Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 48 (2234) 10 декабря 1999 г.

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
НА ПОРОГЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

Соб.инф.

22--25 ноября с.г. в Новосибирске состоялся международный конгресс "Новые технологии науки и образования на пороге третьего тысячелетия". Он проведен в рамках проекта Федеральной целевой программы "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997--2000 гг.", имеющей статус президентской программы (ФЦП "Интеграция") и Российского фонда фундаментальный исследований. Организаторы конгресса -- Международная кафедра ЮНЕСКО "Экологическое образование в Сибири" АлтГТУ (Новосибирский филиал), Новосибирский государственный педагогический университет, Институт философии и права СО РАН. Конгресс поддержан администрацией Новосибирской области.

В работе конгресса приняли участие 250 ученых, преподавателей, организаторов образовательного и научного процесса, представителей международных, государственных, общественных организаций и деловых кругов из 15 стран (Белоруссии, Германии, Индии, Италии, Казахстана, Китая, Кореи, Молдовы, России, США, Турции, Узбекистана, Украины, Швеции, Японии).

Большинство участников конгресса составили представители России и особенно Сибири и Дальнего Востока из 17 городов.

На пленарных заседаниях конгресса выступили академик РАМН В.Казначеев, зам.главы администрации Новосибирской области П.Решедько, представитель комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО Н.Канаев, ректор НГПУ П.Лепин, член консультативного совета ООН и ЮНИСЕФ, зам.генерального директора организации "Вестник Мира" Судха Рани Гупта (Индия), зав.сектором права Института философии и права СО РАН А.Черненко, зав.отделом валеологии Научного центра клинической и экспериментальной медицины СО РАМН С.Казначеев, директор Государственной научно-технической библиотеки СО РАН Б.Елепов.

Конгресс обстоятельно проанализировал состояние современного образования и науки в контексте формирования новых образовательных технологий. Обсуждение данных проблем происходило на двух пленарных заседаниях и в ходе работы секций: наука и образование: проблемы и перспективы интегративного развития; здоровье нации: духовного и образование; интегративные процессы в образовании и праве. Управление современным образовательным процессом; региональные аспекты развития науки и образования. Конкретные образовательные технологии.

Работали круглые столы: диалектический способ обучения. Формирование логического мышления учащихся; мировоззренческие ориентиры и психическое здоровье человека; состояние и перспективы формирования физического здоровья человека; выставочное дело как образовательная технология.

Всего на конгрессе заслушано 205 докладов и сообщений. Наиболее обстоятельный и глубокий анализ был проведен по направлению "Образовательные технологии: теоретико-методологический аспект. Конкретные технологии образовательного процесса". Многие выступления были посвящены проблемам формирования новой образовательной доктрины, тем трудностям, с которыми сталкивается современное образование на пороге нового столетия. Состоялась большая и интересная дискуссия по вопросам интеграции науки и образования в современном информационном обществе, рассмотрены пути оптимизации информационных процессов как условия развития научной и образовательной деятельности.

Особенностью конгресса стало обсуждение состояния здоровья нации в контексте развития современного воспитания, образования и просвещения. В исследовании данных проблем приняли участие врачи, валеологи, психологи, экологи. Плодотворным оказалось обсуждение проблем формирования системы экологического образования и просвещения, состояния и перспектив формирования и развития физического, психического здоровья человека, проанализирована духовность как интегративная сила образования.

В работе конгресса большое внимание было уделено вопросам правового обеспечения развития образования в современных условиях. участники конгресса анализировали такие острые проблемы современности как молодежная наркомания, рост агрессивности и преступности, алармизма в молодежной среде; поставлена проблема формирования концепции правового образования молодежи. Правовая проблематика анализировалась с привлечением ведущих юристов Сибири.

Участники конгресса единодушно заявили, что выдвинутый еще в 1995 г. (I международный конгресс под эгидой ЮНЕСКО "Образование и наука на пороге III тысячелетия") принцип "К новой России -- через образование и науку" стал еще более актуален и приоритетен в стратегии перехода к стабильному социально-устойчивому развитию общества. Основой развития современной образовательной системы должны стать новые образовательные технологии, аккумулирующие в себе самые передовые знания о мире, природе и человеке и позволяющие готовить высокообразованных людей, высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий.

Конгресс принял итоговые документы.

Современная образовательная концепция на пороге III тысячелетия: здоровье нации, духовность, образование

1. Мировой характер научно-технического прогресса, интернационализация политики и культуры и, главное, явные преимущества либеральной экономики по сравнению с планово-тоталитарной в области уровня жизни стимулируют глобальную экспансию рыночно-правовой цивилизации. Однако этот процесс сопровождается неравномерностью развития и резко возрастающей мощью человеческих возможностей, не только позитивных, но и чреватых общепланетарными катастрофами.

2. В контексте этих проблем становится значимым переход от парадигмы личного обогащения к парадигме общечеловеческого жизнеустройства. Идея человеческой солидарности во имя преображения нашего земного дома -- есть идея активного эволюционизма на основе синтеза разума, нравственности и позитивного экономического мышления. Главное сейчас -- вырваться из плоскости потребительского экономизма в пространство общечеловеческих целей. Для решения этих задач важное значение приобретает здоровье нации как базового ресурсного источника социального организма. Интеграция ценностей духовности и образования (валеологического, экологического, аксиологического) способствует решению этих задач.

3. Задача широкого общего образования в духе ноосферного, гуманистического миропонимания должна стать центральной в назревающем культурном перевороте, средством сознания той духовной атмосферы, которая в максимальной степени предохранит человечество от возможного катастрофического исхода.

4. Происходящие в России изменения дали шанс на создание такой системы образования, в центре которой встала задача расширения возможностей компетентного выбора каждой личностью своего жизненного пути. Рост разнообразия форм жизни, увеличение свободы выбора личности, ослабление традиционных систем передачи знаний, вследствие смены ценностных ориентаций у поколения "детей" по отношению к поколению "отцов" в динамичный нестабильный период истории России стали объективными социальными предпосылками для формирования задач новой аксиологии образования. В отличие от альтернативного, вариативное образование рассматривается как процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути, на саморазвитие личности, имеющей гуманистические ценностные ориентации.

В открытом мире развитие духовно богатой личности выступает основой образования. Сложность и многообразие задач, возникающих перед обществом, требуют индивидуальной инициативы, индивидуального своеобразия, личностной зрелости, развитой духовности. Для открытой системы образования данное положение является основным фактором, направляющим ее развитие.

5. Экологизацию образования необходимо рассматривать как его валеологизацию, предполагающую рассмотрение человеческой жизни как высшей ценности, в итоге -- ориентацию на сбережение физического и духовного здоровья человека должна стать приоритетной целью образования.

Рассматривать реализацию задачи формирования духовного здоровья молодежи как фактор достижения национальной безопасности, как средство становления правового, гражданского открытого общества, как условие достижения устойчивости его развития, как ресурсный фонд экономики.

6. Выступления на конференции подтвердили тот факт, что сегодня рождения новое педагогическое мышление, появляется новый тип учителя и личности выпускника, не ограничивающих себя продуцированием, но совершающих сознательный, целесообразный, нравственно и научно верифицированный выбор способов социального действия.

7. Конгресс продемонстрировал, что происходят активные поиски принципов построения целостного образовательного пространства школы, ориентированной на становление личности ребенка. Происходит непрестанное освоение опыта мирового педагогического наследия как в логике предмета (учебного модуса гуманитарного и естественнонаучного знания), так и в гуманистической направленности процесса становления культурного самосознания -- в прямом соответствии с возрастными характеристиками психофизических и интеллектуальных возможностей ребенка. Соблюдается исходный принцип целостности "картины мира" и нового знания, в постоянном совершенствовании себя как субъекта труда, общения, познания. результаты конференции продемонстрировали тот факт, что образовательные системы все более эволюционируют в направлении фундаментализации и расширения профиля подготовки, универсализации специалистов -- осуществляется переход от классической дисциплинарно-профессиональной, рецептурной подготовки специалистов к мультидисциплинарному, проблемноориентированному, новаторскому образованию. Специалист сегодня получает знание экономики, иностранных языков, солидные знания в области информатики.

Обществом уже осознана опасность отрыва научно-теоретического сознания от живой действительности, уже очевидны негативные последствия -- социальные и познавательные -- такого отрыва. Основной порок социального экспериментаторства и "теоретизма" как определенного отношения к действительности, отмечал М.Бахтин, -- в уходе от ответственности, от "поступка". Гуманизация и гуманитаризация образования своей целью имеет свести к минимуму последствия анонимности рационального познания, дискредитированное своей бездуховностью и бездушием.

8. Формирование познавательной культуры включает в себя выработку следующих образовательных ценностей: отдачи предпочтений целеполаганию перед целесообразностью, формирование духа ответственности и самокритичности; привитие навыков бескомпромиссного анализа познавательных ситуаций; осознание вреда догматических и конформистских деформаций результатов познания; осознание реальных опасностей антинаучных, антирационалистических тенденций.

9. Гуманизация образования предполагает наполнение его ценностными смыслами нравственной ответственности и гражданской активности. Она рассчитана на изменение ценностно-смысловых и деятельностно-волевых структур сознания. Задача гуманизации осмысляется как требование максимально способствовать формированию потребности отдачи, практической реализации познавательных ценностей и нравственной ответственности за ее результаты.

Итоговые документы приняты и по другим направлениям.

Секция "Проблемы интеграции образования и права" выработала короткий и очень емкий документ:

-- для реализации образовательной и научно-технической политики необходима эффективная законодательная база как регулятор устойчивого функционирования образования, науки.

В этой связи участники конгресса предлагают в соответствии с существующей правовой процедурой внести поправки в действующую Конституцию РФ и закрепить в ней следующие положения: сфера образования и науки провозглашается приоритетной и находится под защитой государства; гражданам Российской Федерации гарантируется равное право на образование, общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования.

Участники конгресса считают, что важнейшим условием развития образования и науки являются строгое обеспечение естественных, фундаментальных прав человека внутригосударственными и международными механизмами. Соблюдение этого условия служит базовой составляющей устойчивого развития общества. В этих целях следует использовать правовые технологии как научную основу формирования правовой системы России.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?12+168+1