Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 30 (2216) 6 августа 1999 г.

ОТ ЧЕГО ЗАВИСЯТ НАШЕ НАСТРОЕНИЕ И РЕАКЦИЯ НА СТРЕСС

Н.Попова, доктор медицинских наук,
зав.лабораторией Института
цитологии и генетики СО РАН.

Участники симпозиума: проф. Пьер Мормеде (Франция), проф. Бела Бохуш (Голландия) и сопредседатель оргкомитета проф. Мануэла Мартинес (Испания) в перерыве между заседаниями в Доме ученых СО РАН

В середине июля в новосибирском Академгородке прошел международный симпозиум "Генетическая и онтогенетическая психонейроэндокринология." Это сложное название отражает новое направление развития науки о действии гормонов на организм. Широко и давно известны вырабатывающие гормоны железы внутренней секреции, такие как щитовидная железа, половые железы, поджелудочная железа, надпочечник с его "гормонами стресса". Когда-то их выделяли в эндокринную систему, считая, что в организме действуют два основных регулятора -- эндокринная и нервная системы. Однако уже довольно давно начали появляться первые сведения, а сейчас это уже не подлежит сомнению, что нервная и эндокринная системы неразрывно связаны, и что от их функционирования и взаимодействия в мозге зависят психическое состояние, настроение, поведение, реакция организма на стресс. В свою очередь, функциональное состояние нейроэндокринной системы во многом определяется наследственными особенностями организма и течением его развития -- онтогенеза, особенно раннего периода -- внутриутробного и детства. Вот что стоит за сложным названием международного симпозиума.

Симпозиум не случайно проходил в Академгородке. Он был посвящен памяти одного из основоположников нового направления -- профессора Института цитологии и генетики СО РАН Евгения Владимировича Науменко. Евгений Владимирович молодым кандидатом наук приехал в Академгородок в 1960 году, когда Сибирское отделение только начало создаваться. Главным мотивом переезда, как и у подавляющего большинства первых жителей Академгородка, было желание заниматься наукой на современном уровне, и это стремление было успешно реализовано в течение 35-летней работы в Академгородке. Здесь им были выполнены приоритетные работы, получившие международное признание, в том числе и со стороны основателя учения о стрессе Ганса Селье, создано оригинальное генетическое и онтогенетическое направление нейроэндокринологии, создана школа психонейроэндокринологов.

Евгений Владимирович Науменко около 40 лет назад первым в Новосибирске (и одним из первых в стране) наладил прямое определение в крови человека и животных основных гормонов стресса -- кортикостероидов. Это очень важный результат, поскольку он дает возможность судить о стрессорной реактивности и о состоянии одной из основных систем адаптации организма к разнообразным стрессирующим воздействиям -- гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы (ГГНС). Именно проблемы регуляции ГГНС, стресса, поведения и регуляции другой важнейшей системы организма -- половой, были основными проблемами, разрабатывавшимися Е.Науменко и руководимым им коллективом.

Основным органом, в котором осуществляется регуляция всех этих важнейших систем и процессов, является головной мозг с его системой нейропередатчиков, в числе которых "классические" медиаторы: серотонин, норадреналин, дофамин, гамма-аминомасляная кислота. Это делает мало доступным изучение этих процессов на человеке, поэтому психонейроэндокринология -- наука преимущественно экспериментальная, раскрывающая фундаментальные процессы, регулирующие эмоциональное состояние, настроение, реакцию на разные виды стресса, половое и социальное поведение.

Однако ценность этой науки определяется не только тем, что она позволяет понять сложнейшие механизмы важнейших физиологических процессов. Выявление участия того или иного медиатора в регуляции определенных видов поведения или физиологического процесса дает основу для создания и применения препаратов, избирательно стимулирующих или ингибирующих ту или иную регуляторную систему при патологических нарушениях психики, поведения или функции эндокринных желез.

Значение психонейроэндокринологии многократно увеличивается в настоящее время. В мире, с одной стороны, резко возросли стрессированность, тревожность, агрессивность и склонность к депрессии, а с другой, потрясающие успехи химии и молекулярной биологии позволили синтезировать препараты, избирательно действующие на определенные типы рецепторов и ферменты, и компенсировать нарушения метаболизма медиаторов мозга. А в перспективе содержится возможность и восстанавливать, вводя соответствующий ген, работу генетического аппарата, нарушенного при наследственных заболеваниях.

Работы, представленные на симпозиуме, ярко отразили весь спектр проблем, стоящих перед современной наукой, и продемонстрировали значительные успехи в их разрешении. Доклад председателя оргкомитета симпозиума голландского профессора Бохуша, который является президентом международного общества психонейроэндокринологов, был посвящен участию кортикостероидных рецепторов мозга в стрессе, тревожности и депрессии. Были представлены данные, свидетельствующие об участии двух основных групп гормонов коры надпочечника -- минералокортикоидов и глюкокортикоидов, в возникновении таких, связанных со стрессом отрицательных эмоций, как страх и тревожность. Автор заключил, что специфические антагонисты этих рецепторов могут оказаться новой эффективной группой препаратов для лечения связанных со стрессом психических заболеваний.

Различным аспектам действия стресса была посвящена значительная часть докладов. Очень важной является проблема стресса, действующего в определенные сроки внутриутробного развития организма или в определенные периоды детства, и ведущего к последствиям, сохраняющимся в течение всей жизни. Эта проблема начала разрабатываться под руководством Е.Науменко около 30 лет назад. Его учеником, председателем симпозиума доктором биологических наук Н.Дыгало были выявлены "критические" периоды, когда кратковременное введение гормона или стрессирование беременных самок крыс приводит к тому, что у их уже выросших детенышей оказывается сниженной реакция на эмоциональный стресс, ослаблено ориентировочно-исследовательское поведение. Была установлена роль генотипа и те механизмы мозга, которые осуществляют этот долговременный эффект. Длительные отдаленные последствия оказывает и стресс или жизнь в загрязненной атмосфере в течение определенного, даже короткого периода постнатального онтогенеза.

На конференции были представлены новые данные ученика Е.Науменко, ныне профессора Кемеровского университета С.Лурие об отдаленных последствиях неблагоприятных факторов, действующих на человека в раннем детстве. В докладе Т.Семеновой с соавторами из Пущино и из латвийского Института органического синтеза и докладе Л.Филаретовой из Санкт-Петербурга были представлены данные о длительном влиянии послеродовой гипоксии и стресса на поведение и на образование язв в желудке. В докладах новосибирских исследователей -- о влиянии "раннего" стресса на поведение, стрессорную реактивность, артериальное давление, стероидогенез в половых железах и надпочечниках.

Все эти исследования убедительно показали, что стресс в последней трети беременности или в определенные периоды развития уже после рождения действует совсем не так, как сходный стрессор, действующий на взрослый, сформировавшийся организм: даже кратковременный, но возникающий в "критические" периоды стресс оставляет след, сохраняющийся в течение всей жизни, меняя реактивность организма, функциональное состояние ГГНС, половой системы и некоторые виды поведения.

Значительное внимание было уделено и другим аспектам проблемы стресса: различиям в хроническом действии разных его видов -- холодового и эмоционального, в реагировании двух основных систем стресса -- ГГНС и симпато-адреналовой при глубокой гипотермии человека, а также участию медиаторов мозга в стратегии холодовой адаптации, в иммуномодуляции при стрессе, в иммуно-эндокринных взаимодействиях.

Особое внимание было уделено роли норадреналина и серотонина, вызывающего в последние годы повышенный интерес. Было продемонстрировано влияние гормонов щитовидной железы на число серотониновых рецепторов в мозге. Показано, что разные типы этих рецепторов по-разному влияют на половую активацию, возникающую у самцов при появлении самки -- стимуляция одних типов ведет к ингибированию как поведенческой, так и гормональной компоненты половой активации, стимуляция других -- усиливает половую активацию. Поскольку уже сейчас имеются селективные агонисты и антагонисты этих типов рецепторов, это привлекает к ним внимание как к возможным регуляторам полового возбуждения. Интерес вызвали и данные об участии серотонина мозга в механизмах гормональной регуляции уровня тестостерона и в механизмах образования язв желудка, вызываемых хроническим социальным стрессом.

Обобщающий доклад, посвященный актуальной и острой проблеме "Стресс и наследственная гипертензия" был сделан проф. А.Маркелем (ИЦИГ) на основании изучения особенностей крыс с наследственной предрасположенностью к гипертонии, связанной с повышенной реакцией на эмоциональный стресс. Эта линия крыс-гипертоников, селекционированная в Институте цитологии и генетики, не имеет мировых аналогов и наиболее близка к гипертонической болезни человека, в возникновении которой эмоциональный стресс играет значительную роль.

Естественно, что очень значительное внимание было уделено генетическим аспектам психонейроэндокринологии. При этом были использованы самые разнообразные объекты исследования -- от моллюска и дрозофилы до человека, применены новейшие молекулярно-генетические методы. Важно отметить, что современные генетические методы были продемонстрированы не только в докладах западных исследователей или в довольно многочисленных совместных работах, но и в чисто отечественных работах. Уровни изучения также характеризовались широким разнообразием -- от фундаментально-теоретического построения генных цепей с использованием базы данных и компьютерной технологии (доклад Н.Колчанова с соавторами) до изучения у людей связи между полиморфизмом гена дофаминовых Д4-рецепторов и риском возникновения сердечно-сосудистых заболеваний (Юдин с соавторами).

Симпозиум был прекрасно организован и прошел на высоком уровне, с активным обсуждением всех представленных докладов и со специальным заседанием, посвященным обсуждению стендовых докладов. Он наглядно продемонстрировал, что в Институте цитологии и генетики СО РАН создана и продолжает развиваться школа нейроэндокринологов с оригинальным генетическим направлением, в которой, наряду с исследователями международного уровня, в основном окончивших в свое время Новосибирский университет, трудится довольно много молодых научных сотрудников, аспирантов и студентов. Среди многочисленных прогнозов на тему, что предстоит человечеству в новом тысячелетии, футурологи, основываясь на реальной важности для будущего различных наук, прогнозируют, что ХХI век будет веком биологии. Прошедший симпозиум дает основание надеяться, что свое слово скажут и сибирские биологи, у которых для этого есть все предпосылки.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?8+150+1