Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 32 (2218) 20 августа 1999 г.

ПРОЕКТЫ ЛАШИНА: ФАНТАЗИЯ ИЛИ ФАНТАСТИКА?

Галина Киселева.

На выставке-ярмарке "Наука, образование, новые технологии", проходившей в Иркутске, внимание посетителей привлек действующий макет установки для очистки химически загрязненных вод. Основной процесс в ней осуществлялся с помощью ... ускорителя. Да, того самого ускорителя электронов, о фантастических возможностях которого большинство из нас узнали по кадрам популярного когда-то фильма "Девять дней одного года". Правда, с тех пор многое изменилось, и ускорители давно "научились" решать многие мирные задачи, но все же очистка воды с их помощью -- дело чрезвычайно необычное и дорогое. "Осуществить такой проект, да еще в наше время, невозможно!" -- констатировали скептики. И каково же было изумление, когда их поставили в известность, что такая установка уже создана, действует и выполняет конкретную работу на Ангарском нефтехимическом комбинате.

Нетрудно представить себе с какими трудностями пришлось столкнуться при воплощении этой идеи, в частности, ее главному вдохновителю директору Института электронно-лучевых технологий СО РАН Анатолию ЛАШИНУ. Его оптимизму и настойчивости можно только позавидовать. Именно его неукротимая энергия и умение убеждать сыграли решающую роль в привлечении инвестиций и реализации проекта. Методы убеждения использовал он самые разные -- возил банкиров в Новосибирск, в Институт ядерной физики -- знакомиться с современными ускорителями и их возможностями, предложил использовать ускоритель для обработки полиэтиленовой пленки, выпускаемой АНХК.

Создав установку, получили потрясающие результаты. Обработанная пучком электронов пленка приобрела новые свойства, например, "эффект памяти". При нагревании, после деформации, она восстанавливала первоначальные размеры. Изменилась структура, увеличилась прочность -- в нее теперь можно заворачивать даже горячий битум!

Эти успехи и решили судьбу "БОС-2" -- так назвали современную технологическую установку для очистки промышленной воды ее создатели. В союзе с промышленниками и банкирами ученые воплотили в конкретное сооружение необычную и дерзкую идею, затратив на это около шести миллионов долларов. В достаточно короткий срок на заброшенном пустыре Ангарского нефтехимического комбината возникло построенное по специальному проекту трехэтажное здание, оборудованное по последнему слову техники и с учетом всех необходимых требований электронной защиты. Причем, многие инженерные решения здесь применялись впервые -- ведь аналогов подобному сооружению не было ни в России ни за рубежом.

Пуск уникальной установки привлек огромное внимание общественности. Журналисты тогда с восторгом писали: "Иркутские ученые заставили ускоритель работать на экологию", "Технология будущего века", "Пришпоренный электрон", "Живая вода ХХI века", "Против стоков -- электрон". Но отгремела победная шумиха и все как будто забыли об этом событии. А экспериментаторам предстояли месяцы и месяцы кропотливой работы. Больше года ушло на отладку технологического процесса и обучение персонала. Оборудование сложное, дорогостоящее, технология новая, поэтому управлять процессом должны люди, специально подготовленные. Малейший сбой вел к сложным повреждениям. Проблем именно организационного, технического плана возникало множество. Лашин буквально дневал и ночевал на станции, решая вопросы, имеющие весьма отдаленное отношение к науке. Эксперимент шел за экспериментом, неудачи сменялись удачами. И несмотря на предубеждение, откровенное неверие и даже сопротивление оппонентов БОС-2 продолжала действовать.

Сегодня установка работает в опытно-промышленном режиме. Она очищает от химического загрязнения промышленные стоки АНХК. Совместно с очистными сооружениями "доводит" их до кондиций, соответствующих требованиям ГОСТов. Кроме того, представляет собой своеобразный научно-исследовательский полигон, где апробируются все детали технологии, имеющей, по мнению ее создателей, большое будущее.

БОС-2 впечатляет современностью и ... ухоженностью. Сердце установки -- ускорители, находятся за толстыми стенами и бронированными дверьми, хотя, как утверждает Анатолий Лашин, особой опасности они не представляют, "действуют как электронно-лучевая трубка в телевизоре, только обладают большей мощностью". Ускорители проходят через два этажа. Чтобы увидеть, как вода, отравленная всевозможными химикатами, превращается в прозрачную и пригодную для питья, нужно спуститься по узкой металлической лестнице глубоко вниз, туда, где под ускорителем, среди сложных переплетений труб и конструкций, проходит, дыбясь пеной, водный поток.

"А это наша гордость -- устройство собственной конструкции для создания дисперсной среды, -- показывает Анатолий Федорович ребристое сооружение, -- именно здесь вода превращается в "пух", из которого "улетучиваются" вредные ингредиенты. Сам по себе ускоритель -- это еще не технология. Прежде чем добиться нужного результата пришлась решить множество совершенно новых инженерных задач. В частности, разработать устройство для формирования электронного пучка. Конструкторы опытного завода института, можно сказать, достигли вершин изобретательности, а мастера -- совершенства в изготовлении деталей высокой точности.

Мы провели большой цикл различных исследований, результаты которых доказывают -- качество воды улучшается на несколько порядков. На 99 процентов уничтожаются все кишечные палочки. Из 60 тысяч вредных микроорганизмов, находящихся в неочищенной воде, наша технология удаляет 59,3 тысячи! При химической обработке промышленных стоков электронами на 90--100 процентов удаляются такие вещества, от которых невозможно избавиться другими способами, например, бензол, толуол, ксилолы. Как известно, они являются мощнейшими канцерагенами, воздействуют на кровь человека даже в малых концентрациях. Установка способна перерабатывать 1600 кубических метров загрязненных вод в час".

"Очень перспективные исследования, -- отозвался о разработке иркутян заместитель председателя СО РАН академик Г.Толстиков. -- Сегодня весь мир широко использует электронно-лучевые технологии в самых различных целях, например, для обработки лекарственных препаратов. Уже невозможно найти экологически чистую траву. Как "очистить" ее от вредных веществ, не изменив при этом целебных свойств? Поток ускоренных электронов, действуя как фен при сушке волос, заставляет улетучиваться из травы все ненужные ингредиенты. Проблема очистки воды -- наиважнейшая и наисложнейшая в мире. Использование для этих целей ускорителей -- прогрессивная идея. Иркутский научный центр может стать здесь лидером. Примечательно, что использованы ускорители, разработанные в Сибирском отделении, в Институте ядерной физики".

Казалось бы, победа. Доводи до совершенства свое детище и почивай на лаврах. Но не в характере Анатолия Федоровича успокаиваться на достигнутом. Проекты на АНХК -- далеко не единственные в его замыслах. Сейчас А.Лашин со своими коллегами работает над изучением сложных механизмов очистки и организации новых технологий для нефтехимии, созданием чистых материалов. Кроме того, для разных регионов области они решают непростые проблемы очистки воды, причем, в каждом случае индивидуально. Надо сказать, что Иркутская область, в целом обладая уникальными запасами чистейшей воды, не считается благополучной по водоснабжению. Есть районы, где люди вынуждены пить соляные растворы, как например в Заларинском районе. 50 лет поселок Большой Луг снабжается водой с высоким содержанием железа -- от 5 до 10 миллиграмм на литр. Ученые Института электронно-лучевых технологий предлагают применить для очистки такой воды... фотонные и другие установки, изготовленные на их опытном заводе. Экспериментально получены первые положительные результаты. Дело за малым -- средствами для воплощения идей.

"Основная проблема, которая стоит перед нами -- разобраться в сложных фундаментальных процессах , происходящих под действием ускорителя. Это непросто -- скорость реакций порою достигает 10 в минус 18 степени в секунду. Анализировать на таком уровне очень сложно. Во всяком случае, наших сил для решения такой задачи явно недостаточно. Нужна кооперация исследователей".

Анатолий Федорович уверен, что электронно-лучевые технологии имеют огромное будущее и могут не только очищать воду, воздух , лекарственные препараты, улучшать качество многих товаров, но и использоваться, например, при глубокой переработке нефти: "Примерно на 10 процентов можно увеличить выход полезных составляющих!". И он не только убежден сам, но и убеждает других в реальности своих проектов, настойчиво пробивая им дорогу в жизнь.

Порою кажется, что А.Лашин экспериментирует, доверяясь только интуиции. Но при этом он добивается удивительных результатов. В наши дни, когда вокруг безработица, бездействующие производства, у него все "крутится" -- в институте, в Ангарске, на других опытных площадках. Завален заказами опытный завод, который совсем недавно, до того как его возглавил Лашин, был практически мертв. "Одного не могу понять -- почему я должен доказывать кому-то, что сахар сладкий, -- горячился он, поясняя свою позицию. -- Ведь в Ангарске станция действует -- а это уже факт. На ней можно создать прекрасный полигон для общенациональных научных исследований. Приезжайте, изучайте, помогайте, есть все необходимое оборудование для химической, физической лабораторий. Электронно-лучевые технологии сейчас успешно используются по всему миру в самых разных отраслях: при производстве термоусадочных кабелей с полиэтиленовой изоляцией, пенополиэтилена, для отвердения покрытий, для очистки воды, газовых выбросов, при глубокой переработке нефти, стерилизации медицинской продукции. На международном совещании в Австрии признана принципиальная возможность крупномасштабного применения электронно-лучевых технологий для очистки воды. Для мира эта проблема номер один. Нет денег на развитие отечественной науки? Так ведь я доказал в Ангарске, что можно создавать научные полигоны и реализовывать высокие технологии и научные идеи, привлекая иные средства. Главное -- уметь заинтересовать, убедить".

Наверное, Лашин прав... Мы много говорим о том, что XXI век -- век новых технологий. Именно они будут ценимы на международных рынках. И если есть возможность прорыва к современным технологиям, почему не использовать ее более активно. Ведь в Сибирском отделении РАН достаточно научных сил, чтобы разобраться в проблеме.

г. Иркутск.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?6+152+1