Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 29 (2215) 23 июля 1999 г.

В ЗЕРКАЛЕ ПРЕССЫ
(конец мая -- начало июля)

Н.Алексеева.

ОБРАЗОВАНИЕ

Продолжаются яростные споры вокруг проектов федеральной программы развития образования. Ректор МГУ академик В.Садовничий считает: нужны и программа, и доктрина образования. Надо бить тревогу, запретить превращать учебные заведения в платные. Доктрина должна быть сводом прав, гарантий и возможностей государства в сфере образования. Даже если сейчас спрос на выпускников падает, а люди с дипломами лучших вузов работы по специальности не находят, мы будем работать на опережение, закладывать необходимый кадровый фундамент для того момента, когда спад экономики сменится ее ростом ("Программа образования должна быть самым важным законом России", РГ 23.06).

В июне коллегия Минобразования рассматривала новую структуру профессий, по которым вузы должны будут готовить кадры для народного хозяйства эпохи рыночных реформ. Для справки: принятый 5 лет назад в России реестр профессий содержит 443 специальности, а с учетом специализаций -- более 4000 (!) наименований. И при этом по официальным данным каждый второй выпускник высшей школы не находит себе применения по избранному профилю (и идет, как правило, в коммерческие структуры). За два часа заседания из "Перечня" было выкинуто 73 специальности и добавлено две ("Мелкий ремонт на фоне капитальных перемен", НИ 16.06). О том же -- "Вам архитектор виртуальных миров не требуется?" РГ 16.06.

"Горячая десятка" самых востребуемых сегодня профессий выглядит так: коммерческий и финансовый директор, главный и просто бухгалтер, аудитор, юрист, менеджер -- по продажам, по маркетингу и рекламе и, наконец, секретарь-референт. В то же время второе дыхание обретают инженерные профессии, в цене аналитики, организаторы производства и технологии (АиФ N 20). Однако по сложившимся традициям половина выпускников российских вузов получает специальности в области естественных и технических наук и только четверть студентов изучают право, экономику, гуманитарные и социальные науки. Как утверждают "Известия", в цивилизованных странах соотношение специальностей обратное -- для нормальной работы развитой экономики вполне достаточно 20 % инженеров и ученых в числе выпускников. В России эту диспропорцию пытаются выправить негосударственные учебные заведения ("Не все хотят стать бухгалтерами или юристами", И 23.06)". Там же приведена любопытная классификация -- кто зачем идет в вуз. Согласно ей, среди абитуриентов есть "уклонисты" (для отсрочки военной службы), "невесты" (искательницы женихов), "прагматики" (выбирающие специальность из соображений -- какой на нее будет спрос через 5--7 лет) и, наконец, "ботаники", которые при поступлении ориентируются только на личные предпочтения (из них в будущем получаются и научные сотрудники).

Для других категорий населения дается консультация -- как стать студентом иностранного вуза выпускнику нашей средней школы ("Кончив курсы за углом, в Оксфорд отнесу диплом!", КП 6.07).

Сенсация: высшая аттестационная комиссия решила исключить философию из экзаменов кандидатского минимума. Против философии яростно выступили математики А.Гончар и В.Мясников, их поддержали физик Г.Месяц и геолог Н.Лаверов. Министры науки и образования воздержались. Корни этого решения -- в тех временах, когда философы выступали как мракобесы, возглавляя гонения на генетику, кибернетику, квантовую физику и т.д. Но -- "прегрешения священников не могут разрушить религию", и по мнению многолетнего председателя ВАК чл.-к. РАН Н.Карлова отмена философии грозит резким падением культуры ("Философия объявлена лженаукой", И 8.07). Заместитель директора Института философии РАН чл.-к. РАН Р.Гусейнов комментирует это решение так: "Это все равно, если бы кто-то предложил в 60-е годы отменить в школе биологию из-за того, что она была деформирована учением Лысенко" ("Философию изгнали из российской аспирантуры", НГ 3.07).

Резко критикует ВАК профессор Б.Варецкий, считая его очень консервативным. Он предлагает все же дать право проводить защиты и в негосударственных научных учреждениях и организациях, а для ясности добавлять к званию кандидата или доктора название вуза, где защитился соискатель ("Научное остепенение, или Теневые стороны "ваковского зазеркалья", РГ 13.07). Редактор отдела наук РГ А.Валентинов добавляет к этому свой иронический комментарий -- ему не нравится медлительность перемен в работе ВАКа.

ПРИЕМ В ВУЗЫ

Министерство юстиции РФ утвердило новый "Порядок приема в высшие заведения РФ в 1999 году", поскольку старый непрерывно и критиковался, и нарушался (последнее -- даже в Российской правовой академии Минюста. Генпрокуратура РФ отмечала усилившуюся тенденцию массовых нарушений конституционных прав граждан на образование со стороны чиновников; оттеснение социально незащищенных слоев молодежи от высшего образования она назвала аморальным, противозаконным и несправедливым. Критикуя и новый "Порядок...", профессор В.Аванесов замечает, что в нем следовало бы, в частности, ввести ограничение на участие репетиторов в приемных комиссиях, ввести наблюдательные советы из числа родителей и общественности и т.д. ("Прием в вузы. Новые сюжеты застарелой драмы", НГ 3.06).

А пока что читателям подробно объясняют типовые размеры взяток за "блатное" поступление в московские вузы: 2,5--3 тысячи долларов в технический, 6--10 тысяч долларов -- в медицинский ("Бесплатное образование становится все дороже", И 3.06).

В июне--июле в центре внимания были, естественно вопросы приема в вузы, условия поступления и обучения. Публиковалась масса советов и рекомендаций: "Только тот поступит в вуз, кто все лето дует в ус!" (КП 30.06), "Шпаргалка от министра" (РГ 19.06), "Шпаргалка для абитуриента" (НГ КЖ N 12) и др.

Весьма подробно описывались расходы абитуриентов и студентов (точнее, их родителей). В особенно тяжелом положении сельские школьники -- в селах чаще всего некому преподавать иностранные языки, иногда и другие предметы, и без репетиторства не обойтись. А репетиторы сейчас берут не меньше 50 долларов за час, т.е. около 1,5 тысяч за курс: Но главный напряг впереди -- при стипендии около 300 рублей койка в общежитии обходится в 160. Поскольку в семье "живые деньги" порой есть только у бабушки-пенсионерки, то появился термин -- "бабушкин стипендиат". Конец статьи: "Сколько же одаренных детей не могут реализовать свои способности? Скольких эта нереализованность подтолкнет к алкоголю, наркотикам, криминалу, проституции, сектантству" ("Неподъемный студент", Тр 6.07).

О том же статья "Зеленый" пропуск в вуз" (Т 9.07). Профессор А.Овсянников сетует: "Хорошее высшее образование практически недоступно для широких слоев населения". По существу, в стране созданы две системы образования: для, фигурально выражаясь, наследных принцев и наследных нищих. Кроме того, с каждым годом падает процент выпускников, находящих себе работу по специальности (в 1996 году из выпускников сельхозвузов востребованными оказались: лишь 2 процента молодых людей). Но -- парадокс -- число студентов растет (за счет негосударственных вузов). Возможная причина -- вуз становится "камерой хранения" для молодежи 17-- 18 лет, которой невозможно найти работу и которая не хочет идти в нынешнюю "страшную армию".

ВУЗЫ НОВОСИБИРСКА

"Ведомости" в июне давали на своих страницах консультации для выпускников школ. В обзоре "Это сладкое слово вуз: деньги, знания и -- бартер" (18.06) среди полезных советов бросается в глаза сообщение, что плату за образование (в частности, в СибГУТИ), можно вносить не только деньгами, но и по бартеру -- например, мебелью или оргтехникой. Из следующего обзора "Новосибирские вузы: образование становится дорогим товаром" (25.06) можно узнать о новых, модных и престижных специальностях (в основном с платным обучением). Это -- в бывшем НИИЖТЕ -- "таможенное дело", "психология", "автомобили и автомобильное хозяйство", в НГУ -- "психология" и "английская филология". В мединституте открылись факультеты "Медико-экономический" (совместно с Академией управления) и "Медико-технический" (совместно с НГТУ). Обучение на них стоит 12 тыс.руб. в год. Новый сибирский университет гордится введением (впервые в России) новой специальности "клиническая психология". Статья об этом называется "У этой профессии большое будущее" -- звучит несколько удручающе.

О негосударственных вузах Новосибирска материал Е.Квасниковой "Подпольные вузы у нас не пройдут!" (В 16.07) и статья Р.Нотмана "Образование всегда государственное" (СС 13.07). По его мнению, они успешно конкурируют с государственными. В Новосибирске готовится областной закон о регулировании и государственной поддержке профессионального образования. Его цель -- помочь высшей и средней школе работать в полную силу в рыночных условиях.

Ошеломительные новости в НГУ -- "Попечители НГУ сравняют студентов с преподавателями" (по численности), а "Реформа НГУ будет строиться по западному образцу под присмотром новосибирских капиталистов". По замыслу председателя попечительского совета академика В.Накорякова, попечители помогут финансировать университет, который надо вывести из Минобразования и переподчинить СО РАН. Совет предлагает в 3--4 раза сократить прием студентов, оставив обучение только в тех областях науки, которые принесли всемирную известность новосибирскому Академгородку (НС 9.07). Подробнее о попечительном совете в статье В.Накорякова в НВС N 26.

"Вступительные экзамены в НГУ -- позади" ( ВН 16.07). Конкурс был чуть меньше, чем в прошлом году. Самый высокий -- на новом, техническом факультете, на отделении "Системы информатики" -- 9,25 человека на место, на отделении "Гуманитарная культура и информатика" -- 8,5. По 115 заявлений было подано на отделения "Экономика и право" и "Журналистика".

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В какую школу отдать ребенка? Об этом статья "Учение, мучение или образование" (Ъ--С 9.07). Для частных (платных) школ типичны малая наполняемость классов (2--12 детей, что гарантирует индивидуальность занятий), уроки в первую смену, нередко доставка детей домой после школы. Но ученики этих школ часто показывают невысокий уровень знаний -- учителя не рискуют критиковать "курицу, несущую золотые яйца", а условия воспитания и обучения чаще всего диктуются родителями ("Кто платит деньги, тот заказывает музыку:"). Кстати, дети новосибирских "людей от власти", учатся вовсе не в частных школах, а в привилегированных гимназиях центральной части города.

Другая закономерность: "Выбрал вуз -- смени школу" (там же). Многие вузы Новосибирска работают по модели "школа--вуз", имея в ряде школ свои профильные классы (НГТУ имеет 40 таких школ).

Видимо, прародителем этой модели можно считать тандем НГУ--ФМШ. Основополагающий принцип этой школы -- каждому ребенку, имеющему интеллектуальные способности, дается возможность их реализовать. Социальная значимость ФМШ сейчас чуть ли не выше, чем в 60-е годы. Об этом -- разговор с учеником первого набора ФМШ, ныне членом-корреспондентом РАН В.Пархомчуком и директором школы профессором А.Никитиным. Конечно, средств не хватает, и руководители школы бьются за закон о попечительском совете, который узаконил бы помощь школе от ее выпускников и других спонсоров ("И никуда от физики тебе не деться:", В 28.05).

Учитель высшей категории Н.Коптюг (школа N 130) рассказала об успешной работе своих учеников по ряду международных образовательных проектов, реализуемых через Интернет ("Школьная практика в виртуальном пространстве", СС 9.07).

Неприятная новость: ни в области, ни в городском бюджетах Новосибирска нет средств на приобретение новых школьных учебников (а надо на это около 80 млн.руб.). Предлагается создать родительские библиотечные фонды. Бесплатными учебники будут только для сирот и учащихся вспомогательных школ ("Сначала купите, потом сдайте в библиотеку", В 25.06).

Сокращения: АиФ -- "Аргументы и факты", В -- "Ведомости", И -- "Известия", КП -- "Комсомольская правда", НГ -- "Независимая газета", НГ--КЖ -- приложение к ней "Круг жизни", НоГ -- "Новая газета", НС -- "Новая Сибирь", РГ -- "Российская газета", СС -- "Советская Сибирь", Тр -- "Трибуна", Ъ--С -- "Коммерсант--Сибирь".

г. Новосибирск.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?16+149+1