Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 49 (2235) 17 декабря 1999 г.

ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
УНИКАЛЬНЫХ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ НАХОДОК
ПАЗЫРЫКСКОЙ КУЛЬТУРЫ ГОРНОГО АЛТАЯ
(VII-II вв. до н.э.)

Н.Полосьмак,
доктор исторических наук,
В.Малахов,
доктор химических наук,
руководители проекта.

В результате работ, проведенных по данному опроекту, было сделано несколько важных открытий в области изучения скифской истории, которые никогда не состоялись бы при использовании только традиционных методов археологического исследования.

Колода открыта. В ней пока только лед, и в нем сохранилось то, что стало объектом комплексного изучения: мумия, одежда, украшения.

Рецепт пазырыкского бальзамирования раскрыт. Прошло уже более полувека, как были открыты мумии в "замерзших" могилах Горного Алтая, но до сих пор способы их создания, вещества, применяемые для их сохранности, не были известны. Новые находки мумий в 90-е годы на плато Укок позволили поставить этот вопрос и успешно решить его. Из столь глубокой древности до нас дошли лишь два рецепта бальзамирования -- египетский и скифский, оба, разумеется, зафиксированы в письменных источниках: египетский отрывочно в папирусах и II книге "Истории" Геродота; скифский -- в IV книге "Истории" Геродота. Не обладая никакими письменными свидетельствами о бальзамировании у пазырыкцев (их просто не существует), удалось, тем не менее, с помощью физико-химических и биохимических методов исследования, привлекая патологоанатомов, восстановить и сам процесс бальзамирования и вещества, которые в нем применялись.

У пазырыкцев мумификации подвергались не только тела "царей", а, вероятно, всего свободного населения. Для набивки мумий использовалась трава, но не какой-то особый набор редких трав с антисептическими свойствами, как у скифов, а трава пастбищ, окружающих могилы, обычные травы, поедаемые скотом, имеющие для них символический смысл. В частности, в набивке мумии женщины из кургана Ак-Алаха использовалась трава, которая и в настоящее время растет вокруг кургана и по всему Укоку; внутренние органы у знатных пазырыкцев, вероятно, входили в состав наполнителя мумии.

Лед растаял... Внутри колоды лежала мумия женщины. Сохранилась вся одежда: шелковая блуза, шерстяная двухцветная юбка, многочисленные деревянные украшения и парик, сползший с головы, но уцелевший...

Обычно при мумификации вскрытые и освобожденные от внутренних органов полости наполнялись разнообразными веществами для того, чтобы восстановить объемы тела, не дать ему съежиться. Например, бальзамировщики Египта набивали под кожу полотно (чаще со смолой), опилки, землю (с содой), песок и другие материалы, а также лишайник. Все эти ингридиенты имеют гигроскопические свойста, но антисептическим или консервирующим действием набивка мумий обладала редко. Это относится и к пазырыкским. Однако результаты специального анализа показали наличие ртути на коже мумии женщины из кургана, теперь можно предположить, что консервирующим веществом, вводимым в ткани тела, были ртутные соединения.

Другой важной чертой можно назвать использование глины для моделирования лица. Но если у других народов это целое искусство, настоящее производство по изготовлению сохранившихся посмертных масок и глиняных голов, то у пазырыкцев это пока только намек на то, что лица умерших покрывались каким-то составом на основе природной глины для сохранения портретных черт. Это устанавливается исходя из наличия в глазницах мумии женщины остатков красноватой глинистой массы. Природные глины широко использовались пазырыкцами в быту и обрядах. Известно, что они входили в формообразующее вещество головного убора-парика пазырыкских женщин. Это же вещество с другими добавками использовалось для набивки мумий. Пластичными глинами могло обмазываться лицо пазырыкских мумий, поскольку многие из них до захоронения в подземном склепе хранились в течение длительного периода (до полугода) среди живых.

Помимо уникальности этого рецепта как такового, важно то, что он позволяет определить преимущественную ориентацию культурных связей населения Горного Алтая скифского времени, реконструировать их мировоззренческие представления, связанные с созданием мумий и переходом в "иной" мир. Представление об археологической культуре как части нашего исторического прошлого, не может исчерпываться представлениями только о видимых вещах. Письменность не первая и не единственная форма коллективной памяти, вещи, обнаруженные в погребениях или на поселениях, созданные по законам мифологического мышления, являются своего рода текстами, требующими расшифровки.

Погребение женщины в кургане 1 могильника Ак-Алаха 3. Сохранилась полностью вся одежда из тканей, которые, как и мумия женщины, стали объектом исследования (рисунок Е.Шумаковой).

Даже доходящие до нас в относительно хорошем состоянии, металлические изделия выглядят зачастую далеко не так, как они выглядели 2,5 тыс. лет назад, а значит, могут иметь не то значение и не те свойства, которые им приписывают археологи. Анализ этих вещей с помощью современных физико-химических методов, не только помог вернуть им (на бумаге, разумеется), первоначальный вид, но и установить источники сырья, используемого для их изготовления и способы его обработки.

Работа с небольшой, но яркой коллекцией пазырыкского металла, дает возможность делать только предварительные выводы. Но уже сейчас очевидно, что древнее население Горного Алтая скифской эпохи владело многими приемами металлургии. Они широко использовали богатую рудную базу Горного Алтая, получали различные медные сплавы и даже легированное олово.

Основной технологический прием пазырыкских мастеров заключался в совместной плавке касситерита, медных и полиметаллических руд, которые были источником природной лигатуры. Одна и та же совокупность руд, но при различных пропорциях, давала возможность древним литейщикам получать широкую гамму сплавов от "чистой" меди до "чистого" олова.

В своей работе древние мастера применяли по крайней мере два технологических приема обработки изделий -- лужение и амальгамирование. Пазырыкские зеркала, покрытые оловом, либо сплавом олова со свинцом и даже ртутью, приобретали блеск и отражение.

К совместным открытиям относится установление того, что женщины, населявшие 2,5 тыс. лет назад Горный Алтай, носили парики. Это не только позволило восстановить их облик, атрибутировать не поддающиеся ранее объяснению скопления угольно-черной массы под женскими черепами в погребениях пазырыкцев, но и на основании восстановленного состава формообразующей массы парика реконструировать процесс его производства, его конструкцию, и целый комплекс мировоззренческих и мифологических представлений, связанных с мировом женщин в этой культуре.

Реконструкция внешнего облика женщины из кургана 1 могильника Ак-Алаха 3 (выполнена Д.Поздняковым и Е.Шумаковой). Парик -- объект исследования.

Изучение косметических средств, производящихся и использовавшихся в древних государствах Египта, Греции, Месопотамии и других -- тема обширнейших научных исследований зарубежных специалистов, базирующаяся, помимо археологических находок, на большом корпусе письменных источников, которые, разумеется, не имеют никакого отношения к кочевым скотоводческим обществам азиатской окраины скифского мира. Косметические средства древнего кочевнического населения евразийских степей и гор никогда не исследовались. Их наличие, например, в могилах населения Горного Алтая скифского времени даже не предполагалось. И только после открытия "замерзшей" не тронутой грабителями могилы женщины на плато Укок, удалось собрать и проанализировать обнаруженные там пигменты. Было установлено, что пазырыкцы знали и использовали естественный минеральный краситель синего цвета -- вивианит; создавали мази на жировой основе с применением многосоставных красящих веществ, для защиты кожи лица в экстремальных условиях высокогорья, а также для нанесения татуировки и раскраски лиц.

Использование многочисленных и разнообразных ингридиентов для создания мазей и красителей -- это свидетельства далеких путешествий и контактов, культурных связей и заимствований, общего и особенного в культуре скотоводов Горного Алтая.

Кажется вполне очевидным, что ни одно серьезное археологическое исследование не может обходиться без применения методов естественных и точных наук и использования для своих исторических выводов их результатов.

Игнорирование этого принципа приводит не только к неполному использованию уникальных археологических материалов как исторический источник, но часто к искажению или неправильному толкованию многих явлений и фактов, установленных методами археологии.

Необходимость и успешность совместных работ неуклонно устраняет противопоставление гуманитарных и точных наук, что являлось одной из тенденций уходящего столетия.

Хотя, казалось бы за годы осуществления проекта, исследованиями были охвачены все категории вещей из могил пазырыкцев, новым объектом изучения, к которому мы обратились лишь в последние месяцы 1999 года, стали ткани из "замерзших" могил. Это исследование получило поддержку РФФИ, грант. Эта коллекция -- очень редкий в археологической науке случай, когда из столь глубокой древности дошли не только мелкие, трудно восстанавливаемые обрывки тканей, а целые изделия из них или большие, реконструированные фрагменты, сохранившие цвет. На первом же этапе исследования были получены новые и чрезвычайно важные результаты. Кратко можно сказать, что шелк женской рубахи из кургана не китайского происхождения, как все шелка древности (и именно этого "скифского" периода древней истории), а, возможно, в "замерзшей" могиле Укока был впервые обнаружен один из древних шелков индийского происхождения, существование которых предполагалось только гипотетически, но не подтверждалось находками. Изучение древних тканей имеет несколько направлений, в том числе определение красителей и закрепителей красок и т.д.

Изучение археологических тканей -- перспективное направление совместных исследований, во-первых, из-за уникальности самих объектов исследования, во-вторых -- из-за их информативности при комплексном подходе.

P.S. В качестве курьеза хотелось бы привести несколько примеров того, как древние символы продолжают свою жизнь в современной культуре, выполняя, вероятно, ту же функцию, что и 2,5 тыс. лет назад.

После публикаций материалов из "замерзших" могил Горного Алтая стали приходить письма и фотографии, на которых запечатлены женщины, повторившие на своем теле татуировку "леди" с плато Укок. Мужчина, которые не рискнул совершить такой поступок, украсил пазырыкским символом -- оленем с клювом грифона -- хвост своего самолета.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?5+169+1