Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 28 (2214) 16 июля 1999 г.

ВСЕМИРНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО НАУКЕ
"НАУКА В ХХI СТОЛЕТИИ: НОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА"

26 июня -- 1 июля 1999 года в Будапеште проходила международная конференция "Наука в ХХI столетии: новые обязательства", организованная ЮНЕСКО, Международным Советом научных союзов ICSU при поддержке Правительства Венгрии.

В составе делегации Российской академии наук был председатель Сибирского отделения РАН академик Н.ДОБРЕЦОВ. Предлагаем нашим читателям его рассказ о работе конференции, а на соседних полосах газеты -- один из официальных материалов конференции.

-- На открытии конференции генеральный директор ЮНЕСКО проф. Федерико Майор сказал, что конференция созвана для администраторов науки, во-первых; потребителей науки -- представителей правительств и промышленных кругов, во-вторых; для научных общественных организаций (союзов, академий, ассоциаций), в-третьих. Это подтверждает анализ состава делегации из 140 стран. Большинство из них (97) возглавляют министры (замминистры) науки и (или) образования, 13 делегаций возглавляют президенты академий наук и еще 12 самостоятельных делегаций национальных академий, 30 делегаций -- председатели научных советов, бюро, ректоры университетов. Кроме того, присутствовали делегации из 25 международных межправительственных организаций и 44 международных неправительственных организаций, преимущественно союзов, входящих в ICSU, всего 221 делегация, около 2000 участников.

Среди докладчиков и в руководстве оргкомитета преобладали США и Англия, другие страны Европы. Им, судя по характеру выступлений, противостояли представители третьих стран, которые по классификации ООН являются развивающимися странами, хотя таковыми на самом деле, как они заявили, не являются. Из основных 16 докладчиков на трех пленарных заседаниях -- 4 из Англии, 3 из США, 3 из Европы (Германии, Франции, Италии), 1 из Японии, 5 из третьих стран (Бразилии, Индии, Китая, Кении, Свазиленда), а всего из 162 авторов на 3 пленарных заседаниях и 25 тематических симпозиумах -- по 15 представителей США и Англии, 13 -- Франции, по 5--7 представителей Канады, Германии, Италии, Японии и 5--7 представителей Индии, Китая, Бразилии, Мексики, России и Нигерии, по 3 -- Нидерландов, Швеции, Швейцарии, а также Индонезии и Кении. Всего выступающие представляли 50 стран из 140, присутствующих на конференции.

Уже на первом пленарном заседании обозначились разные подходы представителей третьих стран и Америки--Англии. В докладе бразильца Жозе Варгаса, президента Академий наук третьего мира, была развернута широкая картина ужасающей бедности и неразвитости стран третьего мира, в которых живет 2/3 населения мира. 100 самых богатых людей из Америки и Европы владеют состоянием, равным суммарному ВВП 58 беднейших стран. 20 % благополучного населения владеет 86 % богатств, на долю остальных -- 80 % приходится лишь 14 %, т.е. в 300 раз меньше на одного человека.

Еще более впечатляющую информацию с хорошо подобранными слайдами привел проф. С.Сваминатан из Индии. За 50 лет истории ЮНЕСКО население Индии выросло с 330 до 990 млн человек (в 3 раза), но сбор урожая пшеницы вырос с 6 млн т до 72 млн т (т.е. в 12 раз), благодаря чему продолжительность жизни возросла с 28 лет до 60 лет (т.е. в 2 раза). Но значительная часть населения Индии по-прежнему голодает, не получая свою долю производимого продовольствия из-за социального, регионального, расового и кастового неравенства. 25 % всех детей рождаются с уменьшенным весом и медленным развитием мозга, и все они рождаются в странах третьего мира, а в таких странах как Бангладеш, таких детей рождается 50 %, и сокращенная длительность жизни возникает прежде всего из-за высокой смертности при родах, недоедания женщин. Поэтому для третьих стран важно использование науки прежде всего для решения продовольственной проблемы (с использованием генетики, биотехнологии, биоразнообразия). На втором месте -- проблемы доступной компьютеризации и информатизации, способные обеспечить знаниями беднейшее население и дать ему возможность работать более продуктивно. Грядущие глобальные изменения природной среды и климата лягут наиболее тяжелым грузом на третьи страны, поэтому важнейшая проблема -- социально-экологическая экономика, с учетом глобальных изменений.

Совершенно другие задачи формулировали представители США и Англии. В докладе, прочитанном от имени помощника президента США по вопросам наук Нила Лейна (он был болен) подчеркивалась роль ученого как глобального гражданина и соответственно определяющая роль международной интеграции и кооперации. При этом подчеркивалось, что такое сотрудничество для "развивающихся стран" даже более важно, т.к. своими силами они никогда не догонят передовой фронт науки.

США имеют двухсторонние договоры с 32 странами, в которых участвуют по 300--500 научных учреждений или групп учреждений с каждой стороны, т.е. выступают главным регулятором международного обмена, учитывая также приоритетную миграцию в США ученых из разных стран. Как и в следующем докладе сэра Джозефа Ротблата, одного из основателей Пагуошского движения, много говорилось об ответственности ученых за освоение растущего объема научных знаний и за оказание обществу содействия в понимании того, куда ведут новые знания.

Сэр Джозеф Ротблат главный упор сделал на этические принципы и ценности в сфере науки в свете ее современного развития. Эти проблемы возникли при создании ядерного оружия и сейчас в наибольшей мере связаны с проблемами биологии (возможностями клонирования человека, создания биологического оружия небольшими группами ученых и др.). В частности, сэр Ротблат считает недопустимым высокую секретность науки в США и России и призывает поставить под контроль общества деятельность ядерных центров в Ливерморе и Лос-Аламосе (США), Снежинске и Красноярске в России. Такие призывы сегодня для нас выглядят провокационными. В то же время Дж.Ротблат говорил о практике патентования, ущемляющей права ученых, и призвал разработать патентные права, позволяющие защищать научные результаты еще на ранней стадии их возникновения. Однако практика и здесь показывает, что максимальное ущемление получают ученые России и третьих стран.

Пленарные доклады Форума I (Наука: достижения, недостатки, проблемы) были сделаны только представителями Европы, США и Японии без участия России и третьих стран. В докладе Рауля Гойнинген-Гуене (Германия) говорилось о науке как уникальном компоненте современной культуры в историческом и современном контексте. В эволюции приобретения знаний максимальное значение приобрели трансдисциплинарные подходы. Во втором докладе I форума "Универсальное значение фундаментальных наук" (М.Вирасоро, Италия) подчеркивалось, что фундаментальные исследования расширяют наши знания о физическом, биологическом и человеческом мире. Необходимо искать специальные меры, чтобы поддержать фундаментальные науки в условиях, когда социальная и экономическая ситуация требуют получения немедленных результатов. Эти проблемы сильно различаются в разных дисциплинах и разных странах.

"Научный подход к комплексным системам" -- название третьего доклада (Р.Мэй, Великобритания). Комплексный характер природы только сейчас начал изучаться в достаточной мере благодаря новым методам расчетов, новым теоретическим подходам в области астрономии, метеорологии, сейсмологии, эволюции. Примеры из области наук как абстрактных, так и более прикладных говорят о том, что комплексные системы мы только начали постигать.

Два других доклада имеют самый общий характер. "Международное сотрудничество в области наук" (Дж. Мартон-Лефевр, США) и "Научное образование" (Ги Уриссон, президент Академии наук, Франция). Доклад о международном сотрудничестве перекликался с докладом Нила Лейна и подчеркивал разные формы международного сотрудничества: мегапроекты и "большая наука"; передовые научные центры и их программы; региональные и международные научные сети и системы станций. Решающее влияние на будущее сотрудничество окажут информационные технологии. В докладе о научном образовании отмечалось разнообразие национальных и международных стратегий воссоздания научного потенциала.

Заключительный пленарный доклад I форума "Наука и техника" (Х.Йосикова, Япония) был очень широким, и здесь особо подчеркивались новые механизмы: тесная связь университетов и промышленности, сочетание разных видов финансирования и соответственно разные формы планирования. Не меньшее значение имеет совершенствование патентования и развитие прав на интеллектуальную собственность.

Темы пленарных докладов были развиты на 13 тематических семинарах, прошедших во второй половине дня 27 июня в рамках I форума. Первые четыре семинара повторили название первых четырех пленарных докладов 3-х стран и было заслушано 20 докладов, примерно поровну из развитых и третьих стран. Международное сотрудничество было обсуждено на двух семинарах: "Наука без границ", где обсуждались глобальные исследования, типа науки о космосе, мониторинга океана и атмосферы, проекты в области меганауки, и семинар "Совместное использование научных знаний" (информационные потоки на Севере и Юге, развитие телекоммуникации и рост объема информации, проблемы интеллектуальной собственности и авторского права). На обоих семинарах тон задавали США и Европа, из 11 докладов только 4 были сделаны учеными из Китая (2), Аргентины, Мексики.

Семинар "Научное образование" повторил тематику пленарного доклада и содержал 3 темы с докладами и постерами. Зато тематика "Наука и техника" была развернута в 6 семинарах: "Наука и окружающая среда" (7 докладов, преимущественно из третьих стран); "Биологическая революция и ее применение для здравоохранения" (7 докладов, только 2 доклада из третьих стран); "Наука, сельское хозяйство и продовольственная безопасность" (3 доклада и постера из разных стран); "Наука, этика и ответственность" (5 докладов из разных стран); "Наука и энергия" (7 докладов, из них 4 доклада из третьих стран); "Наука и новые материалы" (4 доклада, все из развитых стран, включая доклад А.Хохлова из МГУ).

Трудно оценить это множество докладов, но из приведенного обзора видно, что наибольшее внимание вызвали прикладные аспекты (или иначе "Наука и техника"), чему были посвящены семь семинаров и большинство докладов. Видно также, что приоритеты в развитых странах и странах третьего мира существенно различаются.

Еще больше противостояние развитых стран и стран третьего мира заметно из докладов и семинаров, заявленных во II форуме "Наука и общество".

Подготовлены проекты трех документов: 1. Декларация о науке и использовании научных знаний; 2. Вступительные замечания по повестке дня в области науки -- рамки действий; 3. Проект повестки дня в области науки -- рамки действий. Во всех трех документах содержатся три основных раздела: I. Наука для получения знаний; знания для прогресса; II. Наука на службе мира и развития (в Декларации они разделены на два раздела); III. Наука в обществе и наука для общества.

Более подробно эти разделы раскрыты в документах 2 и 3 (Повестке дня и Вступительных замечаниях), но и здесь много декларативных заявлений.

Очевидна попытка провести аналогию предложенных документов с важнейшими документами конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Но в этой попытке не хватает конкретности и глубины. В частности, в двух поправках я предложил конкретизировать требования к международной и национальной политике патентования, не ущемляющие права ученых, и регламентации прав ученых и организаций, их воспитавших, при переходе (тем более, продаже -- что фактически уже началось) ученых в другие страны или организации.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?2+148+1