Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

О газете
Редакция
и контакты

Подписка на «НВС»
Прайс-лист
на объявления и рекламу

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2018

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости
 
в оглавлениеN 7 (2193) 19 февраля 1999 г.

   НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ ВОРОБЬЕВ    

25-го января 1999г. ушел из жизни доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник Института теоретической и прикладной механики СО РАН, ведущий специалист в области аэродинамики летательных аппаратов, заслуженный ветеран Сибирского Отделения РАН ВОРОБЬЕВ Николай Федорович. Он работал в ИТПМ со дня его основания в 1957 г. Его жизненный путь -- это пример доблестного служения Науке. Он был представителем традиционной школы ученых страны, которые закладывали нашу современную науку об аэродинамике самолетов. Его первые учителя, известные всему миру ученые аэродинамики С.Фалькович и Е.Красильщикова, передали ему свою увлеченность и любовь к романтической области науки -- аэромеханике, научив творческому подходу и смелости в постановке и решении научных задач. Вместе с основателем Института, выдающимся ученым академиком С.Христиановичем, первым директором ИТПМ Николай Федорович начал свой путь к становлению и развитию аэродинамической науки в новосибирском Академгородке. Он занимался вопросами создания аэродинамической базы института, проблемами шумоглушения и устойчивости течений газа в перспективных энергетических установках -- парогазо генераторах. Однако главным направлением его научных интересов была аэромеханика. Когда во главе института стал академик В.Струминский, Николай Федорович возглавил лабораторию "Теоретической аэродинамики". Им и сотрудниками лаборатории были разработаны новые методы решения задач обтекания крыльев конечного размаха и летательных аппаратов, были созданы крупные комплексы программ, которые использованы при разработке сверхзвукового пассажирского самолета ТУ-144.

Н.Воробьев предложил новую дискретную вихревую схему крыла конечного размаха, которая была применена для решения задач, возникающих при взлете и посадке самолетов с крыльями малого удлинения. Для передних и боковых кромок крыла им сформулированы условия схода, аналогичные условиям схода Жуковского -- Чаплыгина на задней кромке. Большое внимание Николай Федорович уделял совершенствованию линейной теории крыла, которая является эффективным исследовательским инструментом, позволяющим упростить решение стоящих аэродинамических проблем, получить во многих случаях аналитические решения, а также решить такие задачи аэродинамики, как создание летательного аппарата, вносящего малые возмущения в поток при желаемой конфигурации крыла. Николаем Федоровичем получены значительные результаты в решении практически важных обратных задач аэродинамики крыла: нахождение формы поверхности крыла по заданной нагрузке на нем. Николай Федорович показал, что при строгом учете характера особенностей ядер получающихся при решении интегральных операторов, а также при некоторых условиях гладкости, накладываемых на определяющие параметры задачи, возможно построение решения и определение газодинамических параметров потока в классе ограниченных функций.

Под руководством Н.Воробьева в лаборатории построена газодинамическая модель обтекания сверхзвуковых аппаратов типа "летающее крыло". Эта модель позволяет обеспечить полный расчет аэродинамических характеристик таких летательных аппаратов. Разработанный алгоритм решения прямых задач аэродинамики в свою очередь позволил решить ряд новых оптимизационных задач для крыла конечного размаха. В результате были найдены формы крыльев с высоким аэродинамическим качеством и выявлен эффект "тянущей" передней кромки у этих крыльев. Николаем Федоровичем предложен аналитический метод расчета для случаев, когда базовыми плоскостями летательного аппарата служат поверхности двугранных углов и призматические конфигурации. Такой подход позволяет получить численные решения задач обтекания сверхзвуковым потоком тел самолетной конфигурации с учетом явлений дифракции и отражения.

В лаборатории, руководимой Н.Воробьевым, сотрудниками разработаны эффективные численные методы расчета обтекания тел пространственной конфигурации в рамках модели невязкого газа, которые нашли практическое применение в авиационной промышленности.

Труды Н.Воробьева по крыльям с выдуваемой струей, по совершенствованию метода дискретных вихрей для решения задач взлета и посадки самолетов с крыльями малого удлинения, по разработке новых аналитических методов точного решения задач сверхзвукового обтекания крыла нашли заслуженное признание у специалистов-аэромехаников, как теоретиков, так и практиков. Монография "Аэродинамика несущих поверхностей в установившемся потоке" и многочисленные статьи Н.Воробьева являются крупным вкладом в отечественную и мировую науку.

Н.Воробьев много лет работал научным редактором "Журнала ПМТФ" и во многом способствовал укреплению авторитета этого журнала.

Мы глубоко скорбим по поводу кончины Николая Федоровича.

Мы прощаемся с Николаем Федоровичем с чувством огромной утраты.

Коллеги и друзья.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?22+127+1