Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 32 (2218) 20 августа 1999 г.

"О НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ СИБИРИ КАК ОСНОВЕ
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ"

Председатель Совета
МА "Сибирское соглашение" В.Кресс.

РЕШЕНИЕ
XXXII Совета Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение"

Академия наук СССР, отраслевые академии и вузы Сибири обеспечили кадровое и научно-техническое сопровождение развития сибирских территорий в XX веке -- изучение природных ресурсов, открытие и освоение крупнейших в России месторождений минеральных и углеводородных полезных ископаемых, индустриализацию, становление и развитие в 50--80-х годах современных отраслей промышленности: нефтехимической, энергетической, атомной, авиакосмической, интенсификацию сельскохозяйственного производства.

Однако в последние годы влияние государства и, как следствие, региональных отделений РАН, РАСХН, РАМН и вузов Сибири на эффективность социально-экономического развития региона непрерывно снижается. Уменьшение заказов от реального сектора экономики на научно-техническую продукцию и подготовку кадров, невостребованность объектов интеллектуальной собственности приводят к сокращению инновационных преобразований в отечественной промышленности, медицине и сельском хозяйстве. Особенно в сложном положении оказались такие отрасли как здравоохранение, радиоэлектронная, приборостроительная, агропромышленная и др., резко возросла экономическая и политическая зависимость от иностранных поставщиков технологий и оборудования.

Продолжается отток как известных, так и молодых перспективных ученых в зарубежные университеты и научные центры.

Кроме того, значительно ухудшилась медико-демографическая ситуация: с начала 90-х годов впервые отмечены процессы депопуляции. Как следствие всех этих процессов ухудшается экономическая и продовольственная безопасность Сибири и России в целом.

В условиях изменения форм собственности, вывода с территорий Сибирского региона органов управления и финансовых потоков крупных топливно-энергетических, горнопромышленных, перерабатывающих и агропромышленных комплексов темпы развития научно-технического комплекса значительно снизились.

Учитывая решающую роль Сибири в экономическом потенциале страны и тот факт, что здесь сосредоточено более 20% всего научного потенциала Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственной наук, большое число отраслевых НИИ, 87 государственных вузов, общепризнанных и авторитетных научно-образовательных центров в городах Новосибирске, Томске, Красноярске, Иркутске, Якутске и др., Совет ассоциации отмечает, что сохранение, развитие и рациональное использование научного потенциала Сибири является общегосударственной задачей.

Несовершенство законодательной базы (федеральной и региональной) в сфере науки и образования, а также слабое исполнение уже принятых законов, недооценка роли науки в развитии регионов и неготовность ее адаптироваться в современных условиях резко обострили ситуацию в научно-образовательной сфере Сибири. Особую озабоченность вызывают нарастающие диспропорции развития научно-образовательной сферы Сибирского региона и России в целом.

Сокращение государственного финансирования науки и образования особенно остро отразилось на отдаленных сибирских территориях, у которых уровень затрат на обеспечение жизнедеятельности вузов и научных организаций является высоким:

-- сократилась почти в 2 раза численность исследователей, существенно понизился их жизненный уровень, что вызвало падение престижа ученого и отток молодежи из научно-образовательной сферы. В результате -- отношение числа научных работников к численности населения Сибири в 2 раза ниже, чем в среднем по России, и в 10 раз, чем в развитых странах;

-- разрушается материально-техническая база науки и образования, в результате чего снижается качество образования и уровень научных исследований;

-- значительно увеличивается разрыв между объемом финансирования фундаментальных и прикладных исследований и их проектно-технологическим обеспечением.

Исходя из вышеизложенного, Совет ассоциации
РЕШИЛ:

1. Рекомендовать органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации -- членам межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение":

1.1. Совместно с Миннауки, Минобразования, Минэкономики, Минюстом России, РАН и отраслевыми академиями ускорить разработку нормативных актов:

-- закрепляющих межрегиональные научно-технические программы как основной элемент региональной научно-технической политики, а также порядок их формирования и реализации;

-- обеспечивающих создание производственных инновационных структур за счет частичной реструктуризации предприятий ВПК и способствующих инновационной активности, правовой защите и вовлечению в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности.

1.2.Подготовить изменения и дополнения, а в необходимых случаях принять законы о науке, научно-технической деятельности, образовании, инновационной деятельности и другие нормативно-правовые документы, предусмотрев в них порядок финансирования региональных научно-технических программ, льготы по местным налогам для субъектов научно-образовательной деятельности, а также мероприятия по закреплению научно-преподавательских кадров в Сибири.

1.3. Совместно с Миннауки России и СО РАН подготовить предложения о создании федеральных центров науки и высоких технологий на базе ведущих учреждений научно-образовательных комплексов Сибири.

1.4. Совместно с Миннауки, Минобразования России и Российским гуманитарным фондом разработать нормативные документы по созданию федеральных центров гуманитарных наук в г. Новосибирске на базе Института археологии и этнографии СО РАН и в г. Томске на базе Томского государственного университета.

1.5. Ввести в практику формирование государственного заказа на специалистов с высшим образованием с учетом заявок регионов.

1.6. Обеспечить приоритетную поддержку инновационной сферы за счет прекращения практики использования бюджетных средств, в том числе кредитных, на импорт технологий, материалов, лекарств, семян, племенных животных, ветпрепаратов и т.п., при условии если отечественный производитель способен при создании необходимых условий полностью обеспечить необходимые поставки их конкурентоспособных аналогов.

1.7. Ввести в практику освобождение от местных налогов части прибыли заказчиков продукции в научно-образовательной сфере в размере суммы, выделяемой ими государственным организациям для проведения НИОКР, а также опытно-производственных и учебных хозяйств, производящих семена новых сортов сельскохозяйственных культур и племенных животных.

1.8. Ввести в практику деятельности органов власти сибирских территорий обязательное проведение научных экспертиз при принятии принципиальных хозяйственных решений.

1.9. Совместно с Минэкономики, Минобразования, Минфином России подготовить и реализовать целевую программу социальной поддержки студенческой молодежи Сибири.

2. Учитывая особую роль законодательной и нормативной базы в развитии научно-образовательного комплекса Сибири, обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания с предложениями:

2.1. Ускорить разработку и принятие федерального Закона "Об инновационной деятельности в Российской Федерации", "Об охране здоровья и медицинской науке".

2.2. Внести изменения и дополнения в Закон Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", предусматривающие отнесение вузов и их структурных научно-исследовательских подразделений к субъектам научной деятельности.

2.3. Подготовить и законодательно закрепить:

-- отнесение земель, на которых располагаются объекты федеральной собственности Российской Федерации, переданные государственным вузам и учреждениям науки в бессрочное пользование, к федеральным землям;

-- право сдавать в аренду земельные участки, закрепленные за государственными академиями наук, вузами и подведомственными им организациями в бессрочное пользование, ранее предоставленное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 1 апреля 1990 г. N 4729-1, подтвердить на законодательном уровне;

-- право собственности Российской академии наук и отраслевых академий наук на имущество, передаваемое ей и ее региональным отделениям в качестве дара, пожертвования или по завещанию.

3. Предложить Правительству Российской Федерации:

3.1. Поручить Минэкономики, Минфину, Миннауки России подготовить предложения о включении Федеральной целевой программы "Сибирь", утвержденной Правительством, в перечень федеральных программ, предлагаемых к финансированию в 2000 г.

3.2. Принять меры к исполнению федеральных законов "О науке и государственной научно-технической политике", "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части финансирования науки и образования из федерального бюджета.

3.3. Поручить Минэкономики, Минфину, Минюсту России разработать и реализовать нормативно-правовые механизмы, в том числе через законодательные инициативы, приоритетного финансирования научно-технических разработок и подготовки кадров для Сибири за счет обязательных отчислений в размере 1,5 процентов средств от реализации товаров, работ и услуг действующими на территории сибирского региона предприятиями топливно-энергетического, горнодобывающего и перерабатывающего комплексов.

3.4. Продолжить финансирование ФЦП "Интеграция" и оказать поддержку созданным в рамках ФЦП "Интеграция" научно-образовательным центрам Сибири для выполнения работ по приоритетным направлениям науки, техники и технологий.

3.5. Поручить Минобразования, Минсельхозпрод России, РАН, РАМН и РАСХН разработать нормативно-правовую базу двойного учредительства (Минобразования России и РАН, РАМН и РАСХН) ведущих университетов Сибири; подготовить дополнения и изменения, а в необходимых случаях разработать документы по организационно-правому статусу международных научных и образовательных центров, формируемых на базе ведущих научных организаций и университетов, имеющих высокий международный рейтинг; включить ведущие университеты Сибири в перечень получателей инвестиционных зарубежных кредитов для переоснащения парка научных приборов и оборудования.

3.6. Поручить Минобразования, Минэкономики, Минобороны России реализовать систему мер поддержки воспроизводства научного, педагогического и технологического потенциалов на базе ведущих научно-образовательных комплексов Сибири путем:

-- доведения численности студентов в расчете на 10 тысяч населения в вузах региона до общероссийского уровня;

-- увеличения численности аспирантов и докторантов в ведущих вузах для целевой подготовки высококвалифицированных кадров, сохранения в сибирском регионе структуры специальностей в советах по защитам диссертаций с учетом реформирования ВАК;

-- создания межвузовских учебных центров (институтов) для размещения части кадрового заказа на подготовку офицеров в гражданских вузах;

-- создания центров подготовки и переподготовки кадров по инновационно--технологическому менеджменту в соответствии с государственной программой.

3.7. Поручить Миннауки, Минобразования, Минсельхозпроду, Минфину, Минкультуры России обеспечить в рамках имеющихся федеральных целевых и межведомственных программ приоритетную поддержку в Сибирском регионе:

-- развитию телекоммуникационных сетей и электронных информационных ресурсов для науки и высшей школы;

-- созданию центров коллективного пользования на основе суперкомпьютеров в ведущих научных центрах;

-- созданию современного математического и программно-методического обеспечения автоматизации проектно-технологических работ;

-- формированию и управлению научными, технологическими, и образовательными базами данных;

-- развитию технологий дистанционного образования;

-- внедрению современных информационных технологий в ведущих библиотеках Сибири.

3.8. Поручить Минздраву России и Сибирскому отделению РАМН разработку документов по созданию следующих федеральных центров: кардиологии в г. Томске на базе НИИ кардиологиии ТНЦ СО РАМН, фармакологии в г. Томске на базе НИИ фармакологии ТНЦ СО РАМН, иммунологии в г. Новосибирске на базе НИИ клинической иммунологии СО РАМН, хирургии в г. Иркутске на базе НЦ реконструктивной и восстановительной хирургии ВСНЦ СО РАМН.

3.9. Поручить Минэкономики, Минфину, Минюсту, Минздраву России разработать нормативные документы об обязательном отчислении 5% средств, затраченных на импорт лекарственных средств, медицинских технологий и приборов, на развитие отечественной фармацевтической и медицинской промышленности, а также на проведение научных исследований в этой области.

3.10. Поручить Минфину, Минтруда, Минэкономики России, пенсионному фонду РФ совместно с субъектами Федерации реализовать систему мер по дополнительному пенсионному обеспечению профессорско-преподавательского состава, научного персонала, ректоров и проректоров высших учебных заведений; в период 2000--2001 гг. в бюджетах всех уровней предусматривать инвестиции для участия в строительстве жилья для молодых ученых региональных отделений и научных центров РАН, отраслевых академий и ведущих университетов Сибири.

3.11. Поручить Минфину, Минэкономики, Минтопэнерго России разработать и начать реализацию в 1999 г. механизмов регулярного погашения задолженности вузов и научных учреждений Сибирского региона за потребленные энергоресурсы и коммунальные платежи в объемах, предусмотренных федеральным бюджетным финансированием, а также включить государственные вузы и научные учреждения в перечень объектов не подлежащих отключению от источников тепла, электроэнергии, газа и воды.

3.12. В развитие федерального Закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный Закон "О науке и государственной научно-технической политике" от 19 июля 1998 г. N 111--Ф3, предоставить право Российской академии наук на создание или преобразование бывших хозрасчетных предприятий в государственные унитарные предприятия с правом оперативного управления закрепленным за ними имуществом.

3.13. Проводить выделение ассигнований из Федерального бюджета учреждениям Российской академии наук и ее региональным отделениям и высшим учебным заведениям без регламентации по статьям бюджетной классификации, как это установлено для государственных заказчиков федеральных научно-технических программ.

3.14. Предусмотреть в Федеральном бюджете отдельную строку финансирования Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук.

13 августа 1999 года.

г.Томск.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?3+152+1