,

И мы развеем этот сон

Надеждой, верой и любовью.

Наступит миг -- и кораблю

Откажут пристани в причалах.

И ветер будет дик и лют,

И выйдут из тумана скалы!..

Тогда навстречу смерти встань,

Приветствуй в хаос возвращенье --

Слепонемая жизни рань

Поймет твое предназначенье!..

И снова радуга слепит,

И режет ухо скрип уключин.

И бурей океан грозит,

Ударами весла измучен.

Книга Константина Иванова, из которой эти стихи, -- удивительна. Впервые за долгие годы я вижу книгу стихов, которая создается набело, с чистого листа, не перепевом и оглядкой, а одиночеством творца -- не в обществе -- во вселенной.

Cомнение в себе, сомненье в мирозданьи --

Два сумрачных крыла, подъявшие меня.

Два сумрачных крыла, две раны у сознанья,

Две шпоры на боках крылатого коня.

Смятенье, скорость, ночь -- приговоренный к казни,

Пытаюсь убежать дамоклова меча...

Но замкнут круг слепой. Божественной приязни

Мне не поймать уже живящего луча.

Все гуще ночь кругом, все гибельнее гонка,

Привычен хруст костей упавших от погонь...

И хоть еще мой вопль пока не слышен громко,

Но гневно говорит, горит во мне огонь...

Затопившая мир трясина релятивизма, когда все хорошо и все плохо, -- это самозащита от необходимости выбора судьбы. Это уютно и опасно для жизни и смертельно для поэзии. И русская поэзия -- после самоубийственной мощи Маяковского, после божественного клекота Мандельштама, после -- последнего пробалтывания к истине -- Бродского -- оказалась после конца прекрасной эпохи. Мы вернулись -- к Тредиаковскому. Нам надо начинать все сначала. Впереди -- Державин или ничего. И, может быть, -- где-то в ненашей дали -- вновь гармония Пушкина. Я считаю, что книга Константина Иванова -- это остров в трясине, с которого начинается (начнется!) тропа. И некая косноязычность, "хруст костей упавших от погонь", например, лишь подчеркивает эту первичность, "начальность". Нас ждет переход -- но куда?

От душных пажитей Гошена

Мы переходим на Синай...

В глазах еще кровавый рай,

И нас страшит еще измена

Своим надсмотрщикам и псам,

И плачут плечи по бичам...

Нам сорок лет бродить в пустыне...

И придорожные гроба

Означат шествие к святыне

Полупрозревшего раба.

Взгляд горизонтом не труди,

Ты не увидишь эту землю...

Но Свет, идущий впереди,

Твоей заброшенности внемлет...

Мы на недолго поверили в политику, в "сейчас". Я не говорю, что политикой не надо заниматься. Очень надо. Политикой не надо заниматься в поэзии. И политические выкрики в "Избранных стихотворениях", как мне кажется, во многом случайны. Пока не переходят на уровень глубокого постижения личности (впрочем, личности ли? лица? фигуры?) человека в политике. Я отсылаю читателя к стихотворению "Шеф КГБ иконы собирал", которое надо прочесть и надо прочесть целиком. Но сейчас, в тяжелую раннюю рассветную пору, которая манит больше назад к ночи, чем вперед к свету, -- на что опереться -- и как идти?

Есть какая-то легкость в руке и в очах...

Даже странно -- средь мира сплошных тяготений.

Непонятно: прозрел или тычусь впотьмах,

Надо мною -- летучая мышь или гений?

Может, взгляд лунатически внутрь глядит,

И чердачная пыль -- за космический облак?

И мерзавка-судьба свои карты крапит,

И гогочет ее прихлебателей шобла?..

Только брось опасенья! Ступай на карниз,

Чтоб увериться, что дерзновенью улик нет...

Лишь когда ты забудешь, где верх и где низ,

Смерть тебя мимоходом случайно окликнет.

Разложение плоти поэзии, происходящее повсеместно, -- это не только российское явление. Легкость верлибра, соблазнившая англоязычную поэзию, вызвала к жизни стихи для пишущих и лишила поэтов читателей -- сотворцов. Уже давно, начиная, быть может, с Роберта Фроста, американская поэзия лишилась серьезного, но широкого читателя. С того времени, как Бродский вышел на безграничное пространство стиха, который может длиться сколь угодно долго, возникла эта опасность и для поэзии русской, а потом, после его смерти, после крушения вертикалей официальных и неофициальных, поэзия в России оказалась в трясине перепевов и пересмешек, лишившись того, что "не читки требует с актера, а полной гибели всерьез". И -- присоединилась к общему хаосу. Мир становится единым, и мы -- неотъемлемая его часть. Страх, заставляющий нас хвататься за призрачную веру в кумиров, ведет нас к предательству главного в себе и мире.

Верят -- флейте, опаленной

В инквизиторском огне.

Верят -- красной, обагренной,

Даже сорванной, струне.

Верят, даже обжигаясь

Вдрожь о лезвие страниц.

Верят, жажде жить пугаясь,

Перед сфинксом рухнув ниц.

Потому, перерастая

В звук свободный на лету,

Наблюдай: воронья стая

Приближается к кресту...

От просто человека и в особенности от человека, решившегося на творчество, требуется одновременно вобрать в себя все это, объединить, понять -- и преодолеть. Отбросить наше единственное оружие -- иронию, разжать кукиш в кармане, вместо того, чтобы вынимать его с радостным хихиканием. Остаться безоружным.

Творец, косноязычие прости --

Мной правит страх, и путь к Тебе неведом...

Я не пойду за клобуками следом,

Тебя люблю, но нет к Тебе пути.

Прости, что я талдычу об одном --

Бьет по рукам и режет сердце смертность,

Не радуют индийская инертность

И европейский инвалидный дом.

Прости меня, что некуда идти --

Ведь я родился снова до потопа...

Константин Иванов -- серьезен. Это делает его уязвимым. Но это дает и надежду.

В рождественской небесной шири

Луны горящее окно

Из холодов моей Сибири

Как будто в рай отворено...

Не лги, что мир -- развалин груда.

Ведь, как и я, мой брат Христос

Смотрел в пустыне после гроз

В светящееся это чудо...

Прочитайте эту книгу.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?21+125+1