Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 47 (2233) 3 декабря 1999 г.

ГОВОРИТ НОВОСИБИРСК
Вышла из печати книга воспоминаний
"Мой Новосибирск"

Ольга Ушакова,
"НВС".

Совсем недавно наш город отметил свое столетие. И оглядываясь сегодня на эту дату, я думаю: а почему же накануне сего события никому не пришла в голову идея написать, создать, составить ли книгу воспоминаний новосибирцев. Коренных и пришлых, рабочих и академиков, писателей и артистов и многих, многих других... Хотя, впрочем-то, и понятно: "деньги, деньги, деньги -- всюду деньги господа"...

Так вот -- этот информационный "колодезь" обнаружила известный новосибирский журналист Татьяна Иванова и заполнила, образно говоря, водой из природного источника. Она нашла мецената, согласившегося финансировать издание, и написала книгу воспоминаний старожилов Новосибирска о том, как они начинали жить в своем городе. Почему я говорю "написала", хотя в выходных данных журналистка обозначена как составитель? А потому что доподлинно знаю: жители города рассказывали, а Иванова записывала и потом обрабатывала записи. Каждую строчку создавала заново и писала своей рукой. Самым сложным -- для тех, кто понимает -- были необходимость и умение сохранить интонации и аромат индивидуальной разговорной речи, ее естественность. И -- получилось. Со страниц книги звучат живые голоса, это говорит Новосибирск.

Обращение к читателям издания написано мэром города В.Толоконским. Там есть фраза, сфокусировавшая и замысел составителя, и представление самой книги: "Память людская запечатлела не только эпохальные вехи развития города, но и негромкие, незначительные на первый взгляд факты, неброские события, бытовые подробности, которые и придают воспоминаниям неповторимый колорит, обаяние, содержат то, что обходят своим вниманием ученые и исследователи".

На презентации, куда были приглашены коллеги, старожилы, творцы и участники издания, гости и журналисты дружно признали: книга народная. А вице-мэр города В.Бродский, вручивший составительнице почетный адрес мэрии, сказал, что "появление такой книги в наше время -- это подвиг. Самое ценное в ней то, что она написана, сделана, оплачена людьми города".

Но вот к микрофону подошла крошечная изящная старушка, облеченная в черный бархатный брючный костюм. В полном изумлении я узнала актрису Зою Булгакову. Ей 85 лет! Как время-то идет, боже! -- ведь я же помню, как она играла в ТЮЗе хулиганистых мальчишек, кроткую Красную Шапочку... Старожил города -- она всегда была предана ему и своему театру, никуда не уехала, несмотря на заманчивые предложения. И сегодня снова признавалась в любви к городу и своим зрителям.

После издания любой книги обычно возникает вопрос: кому она предназначена? На презентации мы совершенно неожиданно получили ответ от человека, финансировашего работу по изданию от начала до конца. Михаил Камха (кстати, кандидат наук, ныне бизнесмен) сказал: "Мой шестнадцатилетний сын за два дня прочитал книгу от корки до корки. Если уж она показалась интересной подростку, получающему, как и все дети сегодня, информацию, в основном, из телевизора, то, значит, читатели у этой книги будут. Будут, потому что сегодня так не говорят, сегодня так не пишут -- а это, оказывается, интересно".

Инженеры, рабочие, артисты, ученые, художники, писатели, спортсмены и даже начальники (бывшие, правда) -- вот они, герои и авторы, перечисленные в оглавлении. Столько знакомых фамилий, ведь я тоже давно живу в этом городе, и это моя бабушка видела, как верблюды, о которых идет речь в воспоминаниях Г.Кобзевой, бегали по Красному проспекту. Жаль только, что нет в книге фотографий этих людей. Ведь это они -- "личности в истории".

Я читаю, и мне трудно оторваться на телефонный звонок, потому что добралась до истории Хитрова рынка, о котором повествует мой коллега А.Антонов. Слышать про сей объект слышала, а вот он много лет жил рядом... И совсем забыла, а может, и не верила в то, что бабушка рассказывала о банде "Черная кошка". А вот еще одна героиня -- моя мама также, как и она, через весь город бегала на занятия в техникум и возвращалась в потемках, и днем работала на "золотом" заводе... Как все это близко мне, человеку третьего поколения новосибирцев. Еще странички воспоминаний -- через какие, оказывается, препятствия шел А.Чернобровцев, создавая свой Монумент славы. Мне это интересно и важно, потому что одна строка пилона занята фамилией моего деда Николая Костюка, погибшего в 1941 году... Его могила осталась неизвестной и единственное место поминовения -- Монумент славы. Пока бабушка была жива, она ездила в День Победы туда, как на могилку. Таких вдов, детей и внуков в нашем городе -- целый список.

А сколько вокруг живет таких, как наша семья. Это мой город, это ваш город, это наш город. И Академгородок -- тоже. В столбике оглавления глаза застревают на единственной фамилии в рамочке: А.А.Трофимук. Дальше еще одна "городковская" фамилия -- Н.Притвиц. В книге вообще немало страниц о строительстве городка, о встречах старожилов с крупными учеными.

... Как много событий и фактов хранит память человеческая. Этим ценна любая книга воспоминаний. Но Т.Ивановой удалось сохранить и передать в тексте и эмоциональное состояние собеседников.

На заре века город активно строился. Не только собственно строителями. Оказывается, его воздвигали и заводчане, и учащиеся, и все, кто откликался. А тогда отзывались многие... И это мы узнаем из книги. Рассказывая о том времени, о годах войны, многие старожилы говорят вскользь "сегодня я старый больной человек", ни на что при этом не жалуясь. Но реальность тех лет оживает в их словах. Через кровь и пот, через слезы и голод, труд и репрессии прорастали дома, улицы, заводы. Если помните, поэт Казимир Лисовский писал тогда: "Наш утренний город Новосибирск". Ох, какие тяготы скрывала эта "утренность"...

В нашем городе происходило то же, что и во всей стране: арестовывали врагов народа, уходили на фронт комсомольцы, но не закрывались театры, и все пять военных лет люди прислушивались к черной тарелке радио. В эфире звучало не только "говорит Москва", но и "говорит Новосибирск". Этому посвящен рассказ нашего старейшего диктора Вячеслава Литвинова и странно, наверно, будет узнать сегодняшним молоденьким дикторам всевозможных радиокампаний, что за "накладки" в эфире диктор мог поплатиться свободой и жизнью. И уж, конечно, никому из них не понять, что такое цензура, и для чего она существовала.

Читаю и передо мной встают знакомые лица. Геолог Н.Амшинский -- с ним я была в одной группе в поездке на место строительства Катунской ГЭС. Бывший редактор "Вечерки" В.Блиновский -- однажды "зарезал" мой шикарный заголовок статьи об одной научной разработке. Бывший мэр и губернатор И.Индинок -- сколько раз я задавала ему вопросы на пресс-конференциях. Биолог Г.Крылов (тот самый, знаменитый) -- у него дача там же, где и мой участок. Писатель Юрий Магалиф -- последний раз я общалась с ним на встрече в "Доме Цветаевой". Ученый секретарь Президиума СО РАН Н.Притвиц -- бывают дни, когда мы не один раз пересечемся в пути или в кабинетах... Господи, это ведь тоже история. И город, и Академгородок, и я -- жительница его, упорно приближающаяся к категории старожилов.

Вообще, книгу "Мой Новосибирск" можно рассматривать, как коллективный портрет жителей города. Хотя, скорее, как эскиз к портрету, сквозь штрихи которого проступает живая чувствующая душа.

С удовольствием почитала бы еще. Но мне не хватило... Фактов ли, эмоций, трудно сказать. Наверно, просто людей. В городе всегда жили замечательные балерины, музыканты и поэты; разные неординарные инженеры, токари и слесари; летчики, испытатели и "кагэбешники". А какие необыкновенные люди создавали сибирскую науку! Помнится, мне рассказывали, как обыкновеннейшая стиральная центрифуга приспосабливалась для разделения каких-то животных клеток. Интереснейшую историю можно рассказать о заводе, ранее называвшемся "Сибэлектротяжмаш". А что нам известно о "закрытых" ранее темах и людях? И тут, и там работал целый ряд по-своему уникальных личностей. Многие из них еще живы. Успеть бы, поговорить бы с ними... На месте составителя и мецената я бы продолжила работу.

Можно еще и еще обращаться к страницам книги "Мой Новосибирск", но лучше почитать. Она должна вот-вот поступить в книжные магазины города. Поскольку издание сделано прекрасно -- на белой бумаге, хорошим шрифтом и в "лаковой" твердой обложке, с архивными фотографиями улиц города -- цена книги будет в пределах тридцати рублей.

... Закончить мне хочется строчками из предисловия: "Пусть не во всех рассказах отражена напрямую городская история, зато в них повествуется о том, как жилось здесь людям, какими интересами они руководствовались, какие ценности считали для себя приоритетными. А это тоже история"...

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?20+167+1