Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 15 (2201) 16 апреля 1999 г.

ИСТОРИЯ СИБИРИ:
ХОРОШЕЕ НАЧАЛО -- ПОЛОВИНА ДЕЛА

Виктория Беленко,
студентка отделения журналистики НГУ.

Когда в 1995 году Управление образования Новосибирской области рекомендовало школам ввести в программу по общей истории так называемый региональный компонент, учителя недоумевали: ведь ни учебников, ни учебных часов, ни преподавателей по истории региона нет. И хотя в 1996 году вышли учебники "Наш край в древности и средневековье" и "История Новосибирской области", такие этапы, как присоединение Сибири к России, ее новая и новейшая история, остались неосвещенными.

За три года ситуация изменилась. В 1998 году новосибирское издательство "Инфолио-пресс" начало выпуск учебно-методического комплекта для старших классов общеобразовательных учреждений "Сибирь: 400 лет в составе России". На сегодняшний день изданы три учебных пособия: "История Сибири: присоединение к России", "Сибирь: вехи истории (XVI--XIX)" и "Сибирь в составе российской империи". Над четвертой книгой: "Сибирь в XX веке" (до "перестройки") работа, в сущности, закончена и сейчас учебник оформляется в издательстве. Это -- первые и единственные, включая и дореволюционную, и советскую историческую науку, учебники по истории Сибири, написанные специально для школ.

Нельзя не рассказать об авторах этих книг. Автор первой части, повествующей о колонизации Сибири русскими, Ф.Кузнецова, школьный учитель, кандидат исторических наук. "Сибирь: вехи истории" написал А.Зуев, доцент НГУ, кандидат исторических наук. Следующую часть решили создавать общими усилиями. Так появилась "Сибирь в составе Российской Империи", в работе над которой приняли участие Ф.Кузнецова, А.Зуев и профессор НГПУ В.Зверев. Авторы книги "Сибирь в XX веке" -- профессор НГУ И.Кузнецов и сотрудник Института истории СО РАН профессор В.Исупов. Таким образом, учебники -- плод объединенных усилий представителей школы, Педагогического университета, Института истории СО РАН и НГУ.

Учебники прекрасно оформлены. Это заслуга издательства, где с большим уважением отнеслись к авторам и к тем, кто будет эти книги читать. Но остается вопрос: а будут ли их читать вообще? Нужен ли школьникам еще один курс? "Очень нужен, -- отвечает учитель истории школы N 166 Г.Александрова. -- На таком материале воспитывается прежде всего любовь к своему Отечеству.

Однозначно отвечает на этот вопрос и А.Зуев. "На протяжении многих лет история преподавалась своеобразно: не воспитывала у людей любовь и уважение к своей малой родине. Дело доходило до смешного: существовала история единого Советского Союза, и учебник назывался "История СССР с древнейших времен". А она в основном сводилась к истории европейской России, к истории столицы..."

Когда люди воспитываются в уважении к истории, они по-другому относятся и к сегодняшней жизни, и к своему участию в ней. Так происходит в городах, возникших в XVI, XVII веках, имеющих исторические корни.

А есть города с очень короткой историей, например, Новосибирск. Его жители как правило не чувствуют причастности к тому, что было. Но сейчас, слава Богу, многое стало меняться.

От фактов никуда не уйдешь: история России концентрировалась в основном в европейской части страны. Поэтому региональный компонент в учебниках по общероссийской истории как был, так в целом и остался очень маленьким. Но на местах ситуация резко изменилась. Стала появляться литература по истории регионов. Именно как учебное пособие для алтайских школ вышла "История Алтая", на Урале -- "История Урала".

Будет -- не будет история Сибири преподаваться в школах -- вопрос неоднозначный. Но первые шаги предприняты -- созданы школьные учебники.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?19+135+1