Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 13 (2199) 31 марта 1999 г.

БЮДЖЕТ-99 НА НАУКУ:
НЕ ПРОСТО ЖЕСТКИЙ, А ОЧЕНЬ ЖЕСТКИЙ

Беседу вела Вера Басарева,
"НВС".

Александр Сергеевич, когда-то обронивший: нам не дано предугадать, как наше слово отзовется ..., менее всего мог ожидать, что подтверждение этой мудрости проявится в воздействии неудачно оформленных рекламных роликов на ТВ (кончающихся независимо от содержания одной и той же мрачной просьбой: заплатите налоги) на возможности фундаментальных исследований в России конца второго тысячелетия. Правда, мудрено? Но не торопитесь с выводами. Вот что рассказала нашему корреспонденту начальник Планово-финансового управления Отделения Т.Ф.КОПАНЕВА.

-- Татьяна Федоровна, нас можно поздравить! Бюджетная эпопея-99 окончена, и в соответствии с Федеральным законом РФ "О федеральном бюджете на 1999 год" Сибирскому отделению РАН доведены расходы федерального бюджета на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу. Достаточны ли эти суммы? Вернее, на что их хватит, и есть ли изменения методики определения сумм, направляемых на науку?

-- Минфином доведены Отделению расходы на текущий год в сумме 756 681,1 тыс. рублей, что на 12,9% выше объема 1998 года. Это превышение подсчитано с учетом задолженности за 1998 год. Но рост закладывался не от плановых показателей, утвержденных в бюджете предыдущего года, как это делалось раньше, а от лимитов бюджетных обязательств, которые составили 73% от объема расходов, утвержденных законодательно на 1998г.

-- А это что за показатель "лимит бюджетных обязательств"? Простите, но от неожиданности даже в рифму получилось!

-- Показатель расчетный. Финансирование бюджетных учреждений, государство поставило в зависимость от уровня собираемости налогов. Не добрали налоги -- и средства пропорционально урезаются. Лимит бюджетных обязательств 1998 года на 87% состоял из расходов на оплату труда с начислениями на нее, 10% составили коммунальные платежи и 1,6% -- стипендии. Это и есть база, из которой рассчитаны расходы этого года.

-- Значит, если бы для налоговой полиции придумали более талантливые рекламные ролики, которые возымели бы свое действие, наука вздохнула бы с облегчением?

-- Это слишком грубое обобщение, но связь между тем, что мы можем расходовать, и тем, что поступает в казну, конечно есть. Методически бюджет 1999 года считался в следующем порядке. Первый квартал определен на уровне 1998 года с включением сумм задолженности по оплате труда с начислениями на нее за 1998 г. Во втором---четвертом кварталах оплата труда с начислениями по лимитам 1998 г. увеличена в 1,5 раза, а прочие статьи бюджета увеличены в 1,1 раза.

При этом расходы на оплату коммунальных услуг запланированы на уровне 60% от потребности, стипендии -- расчетно по планам приема--увольнения аспирантов. При обсуждении бюджета увеличение зарплаты планировалось в большем объеме: во втором квартале планировалось увеличение в 1,5 раза, а в четвертом еще в 1,2 раза, то есть зарплата к 2000 г. возрастала бы в 1,8 раза по сравнению с текущей. Ну, да что вспоминать... Такие статьи расходов, как приобретение расходных материалов, командировочные расходы, расходы на транспорт, связь, спецпитание и компенсации проезда в отпуск северянам законом на 1999 год не предусмотрены вовсе.

-- А как предусматривается введение Федерального закона "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы?"

-- Мы поступили следующим образом. В Постановлении Президиума СО РАН представлено распределение объема финансирования на проведение фундаментальных исследований на 1999 г. по направлениям расходования. Оплата труда и начисления на нее утверждены на уровне "базы" 1998 г. с учетом текущих организационных изменений, а все изменения в оплате, связанные с упомянутым законом, выделены отдельной строкой -- упорядочение оплаты труда, изменение Единой тарифной сетки. Такая мера вынужденная, в связи с отсутствием механизма реализации данного закона. Мы исходили из того, что определен лишь размер ставки I разряда -- 110 рублей и срок введения закона -- с 1 апреля 1999 года.

-- Новая тарифная сетка уже готова?

-- Готов проект Постановления РФ. Ничего особенного в новой сетке не будет. Первый разряд -- 110 руб., и по отношению к старой сетке меньший разброс между разрядами. Раньше в ЕТС соотношение последнего и первого разрядов было равно 10,07, а теперь 8,18. Увеличена оплата в соответствии с законом. Если раньше последнему разряду соответствовала оплата на уровне 600 рублей, то теперь будет 900 рублей, то есть увеличение в 1,5 раза по каждому разряду.

-- А как обстоят дела с надбавками за степень?

-- Их размер не изменился, так как надбавки за ученую степень кандидата и доктора наук привязаны к минимальной зарплате, а ее размер не изменился.

-- Есть еще направление расходования средств по институтам -- на оплату труда по результатам рейтинговой оценки. Здесь есть изменения?

-- В общем, нет. По результатам проведения рейтинговой оценки институтов на 1999, будет перераспределена сумма 7 200 тыс. руб., предусмотренная на эти цели в 1998 году.

-- Вы сказали, что суммы, предусмотренные на коммунальные платежи, покрывают 60% фактической потребности. Мы не замерзнем в следующем году?

-- Сибирское отделение обратилось в Государственную думу с просьбой исправить положение и увеличить финансирование по этой статье. Есть надежда, что будет добавлено 10--15%. Оставшиеся расходы научные учреждения должны закрывать за счет дополнительных источников финансирования.

-- Что будет, если бюджет "полетит"?

-- Такая ситуация уже была. В 1998 году. В течение I квартала Отделение получало финансирование только по оплате труда и начислениям на нее. Во II квартале за апрель, май месяцы недофинансирование по отношению к лимиту бюджетных обязательств составило 35%, что привело к задолженности по заработной плате научных учреждений Отделения. В целом II квартал профинансирован на 72,6% от установленных лимитов, а I полугодие -- на 86,3%.

Утвержденный лимит третьего квартала профинансирован на 22,6%, поступление средств из Минфина РФ началось вместо июля лишь в конце августа. Таким образом, задолженность по заработной плате с начислениями на нее перед учреждениями Отделения возросла и составила за 9 месяцев 101,2 млн руб. по разделу "Наука и научное обслуживание".

В целом финансирование Сибирского отделения за 9 месяцев составило 60% от установленного лимита.

В четвертом квартале, на совещании у заместителя председателя Правительства РФ В.Булгака был подписан протокол о финансировании науки в IV квартале и погашении задолженности бюджета за II--III кварталы 1998 года.

В соответствии с протоколом финансирование Отделения в IV квартале поступало ежемесячно и с учетом частичного погашения задолженности. В целом за 1998 год Отделение профинансировано на 79% от установленного лимита бюджетных обязательств и на 58% от показателей, утвержденных Законом о бюджете. В январе 1999 года Отделение получило задолженность по оплате труда и начислениям на нее. По Закону о бюджете задолженность по заработной плате с начислениями на нее осталась в сумме 49,5 млн рублей.

-- И все же, есть ли надежды на стабильность? Какая нас ждет жизнь?

-- Нас ждет очень жесткая жизнь. В 1998 году Отделение финансировалось в пределах лимита бюджетных обязательств, но Закон о бюджете сохранял право Отделения на погашение задолженности средств федерального бюджета путем проведения зачетов за выполненные работы и оказанные услуги, в основном, по оплате коммунальных услуг.

В 1999 году лимит бюджетных обязательств 1998 года заложен в основу плановых показателей, утвержденных Законом о бюджете, из чего следует, что финансирование будет поступать только по защищенным статья (заработная плата с начислениями, стипендии), и частично -- по оплате коммунальных услуг.

-- Ну, что ж, тогда жизнь обещает быть веселой! Ведь согласно известной притче о падишахе, собиравшем налоги с города, жители начинают смеяться при виде сборщиков налогов, когда у них ничего не осталось!

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?8+133+1