Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 13 (2199) 31 марта 1999 г.

НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Подготовила В.Михайлова.

17--19 марта в Новосибирском государственном университете прошла 6-я Международная научно-методическая конференция "Новые информационные технологии в университетском образовании". Организатор этой традиционной конференции -- Институт дискретной математики и информатики Минобразования (директор академик Ю.Ершов).

О том, как прошла конференции, какие проблемы обсуждались рассказывает заместитель председателя программного комитета член-корреспондент РАН, декан механико-математического факультета НГУ Сергей ГОНЧАРОВ.

-- Конференция была посвящена обсуждению проблем, связанных с информатизацией образования: использования новых информационных технологий в подготовке специалистов, в преподавательской деятельности, в области управления вузами; а также проблемам, возникающим в практической деятельности вузов в связи с информатизацией. В конференции участвовали многие ректоры, проректоры по информатизации, преподаватели ведущих вузов России, но большинство участников было из Сибирского региона.

Проблема наполняемости вузовских и научно-исследовательских информационных сетей необходимыми базами данных, материалами, которые связаны с этой работой, была в центре внимания. Основные сообщения были традиционно представлены докладчиками из сибирских вузов, а также Санкт-Петербургского института точной механики и оптики, МГУ.

По итогам работы конференции был предложен проект решения, который обсуждался на пленарном заседании конференции, на секциях. Наиболее важные проблемы, которые возникают в информатизации образования, в последний день работы конференции были обсуждены с министром общего и профессионального образования РФ В.Филипповым на телеконференции (снимок вверху справа). Вопросов для обсуждения накопилось много, и то, что конференция выделила основные проблемы и выработала подходы для их решения, очень важно для формирования перспектив развития информатизации не только высшего образования, но и вообще информатизации в России. Как известно, средства и инвестиции, которые вкладываются в информационные технологии в мире, в шесть раз превышают средства, которые вращаются в области автомобильной промышленности и сравнимы с энергетическими ресурсами. Россия сейчас как раз входит в информационный мир и активно внедряет информационные технологии в самые разные сферы деятельности. Наши специалисты должны быть к этому готовы, должны владеть теми возможностями, ресурсами, которые есть в этой области. Здесь недостаточно быть специалистом в программировании, надо быть еще профессионалом в тех предметных областях, где информационные технологии применяются. Эта проблема обсуждалась два года назад на конгрессе ЮНЕСКО "Образование и информатика" (в Москве). Там были предложены определенные программы для школ, вузов, то есть перспективы, к которым должны стремиться учебные заведения на каждом уровне в подготовке специалистов.

Довольно критическое отношение было высказано на конференции к тому, как сложилась подготовка специалистов в области информатизации в наших вузах, хотя есть и исключения, например, Томский политехнический университет, другие ведущие вузы, где имеются хорошие наработки. Министр, кстати, обратил внимание на то, как важно, начиная со школы, готовить ребят к владению компьютером, к использованию возможностей телекоммуникационных сетей. Проблема эта очень острая, поскольку многие школы по-прежнему не имеют компьютеров и изучают информатику "на пальцах".

Важной проблемой в экономическом плане является проблема организационного и правового оформления университетской сети, которая сыграла революционную роль в информатизации образования в России. В области телекоммуникаций есть три федеральных центра, с которых начиналось развитие университетских сетей -- МГУ, Санкт-Петербургский институт точной механики и НГУ. Сейчас к этой сети подключились все ведущие вузы. Появление в сети федеральных центров, к которым присоединились другие вузы, существенно расширило возможности вузов по доступу как к российским, так и к зарубежным информационным ресурсам и по-новому поставило те проблемы, которые связаны с информатизацией и управлением. НГУ поддерживает довольно тесные контакты с вузами не только Новосибирска, но и с томскими, омскими, тюменскими, красноярскими университетами. Создана ассоциация университетов по проблемам информатизации образования. Такое взаимодействие необходимо еще и потому, что ряд проблем -- едины для всех вузов и решать их можно только совместно.

Поскольку все вузы входят в единую информационную сеть, возникает проблема стандартизации, совместимости различных систем. Такие системы требуют постоянной поддержки, поскольку изменяется законодательство, правила организации в самих университетах, меняется техника, на которой строится программный продукт, идет постоянное обновление. Эти системы должны быть достаточно мобильными. И если каждый вуз будет решать это по-своему, возникнут серьезные проблемы. На конференции были достигнуты определенные соглашения по данному вопросу. Целый спектр реешений и технологий предложила фирма "АйТи", некоторые из них практически невостребованы у нас, например, покупки, распоряжения вкладами, сбережениями через Интернет, оформление заработной платы и т.д. Во многих странах мира это является нормой жизни. Нужно и нам стремиться учитывать перспективу. Нужна координация, и та система центров новых информационных технологий Минвуза РФ, которая сложилась в вузах, вполне позволяет эти проблемы решать.

Еще одной темой для обсуждения стало введение дистанционного образования в некоторых вузах России. Это важное направление позволяет широкому кругу лиц получить доступ к высшему образованию, а также дает возможность переподготовки специалистов в различных областях. Однако ректор Уральского университета В.Третьяков обратил внимание на опасность, заключающуюся в том, что уже предпринимаются попытки подстроить все образование под уровень и требования дистанционного. Желание сэкономить средства на нормальном образовании может привести к такому решению. Есть чисто принципиальные ограничения использования дистанционного образования. Например, при подготовке специалистов высшей квалификации, где требуется классическое университетское образование в области фундаментальных наук.

В этом году на конференцию был приглашен специалист по проблемам безопасности информационных ресурсов из Федерального агентства правительственной связи и информации В.Григорьев, который сделал интересный доклад по проблемам безопасности информационных сетей на федеральном и региональном уровне. Проблема безопасности баз данных, ограниченности доступа к ним, вызвали большой интерес собравшихся, поскольку все начали с этим сталкиваться -- это и вирусы, несанкционированный доступ к ресурсам различных университетов и попытки взломать соответствующие системы, испортить, стереть информацию и др. Обсуждались возможности участия вузовских специалистов в решении этих проблем.

За последние год--два произошел скачок в использовании нашими студентами и преподавателями зарубежных баз данных. В условиях недостатка научной литературы, ограниченного участия в международных конференциях это единственная возможность поддерживать высокий уровень. Но есть большая опасность, что канал зарубежных банков данных для россиян будет прекрыт из-за проблем финансирования. А это мрачная перспектива. Одна из важных задач системы телекоммуникаций состоит в создании в интересах студентов системы маниторинга рынков труда и электронных бирж образовательных услуг.

Интерес участников конференции вызвало обсуждение разработок по использованию в учебном процессе различных обучающих программ, конкретных курсов и их фрагментов, выполненных в различных вузах. К сожалению, докладчиков от НГУ было немного, хотя у нас хорошие разработки в этой области. Главная причина в том, что централизованного финансирования такой работы нет, и продолжают заниматься этим только энтузиасты. В результате работы продвигаются очень медленно. Имеющиеся разработки в преподавании математики, физики, химии, гуманитарных предметов, применяются во многих курсах. Важную роль в распространении новых технологий в учебном процессе может сыграть свободный бесплатный доступ к таким разработкам. Некоторые вузы уже выставляют на сервере свои разработки. Эта тенденция правильная, потому что прежде чем начать внедрение, надо попробовать, насколько это полезно для учебного процесса. Желающих купить программный продукт пока находится слишком мало. Как и всякое внедрение, это непростой процесс.

По результатам конференции изданы сборники тезисов докладов участников. Следующую конференцию предполагается провести в марте 2000-го года на базе Томского политехнического университета, которому в будущем году исполнится 100 лет.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?14+133+1