Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 10 (2346) 8 марта 2002 г.

НЕСТАНДАРТНАЯ ИСТОРИЯ
ИЗ ЖИЗНИ ЖЕНЩИНЫ

Два года назад академик Л.Иванова, зав.лабораторией Института цитологии и генетики, оказалась в экстремальной ситуации, выйти из которой ей помогли характер, воля и вера в свои силы.

Ольга Ушакова
"НВС"

На пятый день своего пребывания на известном сибирском курорте Белокуриха Людмила Николаевна, как и в первые дни отдыха, собралась подышать свежим горным воздухом. Стоял март, падала капель, поэтому наша героиня надела всего лишь легкую куртку, беретик и шелковый шарфик.

К ней присоединилась еще одна дама, преподавательница из Барнаула. Они пошли по "терренкуровской" горной тропке, восхищаясь живописными окрестностями. Время было послеобеденное, но вскоре спустились сумерки. Хорошо знавшая окрестности Людмила Николаевна предложила спуститься с другой стороны склона и там пройти к дороге.

Сказано—сделано, но вот дороги поблизости почему-то не просматривалось. Свернули влево, вправо — тот же результат. Не сразу женщины поняли, что самым банальным образом заблудились. А в карманах — ни спички, ни зажигалки, ни шоколадки. На двоих — один-единственный липкий леденец.

Время шло, женщины брели в потемках, спутница Людмилы Николаевны начала паниковать. И было отчего — кругом ночная темь и тишина, какая бывает только в лесу. Но наших сибирских женщин такими ситуациями не проймешь. Они упорно двигались вперед.

Дело пошло к ночи... И тут Людмила Николаевна поскользнулась, упала на обледеневший крутой склон, покатилась, ее "сбросило" со скалы, и по острой боли она поняла, что сломала ногу. Людмила Николаевна знала, что присаживаться и спать в снегу небезопасно, можно не проснуться. Выломала из кустов палку, и они по глубокому снегу стали выбираться на дорогу. Больше 12 часов шла Людмила Николаевна с переломом ноги выше щиколотки, опираясь на палку. Изредка останавливалась и подсыпала к ноге снег, чтобы уменьшить отек.

...В общем, только когда взошло солнце, они услышали шум трактора и поспешили на звук.

Уже потом Людмила Николаевна со смехом рассказывала: "Представьте себе обалдевшее лицо тракториста, навстречу которому выползают из тайги две старые замурзанные тетки".

Тракторист доставил дам в свой поселок, и они вернулись в санаторий к полудню. Вокруг измученных женщин засуетились врачи, но Людмила Николаевна непреклонно сказала: "Все остальное — завтра! Душ и спать!".

Вот такая нестандартная история со счастливым концом. В ней проявился характер сильной личности, способной преодолевать кажущиеся непроходимыми препятствия. И если хотите — умение поставить и решить задачу.

Перелом малой берцовой кости — не шутка. Но, "получив" гипс на ногу, Людмила Николаевна прочно обосновалась в своей санаторной комнате, обложившись бумагами, и сказала: "Наконец-то, я поработаю". Так до конца путевки и оставалась в Белокурихе.

Позже она призналась, что давно уже ей так хорошо и спокойно не работалось.

— Я уже и забыла об этом переломе, — смеется Людмила Николаевна. — Никаких последствий, ничего не болит. Как и прежде, хожу на высоких каблуках. Да и вообще — это не первый перелом в моей жизни. Надеюсь — последний.

— У вас хорошее настроение в канун весны. Есть причины?

— Действительно, есть. Последний год был очень удачным для моей лаборатории. Авторитетный рейтинговый зарубежный журнал принял две наших статьи. Одна уже опубликована, вторая принята в печать.

В целом, эти работы — итог результатов, полученных в предыдущие годы. Первая из них — об исследованиях на клеточном уровне — связана с молекулярными основами гормональной регуляции проницаемости биологических мембран. Вторая обобщает работу, проведенную совместно с лабораторией профессора Н.Поповой. Мы исследовали роль серотониновой системы мозга в регуляции водно-электролитного баланса организма. Известно, что серотонин — полифункциональный нейромедиатор, и играет определяющую роль в проявлении многих поведенческих актов, но его роль в регуляции таких эмоций, как жажда и солевой аппетит, практически не изучены. Вот мы и решили посмотреть, взаимодействует ли серотонин с основным регулятором содержания воды в организме — гормоном нейрогипофиза вазопрессином, и влияет ли на такие поведенческие реакции, как жажда и солевой аппетит. Мы получили очень интересные результаты, которые удалось четко и красиво показать. Стало очевидным, через какие рецепторы проявляется эффект серотонина и, с другой стороны, как вазопрессин влияет на метаболизм серотонина мозга. Решить этот вопрос помогли эксперименты на уникальной генетической модели — крысах Браттлборо с наследственным несахарным диабетом, лишенных собственного вазопрессина.

— Это перспективно для медицинской клиники и практики?

— Сразу в практику ничего не перенесешь, это фундаментальные данные, но необходимость всестороннего изучения механизмов регуляции водно-электролитного баланса очень важна, потому что любое проявление отечности уже свидетельствует о нарушении функции системы осморегуляции. Особенно, когда это касается процессов, происходящих в мозговых тканях, поскольку они определяют регуляцию обмена церебро-спинальной жидкости. С нарушением водно-электролитного баланса связаны и другие патологические состояния, которые наблюдаются при нарушении эндокринных функций.

— Но, все-таки ваши исследования расширяют круг представлений, важных для клиники?

— Речь идет о расширении представлений о самой системе регуляции такого важного компонента показателей гомеостаза, как равновесие воды и натрия. Это может оказаться полезным в перспективе для разработки способов коррекции путем воздействия на определенные регуляторные механизмы.

— Предположительно — можно ли иметь ввиду разработку в дальнейшем каких-либо препаратов коррекции гипертензии, отеков?

— Если это направление и дальше будет развиваться, то, видимо, можно будет ставить и такие задачи.

Свидетельством того, что наши работы находятся в русле приоритетно важных исследований, является установившийся в конце прошлого года контакт с профессором Бруно Фламионом из бельгийского университета под Брюсселем. Он нашел через интернет работы лаборатории, и в этом году уже утверждена программа российско-бельгийских исследований, в которую включен наш проект.

В декабре я побывала в Бельгии, видела великолепно оснащенную лабораторию, где будет проводиться часть экспериментов. Пока еще мы ведем согласование наших совместных планов. В дальнейшем предстоит развитие более крупного проекта, в котором смогут принять участие не только наши две, но и другие лаборатории из институтов Академгородка и бельгийских университетов.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?10+14+1