Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 35 (2221) 10 сентября 1999 г.

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК, СИБИРЬ И ДРЕВНИЕ КНИГИ

А.Бородихин, ст. научный сотрудник
Отдела редких книг и рукописей.
Б.Елепов, директор ГПНТБ СО РАН.

Еще за два года до учреждения Российской академии наук, в 1722 г. император Петр I подписал указ, в котором по сути дела была сформулирована одна из задач будущей Академии. В указе говорится: "Из всех епархий и монастырей, где о чем по описям куриозные, то есть древних лет рукописанные на хартиях и на бумаге церковные и гражданские летописцы, степенныя, хронографы и прочие сим подобные, что где таковых обретается, взять в Москву в Синод, и для известия описать, и те списки оставить в библиотеке" 1.

Этим постановлением в России на пороге Нового времени было положено начало длительной и планомерной работе по разысканию и изучению рукописного и старопечатного книжного наследия древних лет, работе, в которой ведущая роль принадлежала Академии наук.

В 1733 г. воплотилась в реальность давнишняя идея императора Петра I об организации академией наук широкомасштабной экспедиции на восток страны. Экспедицию возглавил Витус Беринг, в ней участвовали академики Людовик Делиль-де-ля-Кройер (астроном), Иоганн-Георг Гмелин (натуралист) и Герард-Фридрих Миллер (историк). Кроме того, в состав экспедиции были включены пятеро студентов, четыре геодезиста и два живописца. Среди студентов обнаруживаем прославившегося впоследствии своим описанием земли Камчатки Степана Крашенинникова. Главная задача экспедиции, продлившейся 10 лет, состояла в изучении берегов Камчатки и ответ на вопрос императора Петра I -- "сошлась ли Азия с Америкой". В ходе экспедиции Миллером были сделаны практические шаги по разысканию в Сибири письменных источников и приобретению их в библиотеку академии наук.

В Тобольске Миллер впервые приступил к архивным разысканиям. Он писал по этому поводу: "Алексей Львович Плещеев, тогдашний тобольский губернатор, был человек отличных качеств и, казалось, поставил себе за правило споспешествовать всеми возможными способами нашим ученым занятиям. С величайшею поспешностью приказал он сообщить мне из губернской канцелярии все сведения, которые желал я получить относительно города и окрестных стран. Но сознаюсь притом, что я еще не очень знал все, что мне следовало требовать или о чем спрашивать. Для этого нужны практические сведения, которые приобретаются только опытом, даже если бы и даны были предварительные наставления, которых мне недоставало. Здесь я положил начало осмотра сибирских архивов и велел списывать те из дел, которые могли объяснить историю и географию страны. Тобольский архив не восходит до времен завоевания Сибири. Об этом событии известно только из летописей, которые в передаче обстоятельств весьма разнствуют между собою и потому могут возбуждать сильное сомнение. Я был так счастлив, что достал в Тобольске старинную сибирскую летопись с изображениями, которая разъясняет все недоумения и против которой невозможно возражать. По возвращении моем я преподнес эту рукопись академической библиотеке как особую драгоценность. С нее не существует ни одного списка кроме того, который я велел сделать для собственного употребления. На ней основывается история завоевания, как оно рассказано мною в первой части моей "Сибирской истории" 2.

Здесь так особо подробно ученый-академик говорит о ставшем знаменитым труде "тобольского сына боярского" Семена Ульяновича Ремезова "История Сибирская".

Герард Ф. Миллер уделял книжным памятникам, обнаруживаемым на востоке России, столь особое внимание, что, по словам А.И. Андреева, стал "первым настоящим собирателем летописей сибирских".

Со времен Камчатской экспедиции дело всестороннего изучения Сибири во многом сосредоточивается в руках Академии наук. Научное многоаспектное исследование огромной восточной области России силами Академии сопровождалось интенсивными процессами распространения просвещения в Сибири. И связанное с просвещением распространение книжных знаний неизменно заботило Академию.

П.Строев, еще в первой половине XIX века, оценивая археографическую деятельность Г.-Ф. Миллера, писал о нем, "сем деятельном муже, целые десять лет истощавшем дееписательные богатства архивов сибирских": "Без его поездок по Зауральским странам сколь многие епохи в нашей истории остались бы навсегда темными и даже потерянными? Имя Миллера будет повторяемо с признательностию до тех пор, пока у нас будут историки и история" 3.

Миллер не только обнаружил и вывез из Сибири многие летописные памятники -- кроме ремезовского исторического труда, он нашел несколько списков Есиповской летописи в разных редакциях, -- академик впервые предложил издать сибирские летописи.

Говоря о древних книгах в Сибири, нужно вспомнить и деятельность еще одного ученого, чье имя связано и с организацией в Санкт-Петербурге Академии наук, и с научным изучением и хозяйственным освоением Сибири -- Василия Никитича Татищева. Именно он, один из "птенцов гнезда Петрова", составил фундаментальный труд "История Российская", многие источники и материалы для которой были получены в Сибири (в частности, здесь ученым были найдены один из списков Никоновского летописного свода, летопись ротмистра Станкевича). Именно он, находясь на посту директора Урало-Сибирских горных заводов, особое попечительство проявлял об организации и комплектовании горнозаводских библиотек, видя в них фундаментальную основу бурного развития сибирской науки, техники и промышленности. Так, например, в библиотеку Колывано-Воскресенских горных заводов на Алтае, фрагменты которой в настоящее время хранятся и изучаются в Новосибирской областной научной библиотеке и ГПНТБ СО РАН, из петербургской академии наук постоянно отправлялись многочисленные партии книг самой разнообразной тематики. Книга М.Ломоносова "Начальные основания металлургии" на Алтае была получена в количестве 100 экземпляров.

Таким образом, уже в первой половине XVIII века Сибирь оказалась той заветной кладовой, из которой черпались замечательные старинные книжные памятники.

В первой половине XIX века подъем археографической работы в России оказался связан с деятельность замечательного ученого П.Строева, который в 1828--1834 годах возглавил археографическую экспедицию Академии наук. Как сообщал сам П.Строев в "Проекте археографического путешествия по России", целью поездки "есть обстоятельное познание всех (буде возможно) письменных памятников и пособий отечественной истории, дипломатики, древней статистики, прежнего законоведения и проч., кои находятся в монастырских, соборных, духовно-училищных и других библиотеках, в старых архивах городов, судебных мест и проч.". За шесть лет работы экспедиция обследовала около 200 монастырских и местных хранилищ в северной и центральной частях России. Экспедицией было собрано около 3000 документов XIV--XVII веков, множество списков летописей и других памятников древнерусской литературы.

Археография XIX века, направление которой определил П.Строев многолетней академической экспедицией, основным своим предметом считала описание уже сложившихся собраний. Благодаря этому современная наука имеет целый ряд скрупулезных, выполненных на самом высоком научном уровне описаний. Собирательство рукописей из "живого источника", какое было в XVIII -- начале XIX веков, уступает место исследовательской работе ученых, первой ступенью которой является описание памятника. Наиболее ярким примером такой археографической деятельности уже в начале XX века служат занятия "Семинария русской филологии" академика В.Перетца и его собственные работы по описанию крупных (да и не только крупных) книжных собраний.

В настоящее время в Сибири продолжается работа ряда научных учреждений Сибирского отделения РАН по разысканию и изучению памятников древнерусской письменности. В Государственной публичной научно-технической библиотеке Сибирского отделения РАН работает отдел редких книг и рукописей, в основе собрания которого лежит одна из крупнейших частных коллекций русских рукописей, старопечатных книг и документов видного историка академика Михаила Николаевича Тихомирова.

Находясь на посту академика-секретаря отделения истории, М.Тихомиров в 1959--1962 годах принял деятельное участие в организации экспедиций в Сибирь с целью определения перспективности археографической работы на востоке страны. Результаты этих экспедиций подтвердили предположение о том, что Сибирь и по сей день богата памятниками древней письменности и печати. А в 1965 г., перед своей смертью, М.Тихомиров передал свое уникальное собрание в дар Сибирскому отделению с тем, чтобы его коллекция послужила основой для дальнейшей работы по сбору и изучению древнерусских рукописей и старопечатных книг в Сибири.

Именно в это время силами Сибирского отделения Академии наук (тогдашний Институт истории, филологии и философии, ГПНТБ СО) и Новосибирского университета начали проводиться регулярные и систематические экспедиции, имеющие целью сбор и изучение древнерусских рукописей и старопечатных книг. Поэтому сегодня можно утверждать, что в Новосибирском научном центре собрана одна из самых значительных за пределами Москвы и Санкт-Петербурга коллекций древнерусских книг.

Сибирь является одним из крупнейших районов России, где до сегодняшнего дня в живой культурной традиции русского старожильческого населения сохраняются и функционируют бок о бок богатый фольклор -- памятники устного народного творчества, и древние рукописные и старопечатные книги -- памятники письменного творчества. Начиная со второй половины XVI в. русские, заселяя и осваивая Сибирь, несли на восточные окраинные земли не только современный им (но для Сибири новый) метод хозяйствования, не только неизвестные здесь орудия и приемы труда, социально-бытовой уклад жизни; они принесли сюда и современный им уровень русской национальной культуры, устного поэтического и письменного творчества. Особенности экономического и хозяйственного развития дореволюционной Сибири определили своеобразную консервацию здесь многих особенностей жизни и быта русского населения. Поэтому при исследовании района идет параллельное изучение фольклора и "древлеписьменных" традиций.

Поиск и изучение памятников книжной культуры Древней Руси на территории Сибири с середины 60-х годов нынешнего века стало важным направлением совместной научно-исследовательской, культурно-просветительской и педагогической деятельности Новосибирского государственного университета и научных учреждений СО РАН. Ежегодные археографические экспедиции, возглавляемые преподавателями университета и сотрудниками академических учреждений, с непременным участием студентов-филологов, привозят в библиотеку древнерусские книги. В результате этой работы сложился уникальный фонд древнерусских рукописных и старопечатных книг, насчитывающий более 5 тыс. единиц хранения, а хронологически охватывающий пятивековый период.

Сибирское старообрядчество сохранило множество литературных и исторических произведений Древней Руси в рукописной традиции XV--XIX вв. К этому следует отнести наличие разного рода четьих и полемических сборников поздней рукописной традиции, содержащих материалы по истории старообрядческих согласий и отражающих характер и специфику их книжных интересов, проблематику возникавших в разное время полемик и диспутов между представителями различных направлений и толков.

Существенную часть бытовавших в сибирском регионе славяно-русских книг составляют печатные издания: от подлинных шедевров русского книгопечатания -- первопечатных изданий Ивана Федорова и Петра Мстиславца, -- до поздних перепечаток и оригинальных произведений старообрядческих типографий Супрасля, Почаева, Москвы, Уральска, Вятки (с.Тушки), почти без изъятия представляя четыре столетия кириллической традиции в русском книгоиздании.

Поставленная перед сибирскими археографами задача спасения от гибели и забвения столь значительного пласта не просто книжной культуры, а оснований русской духовности, казалась трудновыполнимой. Во-первых, из-за полного отсутствия контактов со старожилами Сибири -- владельцами книг, какой бы то ни было информации о них; во-вторых, из-за сложностей обнаружения их на местах, которые возникали благодаря отработанному поколениями старообрядцев скрытому образу жизни, нежеланию обнародовать не только наличие у них "церковной литературы", но и своей конфессиональной принадлежности.

Найти верные, тактичные подходы к этой чрезвычайно ранимой, в любой момент способной "закрыться" от чуждых влияний части русского православия было возможно, зная историческую подоплеку всех важнейших событий трагического времени реформ патриарха Никона и церковного раскола.

В ряде мест давнее знакомство археографов со старообрядцами -- хранителями общинных библиотек, сделало возможным составление достаточно полных описаний всех книжных материалов, формирующих эти собрания. Как важная часть археографической работы, обязательно получающая отражение в дневниках, такое описание имеет самостоятельное значение, синхронно фиксируя находящийся "в живом бытовании" в старообрядческой среде комплекс книг. Сопоставление его с получившими "государственную прописку" печатными изданиями и рукописями из тех же общин, выявляя закономерности формирования старообрядческих библиотек, позволяет решить проблему их функционирования как своеобразного единого общественного старообрядческого книжного собрания".

Обнаружение, спасение и изучение этого наследия как различных и наиболее ярких сторон единой духовной культуры русского населения Сибири является главной научной и культурно-исторической целью проводимого исследования.

В процессе многолетних полевых археографических исследований памятников средневековой книжности на территории Сибири прояснилась необходимость включения в складывающуюся на материале экспедиционных находок картину истории духовной жизни восточных территорий России дополнительных материалов. Такие материалы могут быть обнаружены в существующих исторически в Сибири и на Дальнем Востоке книжных собраниях библиотек, архивов, музеев, частных собраний. Одновременно они могут значительно расширить, дополнить и углубить вырисовывающуюся картину своеобразной духовной жизни сибиряков прошлого. В связи с этим, а также учитывая ежегодную тенденцию к уменьшению числа полевых археографических находок (к сожалению, количество обращающихся за пределами государственных собраний древних книг не может возрастать никаким способом), с течением времени акцент археографической работы в Сибири стал постепенно смещаться в сторону камеральной ее формы.

Рукописные и старопечатные книги, являющиеся драгоценными памятниками духовной культуры средневековой Руси, представляют собой обширнейший источник сведений по всем сторонам жизни и повседневному быту наших предков, дают обильный, разнообразный и часто ранее неизвестный материал к изучению истории, литературы, изобразительного искусства, ремесел, юриспруденции, общественного устройства и многих других сторон материальной и духовной деятельности людей далекого прошлого. Недаром именно книга, как важнейший тип историко-культурного памятника, так высоко ценилась во все времена, недаром забота о сохранении духовного наследия исторического прошлого, наиболее ярко сконцентрированного в книжных памятниках, в разные эпохи истории российского государства диктовала специальные положения многих законов, касающихся различных сторон сохранения и использования историко-культурного наследия России, во все времена была важным направлением деятельности Российской академии наук.

1) Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. -- Спб., 1830. -- Т. 7. С. 511--512.

2) Пекарский П. История Императорской Академии наук в Петербурге. -- Т. 1. -- Спб., 1870. -- С. 321--322.

3) Археографическая экспедиция Академии наук 1828--1834. Сборник материалов. Л., 1930. -- Вып. 1.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?18+155+1