МАТЕМАТИК -- ПРОФЕССИЯ ДЕФИЦИТНАЯ
Подготовила В.Садыкова.
Первую лекцию по математике для студентов молодого Новосибирского
университета 40 лет назад прочитал академик С.Соболев.
Механико-математический факультет является самым большим в
университете, а математика -- основой образования в НГУ. В первые
годы существования университета высшую математику изучали даже
гуманитарии. Сегодняшнее интервью с деканом
механико-математического факультета членом-корреспондентом РАН
Сергеем ГОНЧАРОВЫМ, выпускником ММФ.
-- Сергей Савостьянович, за последнее десятилетие на
механико-математическом факультете Новосибирского университета
многое изменилось. Вырос конкурс, студенты стали предпочитать
"прикладную" математику "чистой". А на рынке труда самыми
востребованными наряду с экономистами стали математики...
-- Сейчас в области фундаментальных наук, во всех областях
происходит рост влияния математических знаний. Для того, чтобы
переложить на компьютер знания, необходимо создать модель.
Создание моделей и соответствующих баз данных для страховой
деятельности, банковской, связи, безопасности информационных
потоков, медицины требует высокой квалификации и капитальной
математической проработки. Именно сейчас математика начинает
активно вписываться в информационные технологии всех сфер
деятельности. Эта ситуация характерна для всего мира.
С одной стороны это хорошо для нас, с другой, возникает проблема
оттока талантливых ребят с фундаментальной математики на
прикладную. Государство фактически забросило науку, и перспективы
у научных сотрудников практически нет, поэтому студенты выбирают
специализацию, которая их может прокормить. Хотя пока и на чистую
математику идут очень сильные ребята, правда, многих мы теряем
позже, потому что они, став квалифицированными специалистами,
уезжают за рубеж.
-- Сколько математиков-выпускников остаются работать в системе
Академии наук?
-- Более правильно было бы ставить вопрос о количестве
выпускников, идущих в науку. Ведь мы готовим кадры для российской
науки и производств, связанных с новыми информационными
технологиями. НГУ -- вуз федерального значения, и на нем лежит
более важная задача, чем подготовка специалистов только для
академической науки. Именно через наличие в отраслевой науке,
вузовской науке, в производстве специалистов с современной
фундаментальной подготовкой мы можем провести существенное
оздоровление нашей экономики, разрабатывая и внедряя новейшие
технологии. Конечно же, подготовка ученых для Академий наук и
Сибирского отделения также одна из важнейших задач. Но Академия
очень бедна и может позволить себе брать в институты только
наиболее талантливых и одаренных, что позволяет сохранить научные
школы и мировой уровень исследований. Например, в Институт
математики ежегодно идут человек шесть--восемь. Здесь суровый
отбор, штатным сотрудником можно стать только при условии
успешной защиты кандидатской диссертации. Раньше была хорошая
система подготовки -- стажировка, она давала шанс начинающим
исследователям проявить себя в течение года, и наиболее
перспективные оставались в институте. Сейчас эта система
упразднена. Аналогично обстоят дела и в других академических
институтах. В целом, в академическую и вузовскую науку в год идет
пятьдесят--шестьдесят человек. Но большое число выпускников идет
в отраслевые институты и производства, а их работа связана с
информационными технологиями или управлением, где существенное
место имеет математическая подготовка.
-- А само содержание образования, программы, соотношение между
дисциплинами, нагрузка на матфаке изменились?
-- В принципе, некоторые изменения произошли. Факультет первым
перешел на двухступенчатое образование 4+2, хотя на Ученом совете
эта проблема продолжает обсуждаться. Четырехлетнее образование
дает какого-то незаконченного специалиста: бакалавры получают
фундаментальные знания, но главного, того, чем отличаются
выпускники НГУ -- навыков исследовательской работы в творческих
коллективах, более глубоких подходов к проблемам, у них нет. В
результате было решено -- пусть будет четырехлетнее и шестилетнее
образование, но мы оставили и традиционное пятилетнее.
Нагрузка у студентов, мне кажется, увеличилась, хотя мы очень
много работали над программами, когда переходили на двухуровневое
обучение. Надо было спрессовать в три года все базовое
образование. Кроме того, более сложными стали условия жизни
студентов, поскольку на матфак поступают чаще всего дети из семей
интеллигенции и работников бюджетной сферы, у большинства из них
материальные проблемы. В тяжелых финансовых условиях оказались и
ребята из глубинки и Средней Азии. Мы часто сталкиваемся с
ситуацией, когда абитуриенты, блестяще сдавшие вступительные
экзамены, уже через год-два оказываются перед дилеммой продолжать
обучение или идти зарабатывать себе на жизнь.
Вторая проблема -- увлечение студентов младших курсов
компьютерами, которые в конце концов, практически, порабощают
ребят. Они просто теряют связь с реальностью.
-- Какой процент выпускников бакалавриата продолжает обучение в
магистратуре?
-- Процентов пятьдесят. Однако недавнее решение Президиума СО РАН
и ректората НГУ о том, что за обучение магистрантов должны
платить институты, а реально научные руководители из средств
лаборатории, может серьезно повлиять на ситуацию. И тогда нас
ждет судьба заурядного вуза. Возможности у институтов разные,
нельзя сравнивать технологические институты с большой долей
производства, которыми практически являются ИЯФ и Институт
катализа, и которые могут платить за подготовку специалистов, и
институты, занимающиеся чисто фундаментальными проблемами,
например, Институт математики. До защиты кандидатской диссертации
аспирантов также финансируют научные руководители. Хорошо еще,
если у них есть зарубежные гранты. Многие ведущие
ученые-математики имеют довольно тесные контакты с западными
учеными. Они ведут совместные исследования с итальянскими,
американскими, немецкими, японскими университетами, которые
хотели бы также получать и наших выпускников.
-- Хорошо. Допустим, ваш аспирант успешно защитился, какие у него
перспективы обеспечить жизнь своей семьи, оставаясь в науке?
-- В Сибирском отделении -- практически никаких. Жилья у него не
будет. При той заработной плате, которую получают научные
сотрудники, он никогда его не сможет купить. Более того, если у
него даже есть квартира, он не сможет прокормить семью на свою
заработную плату. Проблема эта глобальная, и решать ее надо на
правительственном уровне. Хотя
кое-что можно сделать и на местном уровне. Например,
строительство жилья для молодых сотрудников. Этот вопрос нужно
все время держать на контроле, иначе нашу науку ждет апокалипсис.
Уже сейчас, например, в Институте
математики 60 процентов ведущих сотрудников старше 60 лет.
Молодые научные сотрудники, аспиранты вынуждены жить в общежитиях
НГУ, платят за это лаборатории, а для них это немалые деньги. А
теперь еще потребуется платить за магистрантов. Происходит
перекачивание денег из бедной академической науки. Это не решение
проблемы. НГУ как лидер отечественного образования должен
финансировался нормально, и для этого нужно предпринимать
активные действия совместно с Сибирским отделением.
В былые годы работать в университете считалось престижным, но
сейчас молодые сотрудники задумываются: ну да, я патриот
университета, я хотел бы здесь поработать, готов прочитать
спецкурс, а рутинную работу за эти деньги делать не могу, мне
семью надо содержать. Когда академик читает два курса лекций и
получает 200 рублей в месяц -- это нормально? Но патриотизм
все-таки сохранился на матфаке, основные курсы по-прежнему читают
члены академии: Ю.Ершов, М.Лаврентьев, Ю.Решетняк, С.Годунов,
А.Коновалов, Л.Плотников и другие (нужно заметить, что в целом по
университету это является исключением, а не правилом). Это очень
важно, чтобы студент получал информацию из первых рук, от людей,
имеющих более широкий кругозор и более глубокое понимание тех
проблем, которые есть в той или иной области.
Еще одна важная компонента в деятельности университетской
профессуры -- подготовка учебников. Только за последнее время
изданы учебники математиков С.Годунова, Т.Михайловой; С.Годунова,
Е.Роменского, А.Боровкова.
Математический факультет тесно взаимодействует с Институтом
дискретной математики и информатики Минобразования России,
директор академик Ю.Ершов. Мы начали совместно выпускать учебники
университетской серии. Есть соглашение с Американским
математическим обществом по выпуску учебников. Первые
четыре тома серии уже изданы. Это учебники как наших авторов, так
и переводы лучших учебников, изданных американским математическим
обществом.
-- Учебники, наверное, дорогие? Доступны ли они университетской
библиотеке и студентам?
-- Учебник стоит 50--60 рублей. Относительно студенческих
стипендий это дорого, но если сравнить с западными учебными
изданиями, которые стоят более 50 долларов, то ясно, что наши
цены -- значительно ниже себестоимости. Приходится искать
спонсоров, привлекать различные источники финансирования, чтобы
снизить цены, ведь на бумагу, краски и тиражирование у нас
установились западные цены. Книги, соответственно, в первую
очередь покупают библиотеки, например, на этой неделе Казахский
университет закупил 260 учебников. Кроме того, изданы пять томов
серии "Алгебры и логики". Последний том -- книга молодого доктора
наук В.Горбунова, к большому сожалению, недавно ушедшего из
жизни. Он успел увидеть английскую версию. Русской версии из-за
финансовых проблем пока еще нет. В этом году завершился наш
проект с американцами, мы подготовили справочные книги по
рекурсивной математике, двухтомник, две тысячи страниц. С
российской стороны в проекте участвовали я и Ю.Ершов, и два
профессора с американской стороны. Мы организовали авторов со
всего мира для подготовки статей по разным разделам математики.
Это солидное издание, оно вышло в одном из самых престижных
издательств, но к сожалению, будет малодоступным для российских
математиков. Свой авторский экземпляр мы подарили библиотеке
Института математики.
Признанием высокого уровня профессорского состава математического
факультета является решение Министерства образования о создании
на базе математического факультета НГУ Всероссийского грантового
центра по математике. К нам стекаются заявки со всех вузов. Кроме
того, у нас образован филиал грантового центра по информатике,
головной вуз в Санкт-Петербурге.
Наш факультет осуществляет и экспертизу научных студенческих
работ всех университетов России и представляет их к награждению
медалями и грамотами.
-- Математический факультет наверняка активный участник
федеральной программы "Интеграция"? Что дает ему это участие?
-- Да, матфак участвует в этой программе очень активно. На базе
факультетских кафедр и институтов математического профиля созданы
центры. Наиболее успешно работает центр, расположенный в
Институте вычислительной математики и математической геофизики, бывшем ВЦ.
Руководство института относится к этой форме работы с большим
интересом и вниманием -- под центр выделено хорошее помещение,
оснащенное, благодаря финансированию программы, современными
машинами, естественно, открыт доступ к Интеренету, обеспечена
круглосуточная работа. Для студентов и аспирантов это очень важно
-- доступ к информации при подготовке курсовых, дипломных и
диссертационных работ. Современные науки требуют и современного
решения, соответствующих рабочих мест. Если раньше студентам
достаточно было поработать в библиотеке, то сейчас без связи с
международным сообществом, работающим по этой тематике, без
доступа к базам данных, работать невозможно. В центре также
ведутся и вычислительные эксперименты, разрабатываются новые
программы.
Такой же центр сейчас создается по информатике совместно с Высшим
колледжем информатики НГУ и института. На базе центра работают
будущие программисты в области математики, физики, геологии,
гуманитарных наук.
-- Как вы считаете, какие есть возможности разрешить проблемы
факультета?
-- Одна из основных проблем -- это старение преподавательских
кадров и выезд молодых за границу. В результате, на работающих
ложится двойная нагрузка. А нам важно сохранить высокий мировой
уровень подготовки выпускников. Мы надеемся на помощь нового
министра, который хорошо понимает наши проблемы, поскольку сам
математик. Приближается 2000-й год, объявленный ЮНЕСКО годом
математики. Я надеюсь, что наш факультет встретит его успешно и
проблемы с преподавателями будут решены, написаны новые учебники
и пособия, потому что это материализация тех знаний, того опыта,
который накоплен нашими уникальными преподавателями -- учеными
мирового уровня.
Оптимизм вызывает и постоянно растущий конкурс на матфак. В этом
году на репетиционные экзамены к нам пришло выпускников школ
на 50 процентов больше, чем в прошлом. Я надеюсь, что в этом году конкурс будет
на уровне пяти человек на место.
стр.
|