ШУТКИ ДЕВАЛЬВАЦИИ
Перевод В.Макаровой.
Вячеслав Фомичев, солидный директор подмосковного завода по
выпуску смирновской водки считает, что именно русское
производство и, в особенности, его водка -- самая лучшая в мире.
Но бутылки должны быть заграничные. "Вы ведь не будете водить
русскую машину, не так ли? -- говорит он. -- А я не буду
разливать мою водку в русские бутылки".
Импортные товары в России всегда считались лучшего качества, чем
свои собственные. Однако, экономика начинает отвергать это.
Заинтересованность в собственном производстве
товаров народного потребления особенно проявилась после кризиса
17 августа 1998 года.
К примеру, московская парфюмерно-косметическая фирма "Свобода"
своей продукцией полностью заменила на рынке товары "Проктэр энд
Гэмбл", "Колгейт" и прочее.
"J-7", известная русская марка фруктовых соков, сейчас заполонила
практически весь рынок. Первое преимущество у местных
производителей -- это замешательство конкурентов в связи с
обвалом рубля. Первые недели после кризиса импортеры и
дистрибьюторы отказывались от грузов. Но разница цен стала самым
весомым благоприятным фактором. Большинство импортных товаров,
кстати, среднего качества, возросли в цене в рублях в три раза и
стали практически недоступны большинству россиян.
Некоторые российские компании выпускают продукцию специально
предназначенную для бедных. Известная кондитерская фабрика
"Красный Октябрь" выпустила в продажу "сладкие плитки",
изготовленные из сои и какао-порошка. Внешне это имитация
шоколада, но стоит вдвое дешевле. "И по вкусу практически не
отличить", -- говорит финансовый директор Юрий Егоров.
Западные компании не поддерживают эту идею. Большинство
предпочитают снижать цены способом "покупаешь два продукта,
третий -- премия". Некоторые организуют производство в России:
"Проктэр энд Гэмбл" уже давно изготавливает шампунь и стиральный
порошок.
Российские фирмы начали рекламировать и продавать более
настойчиво. Несколько лет назад всяческие усилия были бесполезны,
тогда российская продукция была легкоузнаваема по тусклым,
грязноватым упаковкам. Сейчас все изменилось. И только сообщение
на яркой коробке сока "J-7" указывает, что производство-то
местное.
И все-таки практически все российские производители товаров
народного потребления не составляют конкуренции западным фирмам
по таким пунктам как распространение, поддержание уровня
качества, честь марки фирмы.
Фабрика "Красный Октябрь" продает свою продукцию в основном через
фирменные магазины и ее трудно купить. На вопрос о
распространении по торговой сети Егоров ответил с гордостью: "Все
основано на связях, конечно". А вообще, надо любить покупателя и
каждому отдельному товару уделять максимум внимания от начала --
создания и до конца -- продажи.
"The Economist", Nov. 28-th, 1998.
стр.
|