Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 16 (2202) 23 апреля 1999 г.

"НЕТ ГОСУДАРСТВА БЕЗ НАУКИ И НЕТ НАУКИ БЕЗ ГОСУДАРСТВА"

Фрагменты из доклада президента НАН Беларуси академика А.Войтовича
на торжественном собрании,
посвященном 70-летию Национальной академии наук

70-летие Национальной академии наук Беларуси -- это праздник не только академического коллектива, но и знаменательная дата в истории всего белорусского народа. Известный русский философ Иван Ильин заметил: "Каждый народ выстрадывает и вынашивает свою национальную академию и науку: рожденная из его души, в его судьбах, она прежде всего есть его национальное достояние, еще до того, как становится достоянием общечеловеческим". Правота этих слов подтверждается всей историей Национальной академии наук Беларуси, которая за семь десятилетий своего развития переживала и радости, и беды, и лишения, выпавшие на долю белорусского народа, всегда при этом опираясь на поддержку народа и государства.

Образование Академии наук в республике вобрало в себя духовно-интеллектуальные традиции и опыт исследовательской и научно-организационной деятельности белорусских ученых, работавших в Виленской академии (в ХVII веке), Киево-Могилянской академии, Московской славяно-греко-латинской академии и Гродненской медицинской академии (в XVIII веке), Виленском и Санкт-Петербургском университетах, Горы-Горецком земледельческом институте (в XIX веке), в открытых в 1910--1914 гг. Витебском, Могилевском и Минском учительских институтах, а также -- на болотных и сельскохозяйственных опытных станциях и ветеринарно-бактериологических лабораториях начала ХХ века.

Эти формировавшиеся в течение столетий научно-исследовательские и духовно-интеллектуальные традиции белорусского народа получили стремительное развитие после образования 1 января 1919 г. БССР.

Развитие науки и образования в Беларуси в 20-х годах шло беспрецедентно быстрыми для тех временных и пространственных масштабов темпами. В эти годы созданы Белорусский государственный университет, политехнический институт, Белорусский государственный институт сельского и лесного хозяйства, другие научные и высшие учебные учреждения.

30 января 1922 г. создан Институт белоруской культуры (Инбелкульт), а уже в октябре 1924 г. было принято постановление о реорганизации его в высшее научно-исследовательское учреждение по типу Академии наук.

В 1924 г. наряду с гуманитарными в Инбелкульте появляются подразделения природоведческого профиля: географическая, медицинская и агрономическая секции.

Превращение Инбелкульта в крупное научно-исследовательское учреждение, близкое по типу к Академии наук, дало основание ЦИКу и Совнаркому БССР для принятия 13 октября 1928 г. постановления "О реорганизации Института белорусской культуры в Белорусскую академию наук". И 1 января 1929 г. в день 10-летия образования БССР, академия была торжественно открыта. Первым президентом академии стал известный белорусский историк В.Игнатовский.

В довоенный период (1929 -- 1941гг.) количественно и качественно вырос кадровый потенциал академии: со 128 штатных сотрудников на день организации академии, до 610 научных сотрудников плюс 143 человека производственного персонала в начале 1941. Причем, в 1941 г. в АН БССР работало 27 академиков, 23 члена-корреспондента, 46 докторов и 67 кандидатов наук. В состав академии входило 12 научно-исследовательских учреждений, среди которых было 9 институтов.

В тяжелые военные годы из-за трудностей эвакуации, потери материально-технической базы и других причин институты академии распались. Однако вокруг талантливых и деятельных членов академии в тыловых городах Союза, далеко от Беларуси, в тяжелейших бытовых и производственных условиях создавались активно действующие ячейки, группы, лаборатории, работающие на оборону страны.

В годы войны не была утрачена организационная целостность АН БССР. Проводились заседания Президиума (в Ташкенте, Казани и Минске), утверждались и выполнялись годовые планы и сметы расходов. С 1943 г. возобновилась деятельность отделений наук, а в 1944 г. в Москве были восстановлены все довоенные институты АН БССР.

Восстановительный процесс после войны академии пришлось начинать в тяжелых условиях: академические здания были сожжены, уникальная библиотека с фондом на 300 тыс. единиц хранения и значительная часть научного оборудования были вывезены в Германию. Общий ущерб, нанесенный АН БССР оккупантами, исчислялся в сумме более 300 млн рублей. Но уже к 1950 г. в академии работало 28 научно-исследовательских учреждений (в том числе 15 институтов), причем, количество лабораторий в этих учреждениях увеличилось по сравнению с довоенным периодом более чем вдвое. Так, в 1951 году среди 968 научных сотрудников в академии работало 55 докторов и 165 кандидатов наук, что превышало довоенный уровень по количеству академических сотрудников -- в 1,6 раза, по количеству докторов -- в 1,2 раза, и по кандидатам наук -- почти в 2,5 раза.

В 50-е годы во многом благодаря привлечению высококвалифицированных ученых из России резко вырос потенциал академии в области физико-математических и технических наук.

С 1952 по 1969 год Академию наук возглавлял президент В.Купревич, известный биолог. Именно в это время начался бурный рост Академии наук и научно-технического потенциала республики. Создавались новые институты, например, Институт физики и математики, Институт генетики и цитологии, Институт тепло- и массообмена, Институт технической кибернетики, Институт ядерной энергетики, и многие другие институты, самостоятельные отделы и лаборатории.

Динамическое развитие академии продолжалось до середины 80-х годов. В это время (1969--1987 гг.) академию возглавлял известный физик Н.Борисевич. Тогда были созданы институты геохимии и геофизики, фотобиологии, электроники, биоорганической химии, зоологии, и ряд других. Качественный рост академической науки проявился в формировании ряда научных школ, известных далеко за пределами нашей республики.

Простой анализ развития АН Беларуси и науки в целом в стране в советский период позволяет сделать два важных вывода.

Во-первых, независимо от обстоятельств, этапов развития страны, особенностей первых лиц в руководстве государством, наука и образование были среди первых приоритетов державы. Это была осознанная, целенаправленно реализуемая политика государства. Резюмируя кратко: осознавалось, что нет государства без науки, и нет науки без государства.

Во-вторых, социально-экономическое состояние общества и уровень развития науки тесно связаны между собой, но связи эти не простые и не линейные. Выделение сравнительно больших для разоренной страны средств на науку, на наращивание научно-технического потенциала, на развитие наукоемких производств привело к быстрому росту ВВП, повышению уровня жизни в 50--70-е годы. Этот урок нашими историками почему-то очень слабо озвучивается, а может, не всегда осознается.

К сожалению, вместо продолжения стабильного развития страны, корректировки хозяйственной, экономической, административной политики на основе научного анализа складывающейся ситуации, в конце 80-х--начале 90-х годов в стране были начаты непродуманные социальные эксперименты. И как результат: обвал экономики. Для Академии наук наступили тяжелые времена.

В 1992 г. президентом академии был избран известный биолог Л.Сущеня. Ему и вновь избранному Президиуму в это очень трудное время, в период обвального снижения объемов финансирования фундаментальной науки, удалось в основном сохранить накопленный ранее научно-технический потенциал академии, а затем, после смены руководства республики, укрепить статус академии. Был разработан и принят Закон Республики Беларусь от 21 октября 1996 г. "О научной деятельности", подготовлен Закон "О Национальной академии наук Беларуси", который позднее был принят Национальным собранием Республики Беларусь. Также вышел Указ Президента Республики Беларусь "О Национальной академии наук Беларуси" от 15 мая 1997 г.

Как показывают результаты проведенного на днях заседания Президиума, наша Академия наук тесно связана со всеми отраслями народного хозяйства: промышленностью, сельским хозяйством, медициной, энергетикой и другими. Исключительно высок вклад академии в развитие культурной сферы республики.

За последние годы нашими учеными получены научные результаты, соответствующие мировому уровню. Это -- исследования динамики вращательного движения электронно-возбужденных многоатомных молекул в газовой фазе; разработка моделей и методов теории расписаний; работы по новому классу гормонов и регуляторов роста растений; разработка геолого-геофизической модели строения литосферы Центрально-Белорусского геотрансекта; успехи в области генетики древесных растений, генной инженерии и микробиологии; достижения в области динамики нелинейных систем, включая оптические и лазерные системы, системы управления, турбулентные течения и др; физика квантоворазмерных систем; основы создания новых материалов и новых процессов обработки материалов; изучение распространения радионуклидов в окружающей среде; выяснение механизмов терморегуляции в норме и патологии и другое.

Значительных результатов добились также наши ученые-гуманитарии. Достижениями европейского уровня стали 6-томная "История белорусского искусства", подготовленная в результате многолетней работы ученых Института искусствоведения, этнографии и фольклора им. К.Крапивы и Белорусской академии искусств, а также 3-томное издание "Музыкальный театр Беларуси", в подготовке которого активное участие принимали ученые-искусствоведы. В Институте языкознания им. Я.Коласа завершена работа над "Лексическим атласом белорусских народных говоров" в 5-ти томах. Атлас подготовлен в соответствии с комплексным международным планом исследования языков Европы и является значительным вкладом в европейскую и мировую лингвогеографию. Имеются значительные достижения и в других гуманитарных институтах.

Хочется особо отметить, что вышеприведенные и другие научные результаты получены академией в последние нелегкие годы. Это, конечно, сказалось на результативности научной деятельности, но даже простые сравнения показывают, что академическим институтам удалось сохранить основной научно-исследовательский потенциал. Так, если двадцать лет назад в академии работало более 15 тысяч человек, из них примерно половина -- научные сотрудники, которые ежегодно публиковали около 250 книг и более 3,5 тысяч научных статей, то в настоящее время здесь трудится около 10-ти тысяч человек, из них всего 4,5 тысячи научных сотрудников, подготовивших и издавших, к примеру, только в 1997 году 220 книг и почти 6,5 тысяч научных статей.

Разработаны стратегия и план действий по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия Республики Беларусь. Это перечисление может быть продолжено. Академия наук имеет потенциал для того, чтобы выступать в качестве стратегического ресурса социально-экономического развития страны, генератора предложений для технологического развития производства.

Возникает вопрос: что необходимо предпринять, чтобы задействовать этот ресурс? Общий ответ: выполнение некоторых необходимых условий. Попытаюсь назвать их, может быть, не в порядке важности.

Во-первых: понимание руководством значимости научно-технического прогресса и инновационного пути развития для нашей страны. На уровне Президента страны, высших должностных лиц исполнительной и законодательной ветвей власти такое понимание существует. По данной позиции это самое главное.

Во-вторых: создание специальных благоприятных условий для инновационной деятельности, особенно на первых этапах инновационных проектов. На практике -- это тяжелый этап согласований с многочисленными ведомствами. Необходимы четкость и значимость аргументов и расчетов стороны, предоставляющей проекты, и понимание важности инновационной деятельности согласующими ведомствами.

В-третьих: тщательная проработка проектов, включающая исследования рынков, так называемые бизнес-планы, возможно, выбор партнеров и получение инвестиций.

В-четвертых: наличие профессионально подготовленных специалистов, готовых к риску и преодолению препятствий, всегда возникающих на этом нелегком инновационном пути.

В Академии наук всеми предприятиями -- государственными, смешанных видов собственности и другими, в год выпускается наукоемкой продукции на сумму около 10 млн долларов. В этой деятельности не решены вопросы интеллектуальной собственности, возврата части вырученных средств владельцам этой собственности: институтам и непосредственным разработчикам. Эту деятельность надо намного расширить. На что и нацелено создание "Академтехнополиса", документы по которому представлены в Совет Министров.

Второй путь воздействия потенциала академии на экономику заключен в плодотворном взаимодействии с существующими отраслями производства. Мы двинулись по этому пути, создавая совместно с отраслями научно-технические советы. Среди прочих задач таких советов одна из основных -- это анализ существующей ситуации в отрасли и становление прогноза ее развития и обновления.

Я затронул одну из сторон, очень важную, но одну из сторон деятельности Академии наук. Имеется много других проблем. Это проблемы кадров, информационного и приборного обеспечения, развитие международного сотрудничества и другое. Вы знаете, что существует и реализуется план их решения. Будет много трудностей при решении, но мы идем по этому пути и другого у нас нет.

Для работающих в науке нет иного пути, как путь вместе со страной; важно осознавать то, что мы один из локомотивов государства. Государство же, двигаясь вместе с локомотивом, понимает, что локомотиву необходимо топливо. Это необходимое условие для успешной работы сложной системы "государство -- наука", где все понимают, что нет государства без науки и нет науки без государства.

(Печатается в сокращении, полный вариант доклада опубликован в газете НАН Беларуси "Веды" 3-й номер, 1999 г.)

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?4+136+1