Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 14 (2200) 9 апреля 1999 г.

РАЗМЫШЛИЗМЫ ЗЕМЛЕВЕДА

Б.Чиков, доктор геолого-минералогических наук.

Человеку свойственно думать о том, что его окружает, что является смыслом его жизни. Естественно, такие раздумья повторяют рассуждения прежних поколений, т.е. имеют вторичный характер, как вторичны современные высказывания о любви. Процесс и результаты мышления проявляются в текстах, музыке, архитектуре и других творениях. Для ученого размышлять -- свойство профессиональное. А размышляющий стремится поделиться результатами своих раздумий, даже если они не всегда заслуживают того. Предлагаемые читателю "лаконизмы" не претендуют на канонизацию. Они возникли в связи с ситуациями в науках о Земле, не всегда серьезны и соответствуют лишь мироощущению автора, которое не остается неизменным.

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

В соответствии с китайским философским мировоззрением Земля -- одна из основных стихий, олицетворяющих стабильность, средоточие, неподвижность. Она -- символ Природы, как Небо -- символ совершенства, Огонь -- символ блестящего ума, вдохновения и... опасности и т.п. Древние греки воспринимали Землю как живой организм и божественное начало, и сейчас в названиях геонаук присутствует имя богини Геи. Во времена Аристотеля философская наука имела два направления: геология (все то, что связано с Землей) и теология (связь с Богом, духовное начало). Позднее было популярно мнение Резерфорда о том, что из всех наук существует только физика и, может быть, химия (как разновидность физики); отголоском этого представления была недавняя "война" физиков и лириков. Сейчас наук стало больше, люди стали грамотнее, но до сих пор то, что определяет основы нашего бытия, как минимум, недооценивается.

Мои современники воспринимают Землю, как очевидную реальность, мало задумываясь о том, что глубинные обстановки планеты, взаимодействие поверхности "твердой" Земли, атмосферы и гидросферы определяют условия жизни, экономический базис и перспективы развития земной цивилизации.

Природно-экономические ресурсы человечества в значительной степени зависят от состояния земных недр, а понятие мирового хозяйства теряет смысл, если из него исключить такой элемент, как обеспеченность минеральным сырьем энергетики, металлургии, химического производства, строительства и многих других видов деятельности. Этот элемент лежит в основе (или играет существенную роль) при размещении территориальных промышленных и энергетических комплексов, а также концентраций народонаселения. География черной и цветной металлургии, химической промышленности, горно-добывающих комплексов зависит исключительно от геологических критериев. Исключительную роль при этом играют запасы подземных вод как источников водоснабжения промышленных производств и мегаполисов. Но примитивно сводить значение наук о Земле к выявлению полезных ископаемых. Это аналогично тому, как определять значение химии по потребностям в бензине или лакокрасочных средствах.

Земля -- часть Солнечной системы. Поэтому, одним крылом геонауки опираются на астрономию и планетологию, а другим -- на дисциплины, обеспечивающие практические потребности земной цивилизации. В фундаменте этой системы знания -- физика планеты, ее геодинамическое состояние, которое ощутимо в таких явлениях как землетрясения, извержения вулканов, катастрофические обрушения и оползни, цунами, различные виды излучения и пр. И к фундаментальным проблемам геонаук относится поиск законов строения, физического состояния и процессов взаимодействия нашей планеты с другими телами Солнечной системы.

Традиционную основу системы наук о Земле составляет цикл геолого-географических дисциплин. В квалификационных справочниках геологических специальностей кроме дисциплин собственно геолого-геофизического профиля, геохимии, геоморфологии и гидрогеологии можно встретить множество разновидностей геологии типа инженерной, морской, сельскохозяйственной, глянциальной и т.п. Морфологические, ландшафтные и динамические характеристики континентов и Мирового океана, физико-географические зоны планеты, природно-экономические формации -- это среда обитания человека на Земле. Он постоянно эксплуатирует эту среду, что часто сопровождается техногенными катастрофами. Знание законов природы и правил землепользования помогает избежать и антропогенных бед и стихийных бедствий.

ВОЗРАСТ НАУЧНОЙ ЗРЕЛОСТИ

Известно, что ученые делятся не на старых и молодых, а на умных и недалеких. Однако статистика неумолима. Существенные отклонения явно проступают лишь в отношении двух категорий: выдающихся и несостоявшихся.

Не очень зависит от возраста проблема научных открытий -- они случаются в любом возрасте, хотя свежий взгляд молодости имеет свои преимущества (как и недостатки). Но научная зрелость прямо связана с возрастом. На страницах "Науки в Сибири" (N 1031, 1981 г.) А.Годовиков обратил внимание на то, что возраст ученых имеет неодинаковое значение в науках, например, физико-математического и природоведческого характера. Зрелость ученого-математика наступает рано -- уже к 25--30 годам. Но зрелый 25-летний биолог или геолог практически невозможен -- слишком зависит зрелость от опыта и накопления эмпирического знания, слишком сложны объекты исследования.

Если жизненный путь и карьеру среднестатического природоведа разделить на десятилетние интервалы, а оценку проводить с учетом трудоспособности, опыта и организационных возможностей, то намечается следующая схема:

до 25--30 лет -- возраст оптимизма, накопления опыта и... планов громадье;

30--40 лет -- возраст активных преодолений и решения научно-организационных задач (воплощение замыслов, диссертации, формирование коллективов);

40--60 лет -- возраст основных научных достижений (монографии, степени и звания, административные должности, ученые советы);

60--70 лет -- возраст подведения итогов (профессура, консультации, ученики, лауреатство);

после 70 лет -- время чествования (юбилеи, банкеты, советы).

Зрелость естествоиспытателя наступает примерно к 40--45 годам. Если она наступает, то карьера считается удачной. Но до лауреатства, банкетов и чествований еще далеко.

КУЛЬТУРА УЧЕНОГО

Научная деятельность -- профессия ученого, независимо от того, математик он, биолог или историк. Что такое культурный ученый? Как выделить некультурного ученого, если просвещенность -- обязательное требование профессии, а научные результаты не имеют прямой связи с общечеловеческими представлениями о культурности? Очевидно, квалифицированный и хорошо обученный специалист не всегда профессионал культурный.

В своем сознании я рисую образ ученого высокой культуры, имея ввиду (помимо профессиональной особенности) гражданский, бытовой, эстетический и другие аспекты, ориентируюсь на исторические стереотипы... При этом испытываю затруднения, поскольку коллективное сознание постоянно меняет облик общественной культуры: то, что было хорошо в обществе каннибалов, неприемлемо сейчас. И все-таки...

По-видимому, в основе образа остается многогранная личность, поведение которой не противоречит общественным ожиданиям (воспитанность), а профессиональные качества определяются наличием серьезной научной школы. Не зря принадлежность к школам Резерфорда, Бора или Иоффе стоит многого. С другой стороны, в мировой практике без высокого уровня общечеловеческой культуры научные школы не имеют авторитета. Следовательно, культурный ученый начинается с качества обучения и формируется среди просвещенных специалистов своего дела. Чем выше уровень этой среды, чем сложнее решаемые ею задачи, тем увереннее ученик становится мастером. Отсутствие хорошей школы -- почва для дилетантизма, как чрезмерно узкая специализация -- угроза "профессионального кретинизма" (по Марксу).

Культура ученого неразрывно связана с просвещенностью в различных областях человеческой деятельности. Основанием этой просвещенности служит элементарная культура классического образования с последующим разносторонним гуманитарным, техническим и естественнонаучным самообразованием развитой личности. Для природоведа эта просвещенность обязательна и чрезвычайно полезна, поскольку одни и те же законы природы отражаются в разных системах знания.

Завершает лепку образа перечень индивидуальных качеств, без которых высоты профессиональной культуры кажутся недостижимыми. Среди необходимых особо выделим три способности:

-- восприятие неслучайных связей в окружающем мире, т.е. способность чувствовать повторяющиеся, но не всегда очевидные отношения предметов и явлений;

-- восприятие новых идей, как бы ни казались они парадоксальными (а может быть благодаря этому);

-- получение удовольствия от системы рассуждений и доказательств неочевидных взаимосвязей природных явлений.

НАУЧНЫЙ ПРЕСТИЖ И РЕЙТИНГ

Встретились два субъекта: Рейтинг и Престиж. Жизнерадостный и энергичный Рейтинг говорит: "Коллега, ты неважно выглядишь. Как дела?". В ответ слышит: "Все хорошо. Мучаюсь над проблемой, которую уже пытались одолеть основоположники. Несмотря на современные средства, очень трудно... А ты?" -- "Тоже хорошо! Набираю баллы по самой новой шкале Дирекции -- уже больше, чем у Эйнштейна!".

***

По-видимому, в качестве формального мониторинга оценка текущей деятельности научных сотрудников имеет смысл. Но престиж ученого -- это скорее мнение узкого сообщества профессионалов, что раньше называлось "гамбургским счетом".

По данным Президиума Сибирского отделения РАН в 1991--1995 годах 932 новосибирских доктора наук подготовили 770 публикаций, из которых более 600 попали в цитирование. С позиции рейтинга это хороший показатель, даже если учесть, что цитирование часто конъюнктурно (директора упомянуть выгодно), преобладает внимание к "модным" направлениям (стадный эффект), а самые оригинальные идеи еще не дошли до "потребителя". Но среди этих публикаций, к сожалению, мировым престижем обладает небольшое число. И не всегда такие работы рейтингово заметны.


Новосибирский Академгородок.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?14+134+1