Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 47 (2233) 3 декабря 1999 г.

ФИНАНСОВО--ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС
И РЕФОРМИРОВАНИЕ НАУКИ В ЯПОНИИ

Материал подготовлен к печати
Л.Замараевой.

Япония продолжает раскручивать свою научно--исследовательскую машину, но снижение деловой активности и финансовая неразбериха могут помешать прогрессу в этой стране. Таков вывод, сделанный журналом C&EN.

Сегодняшняя Япония строит захватывающие планы пересмотра научно--технического развития буквально в каждом университете, правительственной лаборатории и префектуре. Но ее экономика находится в состоянии стагнации, а финансовые структуры -- в беспорядке. Банкротство дошло до высокого уровня, банки закрываются из--за расточительных привычек ссужать деньгами направо и налево, малый и средний бизнес слабеет, а крупные корпорации впервые в современной истории Японии позволяют рабочим уходить.

Попытка Японии реформировать научно--исследовательскую деятельность выглядит весьма смелой и всеохватывающей, что для такой страны, как Япония просто революционно. Но в действительности же реформы, как они происходят, случайным образом оставляют незатронутыми очень существенные научные направления и структуры.

По высказываниям экономистов инвесторы на японском рынке проявляют невиданное прежде единодушие, понижая свои ставки. Японский финансовый сектор завален безнадежными финансовыми долгами и невыплаченными пенсионными обязательствами. Скандал за скандалом выявляют неэтичное или незаконное поведение в финансовом секторе или в правительстве. И много полицейских было призвано, чтобы очистить эти службы, решить проблемы безнадежных долгов и контрпродуктивно увеличить правительственный контроль над финансовым сектором. По мнению Эдварда Линкольна, политического экономиста из Бруклинского Института в Вашингтоне, ошибаются те, кто считает, что Японии подойдет американская экономическая модель.

Линкольн описывает неумолимо депрессивный характер перспектив Японии, как экономических, так и как члена Объединенных Наций: "Япония не будет устойчивой поддержкой финансовых реформ для своих беспокойных азиатских соседей. И не станет импортировать больше товаров и услуг, которые все больше экспортирует Юго--Восточная Азия, чтобы стабилизировать свое положение. Япония испортила свой имидж лидера Азии и будет слабым международным партнером для США."

Такие суждения весьма много говорят научно--технической общественности. Еще нет прямых связей между этими материалами и научно--технической политикой в Японии, но кое--какая картина уже прорисовывается. Смысл ее в том, что японская научно--техническая система существует как независимая республика, утопическая земля творчества, с экономикой, неспособной собирать ее плоды.

Главным виновником явилось само японское правительство. В Японии сложилась уникальная форма капитализма. Корпорации жестоко конкурируют между собой, но правительство не доверяет частным рынкам. Таким образом, правительство контролирует их, идя по пути Европы, не обращая внимания на США. Этот подход, по словам Линкольна, спровоцировал приток капитала в банковскую систему страны, уменьшив роль облигаций и рынка ценных бумаг, поскольку банками легче управлять, и они в меньшей степени, чем рынок обыкновенных акций, допускали утечку внутренней информации. В итоге управление банками обеспечило им гарантированную прибыль в обмен на повышенное внимание к директивам и предложениям государства. Отношения между финансовыми институтами и Министерством финансов стали слишком тесными, в результате были нарушены многие законы, и многие высокопоставленные чиновники попали в тюрьму. Вот почему сейчас пристальное внимание США и других развитых стран обращено к Японии. Японии предстоит много работать по улучшению своих экономических отношений с США. США не могут быть единственным в мире рычагом роста мировой экономики и выступать в роли единственного скупщика всех товаров, чтобы поглотить огромный экономический потенциал Азии. Япония имеет вторую по значимости экономику после США и должна сыграть главную роль в выходе из азиатского кризиса. По мнению американских экономистов Япония должна начать перестраивать свою экономику прямо сейчас, увеличивая доступ в страну иностранных товаров и услуг. Кроме того необходимо принять меры для достижения так называемых финансовых стимулов, укрепляющих экономику страны. Экономический рост в стране должен служить средством укрепления доверия к Японии, а не сгущения мрака вокруг империи. Решающим моментом здесь являются прозрачность и решительные действия по укреплению финансовой системы.

Часть требований США сводится к уменьшению потребительских налогов для поднятия уровня потребления, что даст толчок японской экономике. Однако по мнению некоторых экономистов такой подход является бесперспективным: японцы скорее положат сэкономленные на налогах деньги в банки, чтобы чувствовать себя спокойно по крайней мере в том, что касается их личных сбережений. Кроме того, есть еще 125 млрд долларов, выделенных японским парламентом для программы экономического стимулирования. Здесь 7 млрд предполагается потратить на научные исследования и разработки. Это позволит увеличить расходы этого сектора экономики до 30 млрд долларов в год. Для японских ученых это настоящий праздник, т.к. означает, что их бюджет к 2000 году возрастет вдвое по сравнению с 1996 годом. Но, по мнению экспертов Экономического Союза, находящегося в Лондоне, такой резкий скачок в экономике просто невозможен без стимулирования дополнительной деловой активности в частном секторе. Экономический Союз не видит ни увеличения вложений, ни уменьшения налогов, которые могли бы привести к этой цели.

После многих лет напряженного бюджета в стране государственное инвестирование направляется теперь в основном на помощь недорогим проектам, что может принести лишь незначительную прибыль частному сектору.

Сообщество инженеров и ученых, занятое в сфере научных исследований и разработок, сейчас взбудоражено, как никогда, а соответствующие ведомства переполнены планами на будущее. Впереди в 21 веке японцы видят прежде всего усиление конкретных критических технологий. Многие из них всем хорошо известны. Биотехнологии, очевидно, сделают огромный вклад в сельское хозяйство и медицину. Нанотехнологии ведут за собой открытия в исследовании мозга, использование солнечной энергии, улучшенные источники питания, машины, не загрязняющие окружающую среду. Компьютерные технологии software и hardware являются частью революции в области информации и коммуникаций, роботов, искусственного интеллекта, биосовместимых материалов и различных систем для создания новых технологий. Все это входит в списки Института критических технологий (ИКТ). Из отчета ИКТ, опубликованного Департаментом по науке и технологиям Белого Дома, ясно, что США отводит большую часть этих технологий на долю Японии. Японцы очень взволнованы и обеспокоены этим обстоятельством. Из опросов сведущих специалистов становится ясно, что, например, в области биотехнологий никто не может даже приблизиться к уровню США.

Итак, Япония очень спешит утвердить свою исследовательскую систему и очень подробно и тщательно прорабатывает меры по изменениям в ней.

Основной план по науке и технологиям одобрен японским парламентом в 1996 году. Он разбит на две главные части: основные направления в науке и технологиях и пакеты программ, которые обеспечат эти направления.

К основным направлениям относятся:

* Развитие новых производств для удовлетворения спроса населения на продовольствие, энергию, экологические нужды, диагностику и лечение болезней.

* Расширение возможностей для обучения и лабораторных занятий молодых ученых. Устранение традиционных отношений профессор -- студент, создание демократической, более неформальной обстановки обучения. Увеличение числа докторов наук. Дать молодым ученым большую автономию для реализации их собственных идей, обеспечить им возможность общения через систему государственных учреждений, университетов и производственных лабораторий.

Реформировать систему выдачи патентов таким образом, чтобы позволить использовать в частном секторе технологии, разработанные в государственных лабораториях. Повысить объективность в оценке талантов исследователей.

* Модернизировать лаборатории и оборудование, особенно для университетов. Создать для работников лабораторий и исследователей хорошую систему информации и коммуникаций.

* Удвоить государственный бюджет исследований и разработок за период с 1996 по 2000 год.

Пакеты программ:

* Привлечь к работе больше аспирантов, создать сильные аспирантуры при университетах, увеличить в университетах число выпускников, имеющих технические специальности. Добиться в исследовательских учреждениях соотношения исследователь /все остальные, равного 2/1 и тем самым продвинуться в исследовательской области. Перевести систему приема исследователей на работу на контрактную основу.

* Модернизация оборудования в государственных и других частных университетах, модернизация государственных лабораторий. Организация баз данных и информационных сетей для исследований и разработок во всех лабораториях и исследовательских институтах.

* Ввести конкурсную систему в исследовательских проектах, расширить государственное финансирование по наиболее приоритетным отраслям.

* Увеличить роль исследований в частных университетах, усилить финансовую их поддержку со стороны правительства и различных фондов.

* Усилить мотивацию исследований в промышленности и содействовать коммерциализации правительственного и университетского научно--исследовательских секторов. Разрешить налоговые льготы для промышленных исследований и разработок и повысить государственные субсидии.

* Объединиться с международным научным сообществом по созданию научно--исследовательских проектов по особо приоритетным направлениям. Активно внедряться в международные исследовательские программы и выступать ведущей силой в так называемых "мегапроектах" таких, как космические проекты и физика высоких энергий. Строить новые международные исследовательские центры и способствовать вовлечению в их работу иностранных исследователей, увеличив их число от 420 до 1050 к 2000 году.

* Внедрять и распространять новейшие технологии и науку в менее развитые области страны.

* Вести просветительскую работу и добиваться лучшего понимания обществом роли науки. Создавать разнообразные просветительские программы. Что касается фундаментальной науки, то японцы хотели бы видеть ее в приоритетных направлениях тесно связанной с прикладной наукой, обеспечивающей "критические" технологии.

Аналитики Национального научного Фонда считают, что при решении поставленных общеэкономических и научных задач, связанных с реформами, Япония столкнется с необходимостью менять свои традиционные подходы и способ мышления. Но есть согласие в том, что реструктуризация научно--исследовательского сектора экономики необходима для того, чтобы удовлетворить потребности японского общества ХХI--го века.

Япония планирует распределять максимальное число грантов на научные исследования на конкурсной основе через независимую экспертизу. Но в настоящее время только 15 % из всех проектов финансируется таким образом. Традиционная система такова: деньги поступают высокопоставленным профессорам и директорам исследовательских институтов, а уже они делят их между преподавателями и студентами. Однако конкурсная система постепенно всюду внедряется. Особо следует выделить университетский исследовательский центр в Цукубе, как модель взаимодействия промышленности, университета и правительства. Конкурсная система там организована вокруг шести широких исследовательских направлений: три из них -- в биологии, два -- в материаловедении, одно -- в информатике. Координаторами всех проектов являются профессора Цукубского университета, внутри каждого из направлений работают исследовательские группы, сформирванные из ученых разных дисциплин и институтов, возглавляемые членами разных университетских факультетов, чьи проекты были выбраны на основе конкурса равных возможностей.

Индустриально--технологический аспект проблемы, по мнению японского эксперта, директора администрации американского коммерческого департамента технологий Йошида, выглядит перспективным. Число совместных исследовательских проектов США и Японии в этой области постоянно растет, и здесь Япония выступает на равных с США. Особенный успех достигнут в совместных исследовательских проектах, включающих биопроцессы, полимеризацию в тонких пленках, дешевое изготовление керамических компонентов, оценку чистоты эталонных материалов.

Известно, что Япония особенное внимание уделяет исследованиям в области технологий. В этой стране разрабатывается столько же технологий, сколько во всей Западной Европе вместе взятой. Однако, в сложившейся в 90--е годы экономической ситуации Япония едва ли будет на передовых рубежах в науке, как это было в 80--е годы. Таково мнение некоторых американских научных экспертов. Во--первых, в следующем веке передовая наука будет сконцентрирована в области биомедицины и конденсированных сред, а японцы в этих областях традиционно не сильны. Во--вторых, в течение последних двух лет капиталовложения в промышленные исследования и разработки в Японии уменьшались. В третьих, образование в Японии, как и во всем мире, мультинациональных корпораций, может привести к тому, что Японии просто неоткуда будет брать технологии. Поскольку в экономике идут процессы интернационализации, то японцы оказываются в равных условиях с Америкой и Европой, и, не будучи сильнее в фундаментальных исследованиях, они не смогут быть лидерами и в исследованиях и разработках, как это было при национальном устройстве корпораций. К тому же до 1996 года в Японии не были полностью денационализированы права на интеллектуальную собственность, что мешало частным компаниям эффективно использовать современные технологии. Совершенно очевидно, что реформы в области исследований и разработок в Японии давно назрели, безусловно акцент с государственного сектора в этой сфере должно перенести на частный. Но научные реформы начаты в неблагоприятный экономический период, поэтому в ближайшее время успехи здесь весьма сомнительны.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?17+167+1