Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 11 (2197) 19 марта 1999 г.

РЕГИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ -- РОССИЙСКИЙ ФЕНОМЕН

Профессор Б.ЛАВРОВСКИЙ,
эксперт Европейского Союза
проекта ТАСИС.

При всем разнообразии природных и иных условий на территории любого современного федеративного государства его реальная целостность, политическая и социальная стабильность поддерживаются большим или меньшим региональным единством комплекса социальных благ и способностью хозяйства каждой из территорий обеспечивать этот комплекс. В России региональное пространство и в советские времена не отличалось особой однородностью. Интенсивно формируемая рыночная среда в 90-е годы в свою очередь оказала серьезное влияние на территориальную дифференциацию экономических и социальных показателей, все большую их поляризацию. Между тем за известным пределом региональное расслоение неизбежно приводит к неконтролируемым дезинтеграционным процессам, разрушению государства.

***

Есть ли возможность предотвратить негативные тенденции регионального развития последних лет? Какое влияние на процесс региональной поляризации оказывает характер экономического развития? Как выглядит знаменитая дилемма экономического роста и социальной справедливости применительно к территориальному развитию? До какой степени имеет смысл направлять эффективные ресурсы в регионы с недостаточной экономической отдачей, имея в виду достижение (региональной) социальной справедливости? Для обсуждения этих вопросов попробуем воспользоваться сухим языком цифр, относящихся не только к отечественной экономике, но и к зарубежной.

Предварительно договоримся, что асимметричным, или дисгармоничным будем называть такой тип регионального развития, при котором регионы, имеющие относительное преимущество по тому или иному показателю в начале периода, в дальнейшем его наращивают, а регионы, имеющие относительное отставание, его усугубляют; наоборот, гармоничным (симметричным) -- тип регионального развития, при котором разрыв в уровне региональных показателей сокращается. С целью вычленения того или иного типа развития, его измерения может быть использован любой классический индикатор из арсенала математической статистики, используемый для оценки разброса (рассеяния) компонент вектора от среднего значения. В дальнейшем мы используем коэффициент вариации. Его значение во времени характеризует увеличение или уменьшение разброса региональных показателей субъектов РФ от среднероссийского значения.

ПАДАЕМ ВСЕ, НО ПО-РАЗНОМУ

Процесс регионального расслоения важнейших экономических показателей осуществлялся в первой половине 90-х годов с исключительно высокой интенсивностью. Например, вариация региональных показателей объема промышленной продукции в 1997 году по отношению к 1990 году возросла в 2,5 раза. Все это означает лишь то, что сокращение производства осуществлялось по территории страны отнюдь не равномерно. Скажем, индекс физического объема промышленной продукции в целом по РФ в 1997 г. по отношению к 1990 г. составил чуть менее половины. Одновременно в 1997г число субъектов РФ, динамика производства в которых близка к средней величине, составляет только около 1/5. Резко увеличивается даже по сравнению с 1995 г. число регионов с более глубоким (чем в среднем) спадом и уменьшается -- с относительно благоприятной динамикой.

В 1995 г. число регионов, сохранивших не более трети промышленной продукции, составило чуть более 10%, в 1997 году -- уже около 40%. В ряде случаев производство практически исчезло.

Тоже происходит с инвестиционной деятельностью. Масштабы производственных инвестиций в 1997г составили менее 1/5 от уровня 1990 г. Непроизводственные капиталовложения сократились немногим меньше. Стремительное сокращение инвестиционных ресурсов сопровождалось все большей территориальной дифференциацией: в 1,9 раза в 1996--1997 гг. по сравнению с 1990 г. При этом семь регионов (г. Москва, Московская область, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Свердловская область, Тюменская область и Красноярский край со своими автономными округами) поглощали в 1997г чуть менее половины от суммы всех региональных инвестиций. В то время как аналогичный показатель составлял в 1991 г. только примерно 1/4 и в 1993 г. -- 1/3. Еще более впечатляет концентрация иностранных инвестиций.

В последние советские пятилетки масштабы инвестиционной деятельности были совершенно недостаточны для сколько-нибудь серьезных структурных преобразований, позволяя лишь поддерживать наличный производственный потенциал. Современная инвестиционная действительность на порядок мрачнее. Масштабы, динамика и территориальная структура инвестиций не оставляют, в сущности, шансов для развития.

ЧТО ПРОИСХОДИТ С РЕГИОНАЛЬНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ

Важнейшая группа социальных показателей связана с продуктами питания, потребление которых в первой половине 90-х годов в РФ, как известно, заметно сократилось. Исключение составляют хлеб и особенно картофель. По обоим этим продуктам региональная вариация практически не изменилась. Иначе говоря, потребление хлеба и картофеля менялось (росло) в течение периода более-менее равномерно по регионам.

Асимметричное развитие устойчиво наблюдается по потреблению всех других рассмотренных продуктов: мяса, овощей и бахчевых, сахара и молока. Еще в 1990 г. в подавляющем большинстве регионов потребление этих четырех важнейших видов продукции, как правило, находилось в достаточно узком интервале поблизости от средней величины. В дальнейшем в сфере потребления продуктов питания происходит заметное расслоение регионов. Резко увеличивается число регионов с относительно (по отношению к среднему значению) низкими показателями потребления и уменьшается -- с относительно высокими. С разной степенью интенсивности это явление наблюдается по всем четырем продуктам, но наиболее ярко в потреблении молока.

Потребление молока и молочных продуктов в расчете на душу населения сократилось в соответствии с официальной статистикой в целом по РФ с 386 кг в 1990 г. до 253 кг в 1995 г. При этом в ряде регионов (Архангельская область, Мурманская область, республика Дагестан, республика Бурятия, республика Тыва, Еврейская автономная область, Приморский край, Амурская область) потребление этого продукта составило в 1995 г. только от 121 до 173 кг.

В группу социальных параметров -- денежные показатели уровня жизни и продолжительность жизни -- были включены показатели товарооборота, среднемесячного дохода, а также вкладов населения в сбербанки. Относительно этих показателей можно сказать достаточно уверенно, что в реальном выражении все они во всяком случае не выросли, а скорее заметно сократились в течение первой половины 90-х годов. Дифференциация названных показателей возросла от 2,1 до 2,5 в 1995 г. по сравнению с 1990 г.

В этой группе показателей выделяется один, который может рассматриваться как производный от совокупности всех социальных процессов и являющийся итогом, венцом этих процессов -- величина (ожидаемой) продолжительности жизни. В целом по РФ ожидаемая продолжительность жизни при рождении снизилась у мужчин с 64 лет в 1989--1990 гг. до 58,3 в 1995 г., у женщин -- с 74,4 до 71,7 года, соответственно.

С разным темпом процесс сокращения продолжительности жизни наблюдался (за одним исключением) во всех субъектах РФ. При этом вариация показателя продолжительности жизни как у мужчин, так и женщин с конца 80-х до середины 90-х годов увеличилась практически вдвое.

Вместе с тем, по некоторым социальным показателям, таким как обеспеченность жильем, телефонами, легковыми автомобилями, наблюдаются принципиально иные тенденции. Например, обеспеченность населения жильем в целом по РФ возросла с 16,4 кв. м на человека в 1990 г. до 18,1 кв. м в 1995 г. Одновременно наблюдается тенденция к сокращению дифференциации этого показателя по всем субъектам РФ: от 1 в 1990 г. (база) до 0,88--0,90 в 1993--1995 гг.

В расчете на 100 семей обеспеченность городского населения телефонными аппаратами в целом по РФ возросла за период 1991--1995 гг на 28,8%, сельского -- на 35,2%. Рост наблюдается также во всех экономических районах.

Высокие для современной России темпы обеспеченности сопровождались очевидными процессами регионального межрайонного и межсубъектного выравнивания. За период 1991--1995 гг. рост показателя обеспеченности населения собственными легковыми автомобилями в целом по РФ составил почти 60%. Во всех экономических районах и субъектах РФ (за одним исключением) количество легковых автомобилей на душу населения заметно возросло. За этот же период разброс показателя по территории практически не увеличился: применительно к субъектам РФ -- приблизительно на 10%.

Из данных статистики видно, что улучшению (росту) социальных показателей часто соответствует территориальная гармонизация (или во всяком случае отсутствие резких территориальных диспропорций) и наоборот.

РАЗВИТИЕ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ: ОПЫТ ФРГ

Опыт ФРГ в области региональных отношений интересен по крайней мере в трех отношениях. ФРГ на уровне государственного права стремится к территориальной социальной справедливости, причем, понимаемой достаточно буквально. Поэтому любопытно проследить реализацию этих правовых норм на исторической стадии объединения старых и новых федеративных земель в 90-годы. Кроме того, реальный опыт демократических федеративных государств, в частности, старых земель ФРГ интересен с точки зрения оценки естественной меры разброса региональных и прежде всего социальных показателей на длительном промежутке времени. Наконец, важное значение имеет сопоставление закономерностей, выявленных при анализе региональных процессов в России, с мировым опытом.

Экономика ФРГ в 90-е годы развивалась достаточно динамично. В первые годы объединения разрыв в уровне экономического развития старых и новых земель ФРГ был весьма значителен. В дальнейшем он заметно сокращается. Это касается региональных ВВП и производственных инвестиций.

Обеспеченность на душу населения социальными благами в ФРГ в первой половине 90-х годов заметно росла. При этом дифференциация показателей уровня жизни по землям в период объединения немецкого государства сокращается. Стремление к региональной гармонизации отчетливо присутствует. В этом смысле нет противоречия между программными (правовыми) установками и реальными процессами.

Феерическим темпом сокращается разрыв по обеспеченности легковыми автомобилями и особенно по уровню заработной платы. В меньшей степени это касается других показателей: денежных накоплений, обеспеченности жильем.

В 90-е происходит интенсивное подтягивание социальных показателей новых земель к уровню старых. Вместе с тем процесс сближения показателей по старым и новым землям во многих случаях еще отнюдь не завершен. Одновременно потенциал ослабления региональных социальных диспропорций в последние годы в значительной степени исчерпывается. По-видимому, применительно к ФРГ к началу второй половины 90-х годов (при данных темпах экономического развития) достигнут предел перераспределения эффективных ресурсов в новые земли -- регионы с неадекватной экономической отдачей. В сущности, это ключевой вопрос региональной экономической политики.

На примере ряда социальных показателей (жилье, легковые автомобили, зарплата, сберегательный вклад) был рассчитан коэффициент вариации среди старых земель ФРГ за период 1975--1995 гг. По разным показателям наблюдается различная их динамика, что интересно само по себе. Важно, однако, то обстоятельство, что все они в течение этого периода в общем не выходят за границу 12--15%, характеризуя тем самым, по-видимому, некоторый естественный предел региональной дифференциации, который может быть полезен при анализе тенденций в России.

СОЦИАЛЬНУЮ СПРАВЕДЛИВОСТЬ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ?!

Итак, бытующее мнение о чрезвычайном усилении территориальной дифференциации в России, глубоком региональном расслоении, возникшем в последние годы, подтверждается статистически. В контексте проведенных исследований можно дать приблизительную оценку интенсивности процессов региональной асимметрии в течение первой половины 90-х годов в целом -- 1,5--2,0 раза. Складывается впечатление, что сумма накопленных региональных диспропорций близка к критической массе, и требуются срочные меры для их сглаживания. С чего начать подобную программу действий? Является ли развитие решающим инструментом преодоления проблем территориального расслоения?

Сотрудники отдела региональных проблем Аналитического управления Президента РФ еще в 1995 году подготовили документ, который называется "Концепция региональной стратегии России (проект)". При этом "все принципиальные положения документа вошли в речи или интервью Президента РФ, были широко использованы в его первых двух посланиях". Применительно к вопросу о развитии и региональных диспропорциях в упомянутом документе сформулирован следующий тезис: "если наращивать темпы экономического роста, то... тогда будет нарастать неравенство районов по уровню развития, а если выравнивать эти уровни, то... тогда будут снижаться темпы экономического роста". Не в этой ли "парадигме" кроется разгадка российского феномена региональной асимметрии?


г.Москва.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?11+131+1