РАЗМЫШЛИЗМЫ ЗЕМЛЕВЕДА
Б.Чиков, доктор геолого-минералогических наук.
Человеку свойственно думать о том, что его окружает, что является
смыслом его жизни. Естественно, такие раздумья повторяют
рассуждения прежних поколений, т.е. имеют вторичный характер, как
вторичны современные высказывания о любви. Процесс и результаты
мышления проявляются в текстах, музыке, архитектуре и других
творениях. Для ученого размышлять -- свойство профессиональное. А
размышляющий стремится поделиться результатами своих раздумий,
даже если они не всегда заслуживают того. Предлагаемые читателю
"лаконизмы" не претендуют на канонизацию. Они возникли в связи с
ситуациями в науках о Земле, не всегда серьезны и соответствуют
лишь мироощущению автора, которое не остается неизменным.
НАУКИ О ЗЕМЛЕ
В соответствии с китайским философским мировоззрением Земля --
одна из основных стихий, олицетворяющих стабильность, средоточие,
неподвижность. Она -- символ Природы, как Небо -- символ
совершенства, Огонь -- символ блестящего ума, вдохновения и...
опасности и т.п. Древние греки воспринимали Землю как живой
организм и божественное начало, и сейчас в названиях геонаук
присутствует имя богини Геи. Во времена Аристотеля философская
наука имела два направления: геология (все то, что связано с
Землей) и теология (связь с Богом, духовное начало). Позднее было
популярно мнение Резерфорда о том, что из всех наук существует
только физика и, может быть, химия (как разновидность физики);
отголоском этого представления была недавняя "война" физиков и
лириков. Сейчас наук стало больше, люди стали грамотнее, но до
сих пор то, что определяет основы нашего бытия, как минимум,
недооценивается.
Мои современники воспринимают Землю, как очевидную реальность,
мало задумываясь о том, что глубинные обстановки планеты,
взаимодействие поверхности "твердой" Земли, атмосферы и
гидросферы определяют условия жизни, экономический базис и
перспективы развития земной цивилизации.
Природно-экономические ресурсы человечества в значительной
степени зависят от состояния земных недр, а понятие мирового
хозяйства теряет смысл, если из него исключить такой элемент, как
обеспеченность минеральным сырьем энергетики, металлургии,
химического производства, строительства и многих других видов
деятельности. Этот элемент лежит в основе (или играет
существенную роль) при размещении территориальных промышленных и
энергетических комплексов, а также концентраций народонаселения.
География черной и цветной металлургии, химической
промышленности, горно-добывающих комплексов зависит исключительно
от геологических критериев. Исключительную роль при этом играют
запасы подземных вод как источников водоснабжения промышленных
производств и мегаполисов. Но примитивно сводить значение наук о
Земле к выявлению полезных ископаемых. Это аналогично тому, как
определять значение химии по потребностям в бензине или
лакокрасочных средствах.
Земля -- часть Солнечной системы. Поэтому, одним крылом геонауки
опираются на астрономию и планетологию, а другим -- на
дисциплины, обеспечивающие практические потребности земной
цивилизации. В фундаменте этой системы знания -- физика планеты,
ее геодинамическое состояние, которое ощутимо в таких явлениях
как землетрясения, извержения вулканов, катастрофические
обрушения и оползни, цунами, различные виды излучения и пр. И к
фундаментальным проблемам геонаук относится поиск законов
строения, физического состояния и процессов взаимодействия нашей
планеты с другими телами Солнечной системы.
Традиционную основу системы наук о Земле составляет цикл
геолого-географических дисциплин. В квалификационных справочниках
геологических специальностей кроме дисциплин собственно
геолого-геофизического профиля, геохимии, геоморфологии и
гидрогеологии можно встретить множество разновидностей геологии
типа инженерной, морской, сельскохозяйственной, глянциальной и
т.п. Морфологические, ландшафтные и динамические характеристики
континентов и Мирового океана, физико-географические зоны
планеты, природно-экономические формации -- это среда обитания
человека на Земле. Он постоянно эксплуатирует эту среду, что часто
сопровождается техногенными катастрофами. Знание законов природы
и правил землепользования помогает избежать и антропогенных бед и
стихийных бедствий.
ВОЗРАСТ НАУЧНОЙ ЗРЕЛОСТИ
Известно, что ученые делятся не на старых и молодых, а на умных и
недалеких. Однако статистика неумолима. Существенные отклонения
явно проступают лишь в отношении двух категорий: выдающихся и
несостоявшихся.
Не очень зависит от возраста проблема научных открытий -- они
случаются в любом возрасте, хотя свежий взгляд молодости имеет
свои преимущества (как и недостатки). Но научная зрелость прямо
связана с возрастом. На страницах "Науки в Сибири" (N 1031, 1981
г.) А.Годовиков обратил внимание на то, что возраст ученых имеет
неодинаковое значение в науках, например, физико-математического
и природоведческого характера. Зрелость ученого-математика
наступает рано -- уже к 25--30 годам. Но зрелый 25-летний биолог
или геолог практически невозможен -- слишком зависит зрелость от
опыта и накопления эмпирического знания, слишком сложны объекты
исследования.
Если жизненный путь и карьеру среднестатического природоведа
разделить на десятилетние интервалы, а оценку проводить с учетом
трудоспособности, опыта и организационных возможностей, то
намечается следующая схема:
до 25--30 лет -- возраст оптимизма, накопления опыта и... планов
громадье;
30--40 лет -- возраст активных преодолений и решения
научно-организационных задач (воплощение замыслов, диссертации,
формирование коллективов);
40--60 лет -- возраст основных научных достижений (монографии,
степени и звания, административные должности, ученые советы);
60--70 лет -- возраст подведения итогов (профессура,
консультации, ученики, лауреатство);
после 70 лет -- время чествования (юбилеи, банкеты, советы).
Зрелость естествоиспытателя наступает примерно к 40--45 годам.
Если она наступает, то карьера считается удачной. Но до
лауреатства, банкетов и чествований еще далеко.
КУЛЬТУРА УЧЕНОГО
Научная деятельность -- профессия ученого, независимо от того,
математик он, биолог или историк. Что такое культурный ученый?
Как выделить некультурного ученого, если просвещенность --
обязательное требование профессии, а научные результаты не имеют
прямой связи с общечеловеческими представлениями о культурности?
Очевидно, квалифицированный и хорошо обученный специалист не
всегда профессионал культурный.
В своем сознании я рисую образ ученого высокой культуры, имея
ввиду (помимо профессиональной особенности) гражданский, бытовой,
эстетический и другие аспекты, ориентируюсь на исторические
стереотипы... При этом испытываю затруднения, поскольку
коллективное сознание постоянно меняет облик общественной
культуры: то, что было хорошо в обществе каннибалов, неприемлемо
сейчас. И все-таки...
По-видимому, в основе образа остается многогранная личность,
поведение которой не противоречит общественным ожиданиям
(воспитанность), а профессиональные качества определяются наличием
серьезной научной школы. Не зря принадлежность к школам
Резерфорда, Бора или Иоффе стоит многого. С другой стороны, в
мировой практике без высокого уровня общечеловеческой культуры
научные школы не имеют авторитета. Следовательно, культурный
ученый начинается с качества обучения и формируется среди
просвещенных специалистов своего дела. Чем выше уровень этой
среды, чем сложнее решаемые ею задачи, тем увереннее ученик
становится мастером. Отсутствие хорошей школы -- почва для
дилетантизма, как чрезмерно узкая специализация -- угроза
"профессионального кретинизма" (по Марксу).
Культура ученого неразрывно связана с просвещенностью в
различных областях человеческой деятельности. Основанием этой
просвещенности служит элементарная культура классического
образования с последующим разносторонним гуманитарным,
техническим и естественнонаучным самообразованием развитой
личности. Для природоведа эта просвещенность обязательна и
чрезвычайно полезна, поскольку одни и те же законы природы
отражаются в разных системах знания.
Завершает лепку образа перечень индивидуальных качеств, без
которых высоты профессиональной культуры кажутся недостижимыми.
Среди необходимых особо выделим три способности:
-- восприятие неслучайных связей в окружающем мире, т.е.
способность чувствовать повторяющиеся, но не всегда очевидные
отношения предметов и явлений;
-- восприятие новых идей, как бы ни казались они парадоксальными
(а может быть благодаря этому);
-- получение удовольствия от системы рассуждений и доказательств
неочевидных взаимосвязей природных явлений.
НАУЧНЫЙ ПРЕСТИЖ И РЕЙТИНГ
Встретились два субъекта: Рейтинг и Престиж. Жизнерадостный и
энергичный Рейтинг говорит: "Коллега, ты неважно выглядишь. Как
дела?". В ответ слышит: "Все хорошо. Мучаюсь над проблемой,
которую уже пытались одолеть основоположники. Несмотря на
современные средства, очень трудно... А ты?" -- "Тоже хорошо!
Набираю баллы по самой новой шкале Дирекции -- уже больше, чем у
Эйнштейна!".
***
По-видимому, в качестве формального мониторинга оценка текущей
деятельности научных сотрудников имеет смысл. Но престиж ученого
-- это скорее мнение узкого сообщества профессионалов, что раньше
называлось "гамбургским счетом".
По данным Президиума Сибирского отделения РАН в 1991--1995 годах
932 новосибирских доктора наук подготовили 770 публикаций, из
которых более 600 попали в цитирование. С позиции рейтинга это
хороший показатель, даже если учесть, что цитирование часто
конъюнктурно (директора упомянуть выгодно), преобладает внимание
к "модным" направлениям (стадный эффект), а самые оригинальные
идеи еще не дошли до "потребителя". Но среди этих публикаций, к
сожалению, мировым престижем обладает небольшое число. И не всегда
такие работы рейтингово заметны.
Новосибирский Академгородок.
стр.
|