Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 18 (2204) 7 мая 1999 г.

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ -- УСТОЙЧИВОЕ БУДУЩЕЕ:
ПРОЕКТ ЗАВЕРШЕН

Нина Коптюг, к.ф.н., доцент

Интернет-проект "Устойчивое развитие -- устойчивое будущее" проходил в мировой сети с 1 марта по 19 апреля 1999 г. За семь недель работы несколько американских школ, школа N 130 из новосибирского Академгородка -- единственная из России, принявшая участие в проекте, по одной школе из Гродно и Лиепаи сделали много интересного. Перед началом работы Президент американской ассоциации "Планета-Тех" Сет Итцкан (Гарварда, штат Массачусетс) и его коллега Сэнди Буркстед создали сайт для всех участников, разработали систему кодовых имен и паролей, обеспечили возможности непрерывного расширения сайта, установили автоответчик для участников. Мистер Итцкан занимался программным обеспечением и общей координацией проекта, помогал участникам связаться друг с другом, установить наличие общих интересов; мисс Буркстед работала над дизайном, суммировала идеи, рассылала опросы и отзывы учителям-руководителям проекта в каждой школе, еженедельно присылала нам электронной почтой текущие задания.

Основные идеи проекта были сформулированы и разосланы еще в феврале. Сначала ученики должны были понять, что такое "устойчивое развитие". Им предлагались следующие темы: Рост населения; Изменения климата; Экономические тенденции; Технологические и научные открытия; Изменения в обществе. При этом была дана четкая предпосылка: мы строим не прогнозы, а гипотезы, по принципу "Что будет, если?.." Основная цель -- помочь старшеклассникам понять одно из важных современных направлений в науке и научиться членораздельно выражать свои мысли на непривычную тему. Сам по себе "проект" любого содержания является стандартной частью школьных программ в США, для нас же подобная работа была новинкой.

Колесо будущего "Средства связи и путешествия"

Определив круг интересов или же выбрав всего одну тему, можно было переходить на следующую ступень. Каковы будут последствия от тех или иных перемен в любой сфере жизни? Затронут ли они часть планеты, всю планету? Старшеклассники должны были понять в процессе работы, что все перемны взаимосвязаны, и попытаться проследить взаимосвязь и взаимовлияние различных факторов на будущее. При этом мы опирались на материалы новостей, а также на сведения, почерпнутые из Интернета. Если кто-то из участников находил факты, интересные для всех, то немедленно помещалось сообщение на страничке "Форум". Мы нашли много упоминаний и интернет-адресов, запустив в поисковый сервер запрос об академике В.А.Коптюге, и поделились находками с американцами, а также послали им линк на интернет-странички СО РАН и его Президиума.

Наши гипотезы оформлялись в виде "Колеса будущего" и в виде "Решетки последствий", то есть плана-пояснения. Неделя отводилась на вопросы экспертам-футурологам, а последняя неделя (у многих она превратилась в несколько недель) была отдана сочинению сценариев возможных вариантов будущего на основе проделанной работы. Многое из накопленного за это время я смогу неоднократно использовать позднее с разными классами.

Конечно, за семь недель совместной работы над проектом возникали изменения, дополнения. Все школы были вольны выбирать то, что им оказалось ближе: важно было не количество проработанных тем, а проявленный учениками интерес. Первая неделя стихийно переросла в неделю знакомств. Введя условное имя и тщательно охраняемый пароль, мы соединились с первой страницей сайта. Во-первых, перед нами сразу появились слова: "Добро пожаловать, школа N 130, Новосибирск, Россия!" Это вызвало большую радость детей, и не меньший эффект произвела личная именная страница учителя. Ученики разных классов тут же написали свои приветствия, представились, сочинили первые эссе о будущем. "Я думаю, общественный транспорт станет летающим, -- написала семиклассница Евгения Коптюг. -- Людям не придется так много трудиться вручную, тяжелую работу будут делать роботы и компьтеры. Будет много высотных зданий, городов. Дети будут учиться дома, при помощи компьютеров и Интернета. Все будут общаться с помощью электронной почты, традиционная почта исчезнет. Путешествия будут доступны всем, и они ничего не будут стоить. Мы все будем видеться, когда захотим. Еще, наверное, разовьется телепатия. Мне было бы интересно нарисовать "Колесо будущего" вместе со сверстниками из разных стран".

Американские школьники отозвались сразу. Идея летающего траспорта им понравилась, равно как и идея обучения вне школы. "Телепатия? Вы что, тоже смотрите "Секретные материалы?" -- спросили они. Во многих откликах выражалось изумление по поводу того, что мы не только живем в Сибири, но еще и пишем и говорим по-английски.

"Не могу себе представить нашу жизнь в ХХI веке, -- пишет девятиклассница Татьяна Заикина. -- Каждый день мы слышим в новостях о войне, все наше будущее зависит от того, чем она закончится. Думаю, везде будут компьютеры. Люди будут обучаться с помощью компьютеров, писать письма и книги, узнавать новости. Не могу представить себе будущее России. Надеюсь, жизнь станет лучше, люди будут получать зарплату за свой труд, никто не будет голодать". Таня получила много откликов от американских школьников. Как только начались бомбардировки Югославии, наши эссе претерпели существенные изменения. "Как можно обсуждать будущее, когда идет война, -- пишет американский мальчик. -- Вот мы начали проект, а теперь не знаем, что будет, мы же все можем взлететь на воздух!" Меня поразило не только то, что американские школьники не остались в стороне от реальных событий, но и то, что все их выступления честно помещались на том же сайте.

"Я думаю, мы можем изменить будущее, потому что оно не является постоянным, как прошлое, и наше поколение может реально что-то сделать, -- пишет девятиклассница Мария Загоруйко. -- У нас на Земле очень много нерешенных проблем: насилие, жестокость, преступность, экономический кризис, да еще в любой стране есть тупые политики. Что, по-вашему, можем и должны сделать мы? Ведь хороших людей на Земле больше". Во время работы над проектом о будущем мы получили такую новость: дети разных стран выступили с предложением завалить американский Белый Дом почтовыми открытками протеста против бомбежек. Поначалу кажется наивным, но если представить себе, что по известному Вашингтонскому адресу принесут несколько миллионов почтовых отправлений из разных стран -- ну, по крайней мере, хоть какое-то неудобство создадут. Не говоря уж о том, что дети высказывают свое мнение достаточно резко, не стесняясь в выражениях. Дождавшись недели, отведенной для вопросов экспертам, я обобщила возникшие вопросы и отослала их Джиму Дэйтору, специалисту Центра изучения будущего из Гавайского университета. "Самый большой вопрос сегодня -- война. Перестанет ли война быть средством разрешения конфликтов? Попытаемся представить себе, что некто придумал способ остановить сербов и албанцев и НАТО не начала швырять бомбы в Косово. Что могли бы предпринять люди, чтобы избежать трагического развития событий? Можем ли мы сейчас выстроить "Колесо будущего", где будет показан иной, цивилизованный, гуманный подход? В конце концов, все наши яркие и красивые воображаемые построения ничего не значат, пока существует угроза самому существованию людей". Как видим, наши дети ставят вопросы весьма жестко и не робеют перед заокеанским экспертом.

Вот что он нам ответил: "Да, вы правы, вопрос важный. И на него легко ответить! Например, во все века человеческой истории, кроме двух последних, рабство считалось нормой. Потом вдруг люди решили, что это плохо, и добились отмены рабства -- надеюсь, навсегда. А положение женщин? Ведь настоящего равенства нет до сих пор. Я мог бы дать еще много примеров, но, наверное, вы уже поняли мою мысль: то, что в течение многих веков считалось неизбежным злом или даже просто в порядке вещей, может измениться.

Колесо будущего "Изменения климата"

Человек умеет ненавидеть и убивать. Он также умеет любить и заботиться о себе подобных. Война воспета в литературе, кино, во всей нашей культуре. Мы должны развивать культуру мира. Давайте попробуем построить "Колесо", взяв за исходную посылку следующее: нет убийств. Тогда мы могли бы идти в двух направлениях, либо вперед, к будущему, пытаясь представить себе, как этого добиться. Либо назад, к настоящему из воображаемого будущего: какими способами человечество "добилось" мира?"

Что ж, к мнению эксперта можно прислушаться, хотя я не во всем с ним согласна. А на детей произвело огромное впечатление то, откуда прислан ответ: Гавайи! Это еще лучше, чем Флорида. Мы отослали благодарность за помощь. По ходу дела мне неоднократно приходили послания от руководителей проекта. "Спасибо за ваш энтузиазм и поддержку. А как лучше сформулировать вопрос -- не слишком ли велики наши задания?.. Что вам понравилось больше всего, что не понравилось?" Таким образом, осуществлялась постоянная обратная связь. Ученики не раз отмечали, что проект очень интересен, дает большие возможности для общения, обмена мнениями со сверстниками, выражения своих мыслей на английском языке. В финале еще одна учительница 130-й школы Н.В.Заикина приняла участие в работе группы старшеклассников над проектом и была поражена тем, как много нового можно было узнать за один-два урока.

Ученики Робин Смит из Флориды откликнулись на наше предложение сотворить "Колесо" совместно, мы нарисовали его вместе с детьми, а Е.В.Гусельникова, зав. Интернет-кабинетом, помогла воспроизвести его на экране при помощи компьютерной графики. Дело в том, что американцы все свои построения снимали на слайды, а затем помещали их на сайт. Я объяснила Сету Итцкану, что у нас таких возможностей нет, и он помог нам решить местные проблемы: я просто отсылала ему картинки, а он помещал их на сайт. Сначала мы с девятым классом сделали прогнозы изменения климата по четырем позициям, но Итцкан прислал мне просьбу сочинить еще несколько позиций. Тогда я принесла незаконченное построение в седьмой класс, и дети без труда нарисовали еще несколько направлений. Мы ограничились последствиями первого порядка. Если станет теплее и зима будет короче, то будет меньше снега; нужно меньше шуб; меньше денег на строительство жилья; короче отопительный сезон; меньше зимних видов спорта; население будет переезжать в Сибирь.

Американцы прислали свои соображения по поводу последствий второго порядка. Больше поездок -- больше контактов, лучше взаимопонимание. Улучшится экология, станет больше животных, но меньше воды в реках. Наши дети не согласились с некоторыми мрачными прогнозами. Как это, например, меньше денег на занятия спортом? Зимний сезон станет короче, а летний длиннее, значит, будут больше развиваться иные, летние виды спорта. Меньше снегоочистительных машин и больше частных автомобилей? Ну и что, фильтры изобретем получше. В целом, сибирские школьники, невзирая на суровую зиму, экономический кризис и прочие хорошо известные неблагоприятные факторы, остаются оптимистами. К любому вопросу они подходят конструктивно. Не с позиции "Что произойдет плохого", а с позиции "Что тут можно сделать".

По сравнению с американцами, и я, как руководитель проекта в русской школе, и лиепайская школа, и школа в Гродно испытывали одни и те же трудности, о чем мы и ответили честно Итцкану в финальном опросе. Наши технические возможности не сравнить с тем, что есть у них. Дело не в слайдах, а в техническом обеспечении Интернет-класса в школах. Наша школа постоянно ищет возможность заплатить долг НГТС, чтобы не отключили связь. А когда связь есть, то соединение идет медленно или обрывается на самом интересном месте. Нам с детьми удалось отправить все заготовленные cookies, но не все удалось увидеть на сайте. Чтобы проверить, все ли в порядке, я несколько раз бегала к мужу в институт, откуда и соединялась с Проектами. Ничего не могли распечатать -- в принтере кончился порошок, и прибор стоит без дела. У школы нет денег на дополнительный диск, на картриджи, даже на простую бумагу. Не работал ксерокс -- все по той же причине полного отсутствия денег. Могут ли не получающие зарплату учителя покупать на свои деньги бумагу и делать нужные копии в другом месте? Вопрос, как говорят американцы, имеет чисто академическое значение.

Речь идет не о таких уж огромных суммах. Может быть, Президиум СО РАН сможет нам помочь. На примере проекта по Устойчивому развитию мы убедились в очередной раз, что наши старшеклассники способны участвовать и в международных конференциях на хорошем английском языке. Тех, кто еще не был обучен работать в Интернете, мы с Е.В.Гусельниковой обучили по ходу дела, дети схватывают все легко. В первый день они просто замирали перед экраном, увидев свое выступление включенным в страницу Форума сразу после того, как нажали необходимые кнопки. Во второй раз это уже воспринялось как само собой. По ходу дела мы приняли участие в проекте "Остановите насилие!", отослали свои антивоенные протесты, и уже на следующий день координатор из Нью-Йорка прислала нам подтверждение о помещении писем сибирских старшеклассников в Интернете и благодарность за активность.

Теперь у нас есть хорошо подготовленные группы, которые могут участвовать в следующих проектах, которые организация "Международное образование и ресурсы компьютерной сети" (IEARN) предлагает постоянно. За семь недель работы дети привыкли к необычным заданиям и вопросам, они хорошо ориентируются в происходящем и готовы высказывать свое мнение. Во время работы над данным проектом я получила просьбу из Комитета ООН по устойчивому развитию заполнить обзорную анкету на тему "Устойчивое будущее -- устойчивый туризм" для очередной, апрельской сессии Комитета. "Академик Валентин Коптюг был членом Комитета ООН, - написали мне в письме, -- он очень много сделал для разработки концепции устойчивого развития". Отвечая на вопросы, я попросила помощи в Комитете по международному сотрудничеству Новосибирской мэрии, а также опросила своих старшеклассников. Суммировала полученные сведения и отослала в ООН.

"Нам необходимы такие свидетельства доброй воли во враждебном мире", -- написал в благодарственном послании эксперт-футуролог Джим Дэйтор. "Если мы научимся сохранять здоровье экосистемы, мы скоро научимся сохранять здоровье человечества, ведь все взаимосвязано", -- пишет другой эксперт, Джим Лаури. Проект Сета Итцкана выбран для презентации на Национальной конференции по устойчивому будущему в Детройте в мае 1999 года, там будут упомянуты и труды учащихся из нашей школы N 130. Я сообщила Сету, что хотела бы написать статью о нашей совместной работе и посвятить ее памяти В.А.Коптюга. Мистер Итцкан дал свое согласие на использование присланных им материалов. Единственные ограничения -- конечно, пароль и имена американских учеников. Все это время мы поддерживаем связь с учителями США. "Спасибо за все, -- написала Сэнди Буркстед. -- Надеюсь, мы с вами сможем в будущем выполнить еще не один совместный проект". Повторюсь: если начать делать совместную работу еще на школьном уровне, дать детям возможность обмениваться мнениями, пусть даже о различиях в климате Новосибирска и Флориды, это станет одним из факторов создания устойчивого будущего. Судя по первым поступившим мне из США в феврале вопросам, для многих американцев мы все еще "русские медведи". Сам факт, что мы, живя в Сибири, говорим по-английски и умеем пользоваться Интернетом, производит огромное впечатление. Доступ к Интернету и использование возможностей всемирной сети как средства обучения, несомненно, дают нашим детям громадные преимущества в будущем.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?6+138+1