Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 32 (2218) 20 августа 1999 г.

"СИБИРСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ": НА ПОВЕСТКЕ ДНЯ -- ПРОБЛЕМЫ НАУКИ

Вера Басарева, "НВС".

Вряд ли стоит объяснять, почему заседание Совета Межрегиональной ассоциации "Сибирское cоглашение", состоявшееся 13 августа в г. Томске, во многом походило на импровизацию опытных исполнителей. Заседание проходило в пятницу, а еще в понедельник некоторые основные участники вносили изменения в свои недельные планы, полагая, что смена правительства и уход С.Степашина в отставку внесут существенные коррективы и отодвинут заседание на две-три недели. Премьер, по замыслу организаторов, был главным действующим лицом мероприятия. Вопросы, вынесенные на повестку дня заседания, не было смысла обсуждать без первого лица в правительстве. Проблемы науки и высшего образования, совершенствования межбюджетных отношений, концепция федерального бюджета 2000 года, неотложные меры по подготовке к зиме требовали согласования с центром.

Заседание готовилось тщательно и чуть ли не со времен Е.Примакова. В августе ждали "конца света", но никак не отставки кабинета! И все же заседание Совета МАСС состоялось, правда в условиях сжатого времени и пространства. Причин для этого было несколько. Во-первых, у тогда еще и.о. премьера В.Путина было всего несколько часов времени, выкроенных с большим трудом, во-вторых, необычайность ситуации привлекла такой поток СМИ и желающих поучаствовать, что зал заседания по краям смахивал на автобус в час пик. Повестку перекроили, докладчиков, невзирая на ранг, урезали, желающих выступить в прениях "секвестировали". Политический марафон по-сибирски начался в девять часов и без перерыва на обед кончился в шестнадцать, впитав в себя всю двухдневную повестку заседания. Ставка была сделана, и как показал дальнейший ход событий, сибиряки не проиграли. Время не было упущено, решения Совета пойдут в работу, а новый премьер и его команда (с В.Путиным в Томск приехало человек сорок исполняющих обязанности членов правительства) получили личное представление о проблемах сибиряков.

Осветим лишь один вопрос повестки заседания Совета "Сибирского соглашения" -- "О науке и высшей школе Сибири как основе устойчивого развития регионов", в тезисах изложив основные положения докладчиков и выступающих.

ПРИОРИТЕТНОСТЬ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
ОПРЕДЕЛИТ БУДУЩЕЕ СТРАНЫ

В.Кресс, председатель Совета ассоциации МАСС, глава администрации Томской области.

Весьма символично рассматривать проблемы науки и образования именно в Томске, который более 120 лет назад стал колыбелью образования в Сибири. Появление за Уралом высших учебных заведений открыло тогда новую страницу развития Сибири. И сейчас продвижение к высокому уровню качества жизни возможно только на базе высоких технологий, построенных на прочном фундаменте знаний. Механизм реализации этого тезиса известен, он основан на принципе приоритетности науки и образования и подтвержден всей историей России. Освоение ее природных богатств было бы невозможно без развития научно-образовательной сферы, без создания в конце 50-х годов Сибирского отделения Академии наук страны и сибирских отделений отраслевых академий.

Принцип приоритетности науки и образования безоговорочно провозглашался и неоднократно подтверждался во многих законодательных и правительственных документах последних лет. Как же сейчас реализуется принцип, во многом определяющий будущее страны? В середине 80-х годов наша страна входила в первую пятерку по числу студентов на 10 тысяч населения. В настоящее время по этому показателю мы находимся уже в четвертом десятке. Реальное финансирование науки по сравнению с 1991 годом по разным оценкам уменьшилось в шесть -- десять раз. Ни в одном бюджете за эти годы не были выполнены установленные законом нормативы финансирования науки и образования. В тяжелом положении находится материальная база, устаревает оборудование, слабо пополняется библиотечный фонд, продолжается "утечка" интеллектуального потенциала страны, низка заработная плата занятых в науке и образовании.

Во многих городах Сибири, где вузы играют градообразующую роль, наличие большого числа иногородних студентов (к примеру в Томске их более 40 % от общего числа) тяжелым бременем ложится на коммунальное хозяйство, транспорт, всю инфраструктуру города. Федеральным органам власти необходимо найти способы поддержки таких центров.

Катастрофические условия складываются из-за задолженности вузов за коммунальные услуги. Сибирским вузам в силу особых климатических условий особенно тяжело. Накопилось немало вопросов в сфере подготовки кадров высшей квалификации -- аспирантуры и докторантуры. Не соблюдаются предусмотренные законодательством социальные государственные гарантии студентам. Только в этом году стали выплачивать стипендии в размерах, предусмотренных законом. Но плата за общежитие в десять раз превышает размер, предусмотренный законом -- 5% от размера стипендий.

Очевидно, что дальнейшее сокращение средств на науку и высшее образование не только может сказаться на безопасности страны, но и мало что даст для экономии бюджетных средств. Для Сибири проблема деятельности научно-образовательного комплекса стоит особенно остро. Хотелось бы обратить внимание правительства на необходимость изменения нормативно-правовой базы для достижения более справедливого учета интересов сырьевых регионов, отдающих порой за бесценок свои природные богатства. Предлагается в связи с этим для развития научно-образовательного комплекса Сибири и повышения его влияния на экономику установить обязательные отчисления в размере до 1,5 % от реализации товаров, работ и услуг предприятий топливно-энергетического и горно-промышленного комплекса, использующих сырьевые и энергетические ресурсы Сибирского региона.

Экономическая ситуация в стране не позволяет решать назревшие проблемы научно-образовательной сферы только за счет федеральных средств. Для привлечения дополнительных инвестиций в научно-образовательную сферу необходимо активизировать ее участие в подъеме реального сектора экономики. Сегодня нельзя как раньше надеяться только на бюджет. Однако при этом необходимо учитывать, что привлечение внебюджетных средств происходит по рыночным законам. Попытка со стороны центральных ведомств жестко регламентировать расходование внебюджетных средств научных и образовательных учреждений вряд ли дадут положительный эффект.

Мы просим также продолжить финансирование федеральной целевой программы "Интеграция" и поддержать созданную сеть научно-образовательных центров Сибири.

Только переход на инновационный вариант развития позволит оживить отечественное производство. Вслед за утвержденным планом действий по реализации концепции инновационной политики РФ, мы предлагаем большой блок вопросов по активизации инновационной деятельности в регионах. Считаем, что региональная инновационная политика должна обеспечивать решение несколько ключевых задач.

Среди важнейших задач научного сообщества Сибири можно назвать следующие: -- разработка стратегии развития производительных сил Сибири в новых экономических условиях и научно обоснованного прогноза развития территорий, подготовка и реализация крупных межрегиональных проектов; -- развитие фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным направлениям науки и техники, разработка и внедрение на их основе высоких технологий; -- подготовка кадров, в том числе высшей квалификации, для регионов Сибири; -- развитие новых информационных технологий и их использование. Остановлюсь на некоторых.

Высшая школа, как никакая другая сфера, оказалась устойчивой в условиях социально-экономического кризиса. Вузам Сибири удалось увеличить набор студентов, сохранить ведущие научно-педагогические школы. Резкое сокращение бюджетного финансирования, прекращение выделения средств на содержание вузов поставили перед ними задачу: либо сокращаться и закрываться, либо самим зарабатывать средства. И многие вузы научились последнему. Сегодня в целом внебюджетные средства, зарабатываемые вузами, составляют 30--40 % от выделенного бюджета. Базовое бюджетное финансирование вузовской науки не превышает 10--15 % от общих объемов исследовательских работ. Большой размах получило платное образование. Однако здесь следует учитывать, что коммерциализация образования вступает в противоречие с некоммерческой природой образовательного процесса. Дальнейшее расширение платного образования в ведущих вузах региона зачастую ограничивается материальной базой студентов.

На фоне недофинансирования и вялого выполнения многих программ и проектов надо отметить динамичный рост в создании телекоммуникационной инфраструктуры современной информационной базы. Финансирование данной программы осуществлялось из средств Миннауки и Российского фонда фундаментальных исследований совместно с реализацией программы Института "Открытое общество" (Фонда Сороса) по созданию центров Интернет в классических университетах региона. И это обусловило качественно новый уровень информационных технологий. Думается, что пример организации и реализации такой сложной комплексной программы должен быть использован при выполнении других российских и межрегиональных проектов.

Мы должны развивать экспорт образовательных услуг за пределы Сибири и России. Это позволит восстановить и укрепить престиж российского высшего образования в мире и привлечь валютные средства в регион, в том числе для развития системы образования.

Задачи, стоящие перед научно-образовательным комплексом Сибири, отрабатываются сегодня во всех регионах. И я благодарен руководству страны за поддержку идеи проведения государственного эксперимента по развитию научно-образовательной сферы в условиях реформирования экономики на примере Томской области. Думаю, что наш опыт и опыт других территорий МАСС станет общим достоянием. Хочу выразить надежду, что сегодняшнее короткое обсуждение этой проблемы явится началом большой работы на уровне государства по приданию импульса в решении вопроса сохранения и развития научно-образовательного комплекса Сибири.

ЧЕТЫРЕХСТОРОННЕЕ СОГЛАШЕНИЕ ПОЗВОЛИТ НАЙТИ
НОВЫЕ РЫЧАГИ И ВОЗМОЖНОСТИ

Н.Добрецов, председатель СО РАН, академик

Наука и образование -- важнейшие вопросы для Сибири, а Сибирь -- ключевой район России. Ключевой -- по запасам минеральных богатств и потому что является мостом между Европой и Азией. Этот мост может быть использован во благо России или стать очередной ее слабостью. Проблемы Сибири настолько масштабны и по расстояниям и по значению, что их не решить без науки, без подготовки новых кадров. В Сибири есть структура, созданная для решения подобных задач. Это СО РАН -- важнейший системообразующий научно-образовательный комплекс, имеющий центры в девяти городах, сеть научных, геофизических, биологических, астрофизических станций, сеть библиотек, уникальные научные установки, используемые как для фундаментальных исследований, так и для подготовки студентов и аспирантов.

Такие комплексы созданы во многих крупных городах Сибири. Налажена совместная работа Академии наук, вузов и отраслевых институтов. Наиболее успешно они действуют в Томске, Красноярске, Кемерове и в других городах. В проекте решений заложены мероприятия, которые помогут поддержать и развить эту систему. Подготовлено четырехстороннее соглашение между МА "Сибирское соглашение", Миннаукой, Минобразованием и СО РАН. Соглашение рамочное, но оно позволит согласовать работы различных ведомств, найти новые рычаги и возможности для решения как региональных, так и общесибирских проблем.

Важнейшим элементом этого соглашения является научно-техническая программа "Сибирь", которая может рассматриваться как научное сопровождение деятельности ассоциации. Вторая составляющая, которую нужно поддержать в рамках соглашения, -- система технопарков. Следующий элемент -- международная связь. Сегодня международные контракты, договора, лицензионные соглашения являются дополнительным источником получения средств ведущих институтов СО РАН. Нам важно развивать эту линию, но мы нуждаемся в поддержке и создании нормативной базы.

В рамках программы "Сибирь" накоплен значительный опыт участия ученых в решении государственных и региональных проблем. Подготовлено пять записок, в том числе и "Анализ состояния и пути сохранения индустриального потенциала России". Главный вывод этого документа -- нам необходимы реформы рузвельтианского типа: последовательное и жесткое государственное регулирование экономики без массовой национализации. Формирование хозяйственного механизма должно быть подчинено наращиванию государственных инвестиций.

Немного о текущих задачах, без которых нельзя двигаться. Необходимо хотя бы поэтапно выполнять Закон о науке и технической политике в части финансирования, решить вопрос о долгах, о финансировании науки отдельной строкой в бюджете с правом бюджетополучателя ежемесячно перераспределять это финансирование.

ОТРАСЛЕВАЯ НАУКА -- МОЗГ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В.Левченко, директор НИИ "Приборостроение", г. Омск

Реалии сегодня таковы, что рынок наукоемкой продукции в мире захвачен развитыми странами во главе с США. Россия располагает лишь тремя десятыми процента этого рынка. С каждым днем сдаются все новые позиции. Если не принимать мер по ликвидации отставания, то у промышленности и реального сектора экономики нет будущего. Передовые страны смотрят в 21 век и строят свою экономику на внедрении в производство новейших технологических разработок. В условиях экономического кризиса в стране можно все затормозить или даже остановить, но нельзя притормаживать науку -- это остановка на спринтерской дистанции, после которой других бегунов уже не догнать. Что надо? Во-первых, соответствующее законодательcтво и его соблюдение, второе - благоприятная инвестиционная атмосфера. На эту тему есть законы, постановления и указы Президента, где провозглашена поддержка науки в качестве приоритетной задачи государства. На деле же ассигнования на науку вместо того, чтобы возрастать, как этого требует логика цивилизации, за годы реформ сократились и составляют 0.3 % от ВВП. Нарастает угроза превращения России в отсталую страну.

В любом государстве, претендующем на державность, стержневую роль в научно-техническом прогрессе играет оборонный заказ. При сокращении затрат на оборону в развитых странах затраты на НИОКР растут, у нас же положение с финансированием неуклонно ухудшается. Задолженность по гособоронзаказу погашается неудовлетворительно. Долги 1997, 1998 гг. опять переводятся в режим зачетных схем, которые не дают живых денег для расчетов. Бартер в науке ограничен. Сложилась парадоксальная ситуация, чем выше доля госзаказа, а это, как правило, означает и более ценное предприятие, тем тяжелее его положение. Неоплата госзаказа -- это вольное или невольное уничтожение отраслевой науки. Вопрос этот не нов, понятно, что он не решается одномоментно, так как величина долга уже привышает годовой объем заказа. Но разделить его на две составляющие -- на долг перед НИИ и КБ и долг перед военными заводами -- и найти способ погасить первую часть долга, можно. Это в стратегических интересах всей экономики.

В КУЗБАССЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ СХЕМА ВЫДАЧИ
ЛИЧНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КРЕДИТА

А.Тулеев, губернатор Кемеровской области.

В вузах и техникумах Кузбасса 24% студентов обучаются на контрактной основе, то есть платно. В среднем стоимость обучения за год составляет 10 тысяч рублей в институте и 3--4 тысячи в техникуме. У родителей часто денег нет. Возникла социальная напряженность. Студент учится хорошо, но его отчисляют, так как нет денег оплатить учебу. Администрация области выделила образовательный кредит в размере 6 млн. рублей. Предоставляем студентам кредит на год без процентов, но с определенным порядком возврата. Если студент учится на пять, то не возвращает кредит, если на 4 -- возвращает 50 % в областной бюджет, если на тройки -- двойки -- все возвращает. Дураков плодить незачем! Мы предлагаем распространить этот опыт не только на студентов-контрактников, но и бюджетников. Просьба поддержать Кемеровскую область как экспериментальную площадку и выделить миллионов 20 рублей!

ЧЕЛОВЕК И СОСТОЯНИЕ ЕГО ЗДОРОВЬЯ --
ОСНОВНОЙ ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

В.Труфакин, председатель Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, академик

Демографическая ситуация в мире, в стране, а особенно в Сибири такова, что системообразующим фактором устойчивого развития вскоре станет человек и состояние его здоровья. Мы оказались в тупике. С одной стороны, много тратим на здравоохранение, а с другой -- не получаем того эффекта, который должен быть. Необходимо развивать науки о жизни, а сегодня уезжают за рубеж специалисты в ведущих областях: генетики, биохимики, молекулярные биологи. Уезжают не столько из-за низкой зарплаты, сколько из-за невостребованности своих достижений. Мы не перевооружаем нашу науку, средства идут только на зарплату и на "коммуналку". Где взять деньги? Источник есть. Это процент отчисления от средств, затрачиваемых на импорт лекарственных средств, медицинских технологий и приборов. Эти средства следует направлять на развитие отечественной фармацевтической и медицинской промышленности, а также на проведение научных исследований в этой области.

СИБИРЯКИ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ СТАЛИ ПИТАТЬСЯ ХУЖЕ

П.Гончаров, председатель Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук, академик

Сибиряки за последние годы стали питаться хуже, чем средний житель России. Производство продуктов питания снижается. Без науки поправить эту ситуацию невозможно.

ТРИ ИСТОЧНИКА, ТРИ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ...

М.Кирпичников -- и.о. министра науки и технологий, академик

Мне близки взгляды о необходимости перехода на инновационный тип развития экономики государства в целом. В этом, и только в этом, я вижу выход России из затяжного кризиса. Но можем ли мы идти по этому пути уже сейчас или нужны какие-то предпосылки?

К счастью, три компоненты мы еще сохранили. Это прежде всего фундаментальная наука, нет ее -- нет высоких технологий. И здесь мы должны поклониться Российской академии наук с ее отделениями и другим государственным академиям России. Несмотря на необратимые потери в ряде областей, мы сохранили наличие необходимого научно-технического потенциала. И, наконец, российское образование остается лучшим в мире. Это три основы, которые позволяют нам рассчитывать на инновационный путь развития.

Что надо сделать в науке, чтобы перейти на инновационный путь развития. Прежде всего -- экономика. Вода не течет в гору, так же и инвестиции никогда не пойдут в сферу, угнетаемую непосильными налогами, где есть огромные риски. Невостребованность результатов науки есть проблема экономики и самой науки. Нужна увязанная бюджетная, налоговая, амортизационная и кредитная политика. Если мы что-то где-то убавляем, мы должны понимать, к чему это приведет, что все связано. Нужна система мер по защите инвесторов, страхованию инвестиций. Огромный круг проблем по обеспечению интеллектуальной собственности.

Кроме экономических вопросов есть инфраструктурные и управленческие. Комиссия по инновационной деятельности, возглавляемая премьером, может оказаться действенным механизмом в решении этих вопросов. Но многое могут дать и прямые соглашения с ведомствами и регионами.

Все поручения, которые изложены в проекте постановления Совета МАСС в адрес Министерства науки, мы постараемся выполнить.

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

В.Филипов -- и.о. министра образования.

Система высшего образования России реализовала целый ряд принципиальных нововведений: расширение автономий вузов, введение многоуровневой подготовки специалистов, развитие негосударственного сектора. В результате увеличилось число вузов, число студентов, число кандидатов и докторов наук.

За последний год удалось стабилизировать положение учреждений профобразования федерального подчинения. После весенних и осенних выступлений студентов и работников образования доля на образование в бюджете страны 1999 года была наилучшая за последние 7 лет. В итоге за прошедший учебный год действительно все вузы без задержек получали стипендии и заработную плату, стипендия была увеличена вдвое.

Тяжелой для вузов осталась проблема коммунальных платежей. По этому вопросу у меня есть информация. Планируется проведение в августе--сентябре частичного погашения задолженностей по взаимозачету за 1998 год. Кроме того, в традиционном докладе министерства правительству о готовности к новому учебному году подготавливается решение о неотключении вузов и других учебных заведений от теплоэнергоносителей в условиях отсутствия в бюджете средств на 1999 год.

Отмечу более конкретные проблемы. Первое -- доступность высшего образования, реализация конституционного права граждан на получение высшего образования. К сожалению, из-за расслоения общества по уровню жизни и коммерциализации вузов резко снизилось равная доступность детей к высшему образованию. Планируются некоторые меры. Например, целевой набор из сельской местности.

Мы планируем передать на региональный уровень часть функций по текущему контролю за выполнением образовательными учреждениями лицензионных требований. На федеральном уровне подготовлены поправки в действующее законодательство, которые ужесточают требования к открытию и функционированию негосударственных учреждений.

24 июня одобрена Федеральная программа развития образования на 1999--2005 гг. Эта программа в соответствии с законом об образовании является организационной основой государственной политики в области образования и направлена на все семь уровней образования. Она должна поддерживаться аналогичными региональными программами, и министерство готово координировать такую работу. На реализацию программ правительством выделено 16.5 млрд руб, в том числе 1.5 млрд рублей дополнительно к бюджету 2000 года. Значительная доля этих средств направляется на подпрограмму "Индустрия образования".

И, наконец, последнее -- подготовка специалистов. В этой связи обращаю внимание на программу создания региональных центров содействия трудоустройству выпускников вузов и целевую программу высшей квалификации, предусматривающую подготовку кандидатов и докторов наук в ведущих вузах страны.

* * *

На этом обсуждение вопроса было окончено. Исполняющий обязанности премьера В.Путин специального выступления по поводу науки и образования не делал. Но в своей заключительной речи сказал: "Я обещаю, что будет проведен очень строгий, практический анализ подготовленных материалов. Основные вопросы, которые мы рассматривали, будут вынесены на текущие повестки заседаний правительства Российской Федерации, рассмотрены и формализованы в нормативных документах".

Говорят, чтобы напоить лошадь мало привести ее к водопою. Надо, чтобы она захотела пить. Время покажет, вызвало ли заседание Совета МАСС у нового правительства жажду фундаментальных и практических знаний и лучшего в мире образования.

г. Томск.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?2+152+1