Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 6 (2192) 12 февраля 1999 г.

СПАСУТ ЛИ РОССИЮ НАШИ ЭКОНОМИСТЫ?

В.Дорошенко, И.Павлова.

Современная Россия управляется экономистами. Во времена социализма их численность в стране составляла около двух миллионов человек. В настоящее время в связи с открытием многочисленных экономических факультетов в государственных и коммерческих вузах это число значительно увеличилось. Однако экономическая ситуация в России ухудшается. С объяснениями, почему это происходит, опять-таки выступают экономисты. Таким образом, одни из них проводят реформы, другие советуют, а третьи - критикуют и ищут выход из создавшегося положения. Предлагаются разные рецепты, но все чаще наши экономисты уповают на сильное государство, а их взгляды обращаются назад, к советскому периоду, ко временам Сталина.

Еще в 1996 г. в книге К.Вальтуха "Стратегия возрождения" можно было прочесть следующие рецепты: "...Вдохновить интеллектуальных работников и общество в целом может только высокая общенациональная идея -- идея возрождения, если она будет фактически, НЕ НА СЛОВАХ, А НА ДЕЛЕ, положена в основу социально-экономической политики государства... Все дело, таким образом, в способности общества создать экономически эффективное государство -- государство, способное поднять сформировавшее его общество на прибавочный труд". К.Вальтух не написал, что это за государство. Его дополнил Г.Ханин, прямо указав, что это -- сталинское государство. В его статье ("Наука в Сибири". 1999. N1) читаем:"Жесточайшими, часто варварскими методами, подобно эпохе Петра I, совершился переход в кратчайшие сроки от аграрной к индустриальной цивилизации. То, что не успел сделать российский капитализм, сделала командная экономика..." По его мнению, для противодействия негативным сторонам командной экономики Сталин "создал множество институтов: высокая требовательность к кадрам, различные контрольные органы, нормирование затрат ресурсов, система идеологического воспитания, наконец, жесточайшая система уголовных наказаний. Но и высокая для своего времени оплата за добросовестный и квалифицированный труд..."

Можно было бы и не отвечать на такие рассуждения наших многоуважаемых экономистов, если бы это не были, во-первых, наши лучшие экономисты, читающие, размышляющие, интересующиеся не только специальной литературой, а во-вторых, если бы они не претендовали на историческую трактовку социально-экономического развития России. Согласись, читатель, что трудно историку остаться равнодушным при чтении, к примеру, следующего пассажа из статьи Григория Исаковича:"Далеко не все поняли социально-экономический смысл сталинского периода советской и российской истории..."

ОТ "КАПИТАЛА" ДО КАПИТАЛА

Тяжела была судьба экономистов во времена коммунистического режима. Светлая память Н.Д.Кондратьеву и А.В.Чаянову и многим другим, погибшим в застенках НКВД! Но не все экономисты были такими. Были и те, кто приспособились и стали академиками. Были и "трудовые лошадки", сохранившие свою науку вопреки всему. Даже когда режим смягчился, судьба думающих экономистов оставалась нелегкой. В благословенные брежневские времена экономисты даже писали докладные записки на имя Партии и Правительства:"И истину царям с улыбкой говорить". Нет, делалось это без улыбки, на коленях. Какие это были личностные героические поступки вместо "Да здра...!!!" просить -- и не за себя, а за экономику страны! А потом ночи не спать, переживая, что хотя и не убьют, но ославят, понизят, а то и выгонят с работы.

Тем не менее, по сравнению с историками, стезя экономистов была привлекательнее. Науку свою они все же сохранили, да и прислушивались к ним иногда -- держали в советниках, экспертах, проектировщиках. Сам факт, что основоположник коммунизма был экономистом, возвышал советских экономистов: научным был коммунизм все-таки -- не будем забывать! -- и научность его была экономическая. Отсюда ведет свое начало претенциозность наших экономистов, и это не индивидуальное их качество, а профессиональное, заданное спецификой российской истории ХХ столетия. Это еще от "Капитала" К.Маркса идущая и им заданная претензия на истинное понимание мира через экономику и формулировку целей общественного развития.

Суть экономического мировоззрения заключается в том, чтобы сделать экономику оптимальной. Но беда состоит в том, что само общественное устройство не является оптимальным. Социализм тоже был не оптимален, хотя и оптимистичен, но очень уж расточителен. Об этой расточительности говорилось многократно, и экономисты на протяжении всей истории социализма старались его оптимизировать. В конце концов, пришлось признать необходимость освобождения цен.

В выражении "отпустить цены" оказалось сконцентрировано и запрятано фундаментальное отличие -- ЭКОНОМИЧЕСКОЕ -- советского социализма от рыночной экономики Запада и от организации хозяйства стран третьего мира. В нем, в конечном счете, выражалась экономическая специфика социализма, при котором рынок не был рынком, деньги не были деньгами, труд переставал быть трудом, сама же экономика оказывалась не экономикой, а хозяйством. Не все сводилось к этому экономическому различию -- были не менее существенные социальные различия и еще более глубокие социокультурные. Но все же -- "отпустить цены" означало кардинальное преобразование системы. Во-первых, деньги сразу же становились деньгами по существу, хотя и "деревянными" в своем количественном выражении. Во-вторых, продукция сразу же становилась товаром, хотя и товаром, в значительной мере, некачественным и неконкурентноспособным. Более того, в товар мгновенно превращались многие материальные и духовные ценности. В-третьих, сразу же появлялся рынок. Какой рынок -- это уже другой вопрос. В-четвертых, автоматически, т.е. стихийно, а не сознательно, преобразовывались все сферы производства, транспорта, коммуникаций, делопроизводства, труда, досуга и т.д. Преобразовывались тем, что оказывались ввергнутыми в иные, собственно экономические отношения и условия существования. Но отношения -- кого? -- людей. Условия существования -- кого? -- людей! А вот это - ЛЮДЕЙ - уже выходило за пределы экономического профессионализма.

Социальные последствия либерализации цен нашими экономистами оказались непредусмотренными -- в этом и проявилась вся отчаянность экономической реформы, вся претенциозность наших экономистов, шагнувших, зажмурившись, от "Капитала" к капиталу.

"НЕ НАДО БЫЛО БРАТЬСЯ ЗА ОРУЖИЕ"

После того, как негативные социальные последствия реформы проявились в достаточной мере, те же экономисты -- да, даже персонально многие из них те же! -- заявляют, что не надо было проводить экономическую реформу. А если проводить, так не ту, а другую. Как будто у наших экономистов полные карманы реформ! Как же вас понимать, господа-товарищи экономисты? То вы говорили о некомпетентности власти, развале и лукавой цифре, то призываете диктатуру развала и имманентно присущие ей лукавые цифры.

Во-первых, позвольте вам не поверить -- нет у вас в запасе никаких других реформ. Реформа могла быть только одна, и она была проведена. Всяческие паллиативы пытались осуществить еще с 1965 г. (во времена А.Косыгина) и еще ранее, и потом неоднократно предлагались оптимизации, хозрасчет, коллективный подряд -- но что это дало?

Во-вторых, реформа, конечно, была проведена варварски (см. об этом: Ю.Н.Давыдов. О роли революционного насилия в либеральной экономике // Москва. 1996. N 10), но именно так только ее и могли провести претенциозно зарвавшиеся экономисты. Но от этого сама идея о необходимости реформы не пострадала -- пострадали десятки миллионов людей да еще несказанно усложнился процесс социально-экономических преобразований и их результат.

В-третьих, реформа не была революционной, преобразующей социализм. Реформа начала проводиться тогда, когда социализм уже рухнул. Реформа носила характер спасательной кампании. Но и опоздание не отменило необходимости реформы. Правда, спасательный характер кампании осуществлялся типично российско-коммунистическим способом -- не как борьба с голодом, а как борьба с голодающими.

В-четвертых, длительное разложение и заключительный распад советского социализма породили и привнесли в современное российское общество соответствующие продукты. Безрассудно проведенная реформа усугубила экономический развал. Положение действительно катастрофическое. Оптимизировать идущие процессы, по мнению наших экономистов, можно лишь одним путем -- прекратить их. Говоря о необходимости "правильно выбранного маршрута", Г.Ханин имеет в виду установление диктатуры, мобилизацию ресурсов на восстановление -- чего? -- "народного" хозяйства и, соответственно, социализма. Так стоило ли огород городить?

СКАЗКА О "ЗОЛОТОМ ВЕКЕ"

В последнее время растет список апологетической литературы о Сталине и сталинском периоде российской истории. Стержень всех этих изданий -- идея великодержавия. "Иосиф Виссарионович Сталин оставил нам великое государство. И жизнь в нем становилась все лучше и лучше. До тех пор пока невежественный иуда Хрущев не предал идеалы, вбил первый клин и в духовную твердь, и в экономический хребет Державы" (С.Гагарин). Доктор юридических наук Б.Курашвили убежден, что Сталин вошел в народное сознание "как патриот и строитель великой новой России, великого СССР, совершившего величайший в своей истории взлет к вершинам могущества и мирового влияния". У Г.Ханина "даже страшный 1937 год может трактоваться, по крайней мере на уровне высшего хозяйственного руководства, как варварский способ срочной замены менее квалифицированных кадров более образованными и квалифицированными. Блестящие маршалы советской промышленности, такие как Берия, Тевосян, Малышев, Ванников, Сабуров, Первухин и другие пришли в хозяйственное руководство именно в 1937--1938 годы".

Итак, зачем понадобился экономисту Г.Ханину сталинский социализм? Затем, чтобы дисциплинировать людей, мобилизовать ресурсы, оптимизировать экономическую ситуацию. И для достижения этого он не видит других возможностей, кроме жестокой диктатуры с массовыми репрессиями. Делает он это из высших научных соображений -- эдакий кровавый идеализм. Из идеализма люди совершали нравственные подвиги, а Г.Ханин совершил нравственный проступок перед жертвами сталинских репрессий. Этот проступок может превратиться в преступление, если им воспользуются на государственном уровне как "научным" обоснованием будущих репрессий. Однако, нравственная сторона вопроса сторонниками такого подхода, как правило, игнорируется, а от тех, кто напоминает об этом, предпочитают отмахиваться как от назойливой мухи и обвиняют в непонимании высоких социально-экономических соображений.

Однако есть и другие аргументы против такого подхода. Во-первых, этот принципиально-профессиональный взгляд на общество ошибочен: оптимальность общественного устройства вовсе не является высшим идеалом. Иногда, как например, в период реализации протестантской этики такой идеал мог захватить общество, но реальным историческим обществам различных времен и культур свойственна расточительность от потлача (раздача подарков) до обычной бесхозяйственности. Россия исторически занимала в этом ряду одно из самых заметных мест. "Не хлебом единым жив человек", и производство осуществляется не ради производства. Поэтому оптимальность, которая является высшей ценностью для общественного производства, для общества в целом оказывается лишь ценностью инструментальной.

Во-вторых, Вы, Григорий Исакович, как и многие другие сторонники такой точки зрения, ошибаетесь в понимании смысла сталинского социализма. "То, что не успел сделать российский капитализм, сделала командная экономика", -- пишете Вы. Так что не успел сделать российский капитализм? Развить отношения собственности и правосознания или не успел провести "1937-й год"? Командная экономика, т.е. сталинский социализм делал совсем не то, что не успел российский капитализм конца XIX -- начала ХХ века, а обратное тому. Отношения собственности вместе с ее носителями были уничтожены. Вырваны с корнем ростки гражданского общества и демократической государственности. Общество было экспроприировано не только экономически, но и политически, социально. Рабочие потеряли право на забастовку, крестьяне -- на результаты своего труда. Подданные социалистического государства трудились на его военную мощь (а именно создание военной промышленности было содержанием сталинской индустриализации) из-под палки, т.е. под угрозой репрессий. В таком дисциплинировании Вы видите экономический идеал?

Да, индустриализация повышает требования к дисциплине, ответственности, образованности, но вовсе не требует миллионов жертв, не развращает народ нравственно, не отчуждает его от результатов своего труда. Это -- последствия внутренней войны государства с обществом, смысл которой Вы не поняли, соотнеся ее с индустриализацией, к которой она имела лишь косвенное отношение. Что касается модернизации России Сталиным, которую славословят многие современные экономисты, то действительные авторы теории модернизации решительно возражали против ее отождествления с индустриализацией, понимая под последней только одно из условий модернизации. Что уж говорить об этих других условиях, когда сама сталинская индустриализация может рассматриваться только с приставкой квази-.

Как же объяснить причины обратной эволюции наших экономистов? А причина заключается в том, что наши советские и постсоветские экономисты не являются экономистами в точном смысле этого понятия. Их правильнее называть редистрибьюторами. Как показано К.Поланьи (см.: Е.Н.Стариков. Общество-казарма от фараонов до наших дней. Новосибирск, 1996), в деспотических государствах Ближнего Востока -- Шумере, Аккаде, Уре, Вавилоне III--II тыс. до н.э. преобладали отношения редистрибуции, т.е. натурального неэквивалентного вертикального продуктообмена в виде принудительного изъятия и концентрации центральной властью прибавочного, а иногда и необходимого продукта с целью его последующего натурального перераспределения. Расчетами и оптимизацией этих отношений занимались специальные люди. После того, как в Европе возникла экономическая наука, людей, которые занимаются ею, стали называть экономистами. Экономист мыслит на основе принципа собственности и действия экономических законов, которые проявляются, как правило, опосредованно. Сознание редистрибьютора замкнуто на государственное хозяйство и на действия власти, направленные на непосредственный хозяйственный эффект. Поэтому высшей ценностью наших "экономистов" является государственное хозяйство с его "многочисленными сильными сторонами", народ при этом оказывается только средством для его развития. Отсюда и возможная целесообразность массовых репрессий.

Если в нынешнем социально-экономическом кризисе в России экономист видит трудности становления отношений собственности, искаженные действия экономических законов, то редистрибьютист видит крушение своей высшей ценности -- государственного хозяйства и готов на все ради его восстановления, сохранения и упрочения. Находясь в тяжелейших условиях современной России, экономист будет стремиться к тому, чтобы развивать и углублять понятие социального государства, вводя в него новое социально-экономическое содержание, соответствующее сложившимся социокультурным условиям. Он будет призывать не к монополизации экономики государством, а к формированию условий для свободы экономической деятельности каждого человека и способствовать созданию правового пространства, в котором не государство, а общество, наконец, станет экономическим субъектом. На этом пути у нас почти нет опыта -- придется собирать по крупицам (см., к примеру, анализ М.Вебером демократии в России после Первой русской революции // Русский исторический журнал. 1998. N 1). Однако только этот путь дает перспективу выхода России из тупика. Призывы к экономической диктатуре, наоборот, неизбежно ведут к ее гарантированной гибели.


31.01.99 г.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?13+126+1