Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 15 (2201) 16 апреля 1999 г.

МАТЕМАТИК -- ПРОФЕССИЯ ДЕФИЦИТНАЯ

Подготовила В.Садыкова.

Первую лекцию по математике для студентов молодого Новосибирского университета 40 лет назад прочитал академик С.Соболев. Механико-математический факультет является самым большим в университете, а математика -- основой образования в НГУ. В первые годы существования университета высшую математику изучали даже гуманитарии. Сегодняшнее интервью с деканом механико-математического факультета членом-корреспондентом РАН Сергеем ГОНЧАРОВЫМ, выпускником ММФ.

-- Сергей Савостьянович, за последнее десятилетие на механико-математическом факультете Новосибирского университета многое изменилось. Вырос конкурс, студенты стали предпочитать "прикладную" математику "чистой". А на рынке труда самыми востребованными наряду с экономистами стали математики...

-- Сейчас в области фундаментальных наук, во всех областях происходит рост влияния математических знаний. Для того, чтобы переложить на компьютер знания, необходимо создать модель. Создание моделей и соответствующих баз данных для страховой деятельности, банковской, связи, безопасности информационных потоков, медицины требует высокой квалификации и капитальной математической проработки. Именно сейчас математика начинает активно вписываться в информационные технологии всех сфер деятельности. Эта ситуация характерна для всего мира.

С одной стороны это хорошо для нас, с другой, возникает проблема оттока талантливых ребят с фундаментальной математики на прикладную. Государство фактически забросило науку, и перспективы у научных сотрудников практически нет, поэтому студенты выбирают специализацию, которая их может прокормить. Хотя пока и на чистую математику идут очень сильные ребята, правда, многих мы теряем позже, потому что они, став квалифицированными специалистами, уезжают за рубеж.

-- Сколько математиков-выпускников остаются работать в системе Академии наук?

-- Более правильно было бы ставить вопрос о количестве выпускников, идущих в науку. Ведь мы готовим кадры для российской науки и производств, связанных с новыми информационными технологиями. НГУ -- вуз федерального значения, и на нем лежит более важная задача, чем подготовка специалистов только для академической науки. Именно через наличие в отраслевой науке, вузовской науке, в производстве специалистов с современной фундаментальной подготовкой мы можем провести существенное оздоровление нашей экономики, разрабатывая и внедряя новейшие технологии. Конечно же, подготовка ученых для Академий наук и Сибирского отделения также одна из важнейших задач. Но Академия очень бедна и может позволить себе брать в институты только наиболее талантливых и одаренных, что позволяет сохранить научные школы и мировой уровень исследований. Например, в Институт математики ежегодно идут человек шесть--восемь. Здесь суровый отбор, штатным сотрудником можно стать только при условии успешной защиты кандидатской диссертации. Раньше была хорошая система подготовки -- стажировка, она давала шанс начинающим исследователям проявить себя в течение года, и наиболее перспективные оставались в институте. Сейчас эта система упразднена. Аналогично обстоят дела и в других академических институтах. В целом, в академическую и вузовскую науку в год идет пятьдесят--шестьдесят человек. Но большое число выпускников идет в отраслевые институты и производства, а их работа связана с информационными технологиями или управлением, где существенное место имеет математическая подготовка.

-- А само содержание образования, программы, соотношение между дисциплинами, нагрузка на матфаке изменились?

-- В принципе, некоторые изменения произошли. Факультет первым перешел на двухступенчатое образование 4+2, хотя на Ученом совете эта проблема продолжает обсуждаться. Четырехлетнее образование дает какого-то незаконченного специалиста: бакалавры получают фундаментальные знания, но главного, того, чем отличаются выпускники НГУ -- навыков исследовательской работы в творческих коллективах, более глубоких подходов к проблемам, у них нет. В результате было решено -- пусть будет четырехлетнее и шестилетнее образование, но мы оставили и традиционное пятилетнее.

Нагрузка у студентов, мне кажется, увеличилась, хотя мы очень много работали над программами, когда переходили на двухуровневое обучение. Надо было спрессовать в три года все базовое образование. Кроме того, более сложными стали условия жизни студентов, поскольку на матфак поступают чаще всего дети из семей интеллигенции и работников бюджетной сферы, у большинства из них материальные проблемы. В тяжелых финансовых условиях оказались и ребята из глубинки и Средней Азии. Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда абитуриенты, блестяще сдавшие вступительные экзамены, уже через год-два оказываются перед дилеммой продолжать обучение или идти зарабатывать себе на жизнь.

Вторая проблема -- увлечение студентов младших курсов компьютерами, которые в конце концов, практически, порабощают ребят. Они просто теряют связь с реальностью.

-- Какой процент выпускников бакалавриата продолжает обучение в магистратуре?

-- Процентов пятьдесят. Однако недавнее решение Президиума СО РАН и ректората НГУ о том, что за обучение магистрантов должны платить институты, а реально научные руководители из средств лаборатории, может серьезно повлиять на ситуацию. И тогда нас ждет судьба заурядного вуза. Возможности у институтов разные, нельзя сравнивать технологические институты с большой долей производства, которыми практически являются ИЯФ и Институт катализа, и которые могут платить за подготовку специалистов, и институты, занимающиеся чисто фундаментальными проблемами, например, Институт математики. До защиты кандидатской диссертации аспирантов также финансируют научные руководители. Хорошо еще, если у них есть зарубежные гранты. Многие ведущие ученые-математики имеют довольно тесные контакты с западными учеными. Они ведут совместные исследования с итальянскими, американскими, немецкими, японскими университетами, которые хотели бы также получать и наших выпускников.

-- Хорошо. Допустим, ваш аспирант успешно защитился, какие у него перспективы обеспечить жизнь своей семьи, оставаясь в науке?

-- В Сибирском отделении -- практически никаких. Жилья у него не будет. При той заработной плате, которую получают научные сотрудники, он никогда его не сможет купить. Более того, если у него даже есть квартира, он не сможет прокормить семью на свою заработную плату. Проблема эта глобальная, и решать ее надо на правительственном уровне. Хотя кое-что можно сделать и на местном уровне. Например, строительство жилья для молодых сотрудников. Этот вопрос нужно все время держать на контроле, иначе нашу науку ждет апокалипсис. Уже сейчас, например, в Институте математики 60 процентов ведущих сотрудников старше 60 лет. Молодые научные сотрудники, аспиранты вынуждены жить в общежитиях НГУ, платят за это лаборатории, а для них это немалые деньги. А теперь еще потребуется платить за магистрантов. Происходит перекачивание денег из бедной академической науки. Это не решение проблемы. НГУ как лидер отечественного образования должен финансировался нормально, и для этого нужно предпринимать активные действия совместно с Сибирским отделением.

В былые годы работать в университете считалось престижным, но сейчас молодые сотрудники задумываются: ну да, я патриот университета, я хотел бы здесь поработать, готов прочитать спецкурс, а рутинную работу за эти деньги делать не могу, мне семью надо содержать. Когда академик читает два курса лекций и получает 200 рублей в месяц -- это нормально? Но патриотизм все-таки сохранился на матфаке, основные курсы по-прежнему читают члены академии: Ю.Ершов, М.Лаврентьев, Ю.Решетняк, С.Годунов, А.Коновалов, Л.Плотников и другие (нужно заметить, что в целом по университету это является исключением, а не правилом). Это очень важно, чтобы студент получал информацию из первых рук, от людей, имеющих более широкий кругозор и более глубокое понимание тех проблем, которые есть в той или иной области.

Еще одна важная компонента в деятельности университетской профессуры -- подготовка учебников. Только за последнее время изданы учебники математиков С.Годунова, Т.Михайловой; С.Годунова, Е.Роменского, А.Боровкова.

Математический факультет тесно взаимодействует с Институтом дискретной математики и информатики Минобразования России, директор академик Ю.Ершов. Мы начали совместно выпускать учебники университетской серии. Есть соглашение с Американским математическим обществом по выпуску учебников. Первые четыре тома серии уже изданы. Это учебники как наших авторов, так и переводы лучших учебников, изданных американским математическим обществом.

-- Учебники, наверное, дорогие? Доступны ли они университетской библиотеке и студентам?

-- Учебник стоит 50--60 рублей. Относительно студенческих стипендий это дорого, но если сравнить с западными учебными изданиями, которые стоят более 50 долларов, то ясно, что наши цены -- значительно ниже себестоимости. Приходится искать спонсоров, привлекать различные источники финансирования, чтобы снизить цены, ведь на бумагу, краски и тиражирование у нас установились западные цены. Книги, соответственно, в первую очередь покупают библиотеки, например, на этой неделе Казахский университет закупил 260 учебников. Кроме того, изданы пять томов серии "Алгебры и логики". Последний том -- книга молодого доктора наук В.Горбунова, к большому сожалению, недавно ушедшего из жизни. Он успел увидеть английскую версию. Русской версии из-за финансовых проблем пока еще нет. В этом году завершился наш проект с американцами, мы подготовили справочные книги по рекурсивной математике, двухтомник, две тысячи страниц. С российской стороны в проекте участвовали я и Ю.Ершов, и два профессора с американской стороны. Мы организовали авторов со всего мира для подготовки статей по разным разделам математики. Это солидное издание, оно вышло в одном из самых престижных издательств, но к сожалению, будет малодоступным для российских математиков. Свой авторский экземпляр мы подарили библиотеке Института математики.

Признанием высокого уровня профессорского состава математического факультета является решение Министерства образования о создании на базе математического факультета НГУ Всероссийского грантового центра по математике. К нам стекаются заявки со всех вузов. Кроме того, у нас образован филиал грантового центра по информатике, головной вуз в Санкт-Петербурге.

Наш факультет осуществляет и экспертизу научных студенческих работ всех университетов России и представляет их к награждению медалями и грамотами.

-- Математический факультет наверняка активный участник федеральной программы "Интеграция"? Что дает ему это участие?

-- Да, матфак участвует в этой программе очень активно. На базе факультетских кафедр и институтов математического профиля созданы центры. Наиболее успешно работает центр, расположенный в Институте вычислительной математики и математической геофизики, бывшем ВЦ. Руководство института относится к этой форме работы с большим интересом и вниманием -- под центр выделено хорошее помещение, оснащенное, благодаря финансированию программы, современными машинами, естественно, открыт доступ к Интеренету, обеспечена круглосуточная работа. Для студентов и аспирантов это очень важно -- доступ к информации при подготовке курсовых, дипломных и диссертационных работ. Современные науки требуют и современного решения, соответствующих рабочих мест. Если раньше студентам достаточно было поработать в библиотеке, то сейчас без связи с международным сообществом, работающим по этой тематике, без доступа к базам данных, работать невозможно. В центре также ведутся и вычислительные эксперименты, разрабатываются новые программы.

Такой же центр сейчас создается по информатике совместно с Высшим колледжем информатики НГУ и института. На базе центра работают будущие программисты в области математики, физики, геологии, гуманитарных наук.

-- Как вы считаете, какие есть возможности разрешить проблемы факультета?

-- Одна из основных проблем -- это старение преподавательских кадров и выезд молодых за границу. В результате, на работающих ложится двойная нагрузка. А нам важно сохранить высокий мировой уровень подготовки выпускников. Мы надеемся на помощь нового министра, который хорошо понимает наши проблемы, поскольку сам математик. Приближается 2000-й год, объявленный ЮНЕСКО годом математики. Я надеюсь, что наш факультет встретит его успешно и проблемы с преподавателями будут решены, написаны новые учебники и пособия, потому что это материализация тех знаний, того опыта, который накоплен нашими уникальными преподавателями -- учеными мирового уровня.

Оптимизм вызывает и постоянно растущий конкурс на матфак. В этом году на репетиционные экзамены к нам пришло выпускников школ на 50 процентов больше, чем в прошлом. Я надеюсь, что в этом году конкурс будет на уровне пяти человек на место.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?10+135+1