ИСТОРИЯ СИБИРИ:
ХОРОШЕЕ НАЧАЛО -- ПОЛОВИНА ДЕЛА
Виктория Беленко, студентка отделения журналистики НГУ.
Когда в 1995 году Управление образования Новосибирской области
рекомендовало школам ввести в программу по общей истории так
называемый региональный компонент, учителя недоумевали: ведь ни
учебников, ни учебных часов, ни преподавателей по истории региона
нет. И хотя в 1996 году вышли учебники "Наш край в древности и
средневековье" и "История Новосибирской области", такие этапы,
как присоединение Сибири к России, ее новая и новейшая история,
остались неосвещенными.
За три года ситуация изменилась. В 1998 году новосибирское
издательство "Инфолио-пресс" начало выпуск учебно-методического
комплекта для старших классов общеобразовательных учреждений
"Сибирь: 400 лет в составе России". На сегодняшний день изданы
три учебных пособия: "История Сибири: присоединение к России",
"Сибирь: вехи истории (XVI--XIX)" и "Сибирь в составе российской
империи". Над четвертой книгой: "Сибирь в XX веке" (до
"перестройки") работа, в сущности, закончена и сейчас учебник
оформляется в издательстве. Это -- первые и единственные, включая
и дореволюционную, и советскую историческую науку, учебники по
истории Сибири, написанные специально для школ.
Нельзя не рассказать об авторах этих книг. Автор первой части,
повествующей о колонизации Сибири русскими, Ф.Кузнецова, школьный
учитель, кандидат исторических наук. "Сибирь: вехи истории"
написал А.Зуев, доцент НГУ, кандидат исторических наук. Следующую
часть решили создавать общими усилиями. Так появилась "Сибирь в
составе Российской Империи", в работе над которой приняли участие
Ф.Кузнецова, А.Зуев и профессор НГПУ В.Зверев. Авторы книги
"Сибирь в XX веке" -- профессор НГУ И.Кузнецов и сотрудник
Института истории СО РАН профессор В.Исупов. Таким образом,
учебники -- плод объединенных усилий представителей школы,
Педагогического университета, Института истории СО РАН и НГУ.
Учебники прекрасно оформлены. Это заслуга издательства, где с
большим уважением отнеслись к авторам и к тем, кто будет эти
книги читать. Но остается вопрос: а будут ли их читать вообще?
Нужен ли школьникам еще один курс? "Очень нужен, -- отвечает
учитель истории школы N 166 Г.Александрова. -- На таком
материале воспитывается прежде всего любовь к своему Отечеству.
Однозначно отвечает на этот вопрос и А.Зуев. "На протяжении
многих лет история преподавалась своеобразно: не воспитывала у
людей любовь и уважение к своей малой родине. Дело доходило до
смешного: существовала история единого Советского Союза, и
учебник назывался "История СССР с древнейших времен". А она в
основном сводилась к истории европейской России, к истории
столицы..."
Когда люди воспитываются в уважении к истории, они по-другому
относятся и к сегодняшней жизни, и к своему участию в ней. Так
происходит в городах, возникших в XVI, XVII веках, имеющих
исторические корни.
А есть города с очень короткой историей, например, Новосибирск.
Его жители как правило не чувствуют причастности к тому, что
было. Но сейчас, слава Богу, многое стало меняться.
От фактов никуда не уйдешь: история России концентрировалась в
основном в европейской части страны. Поэтому региональный
компонент в учебниках по общероссийской истории как был, так в
целом и остался очень маленьким. Но на местах ситуация резко
изменилась. Стала появляться литература по истории регионов.
Именно как учебное пособие для алтайских школ вышла "История
Алтая", на Урале -- "История Урала".
Будет -- не будет история Сибири преподаваться в школах -- вопрос
неоднозначный. Но первые шаги предприняты -- созданы школьные
учебники.
стр.
|