Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 5-6 (2141-2142) 13 февраля 1998 г.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Под таким названием в Барнауле в июне 1997 года прошло межрегиональное совещание, организованное Международной кафедрой ЮНЕСКО "Экологическое образование в Сибири", презентация которой состоялась в Барнауле в июне 1996 г. Кстати, это была первая из 16 международных кафедр ЮНЕСКО в России, созданная за пределами Москвы и Санкт-Петербурга.

Ю.Марков, доктор философских наук, профессор, академик ПАНИ.

В конце 1997 г. вышел сборник научных трудов "Экологическое образование для устойчивого развития" проведенного межрегионального совещания под редакцией заведующего кафедрой ЮНЕСКО "Экологическое образование в Сибири" доктора технических наук А.Цхая.

Сборник содержит целый ряд интересных материалов, написанных представителями самых разных наук — географами, биологами, философами, социологами, специалистами в области сельскохозяйственных, технических и педагогических наук, учителями и практическими работниками. Большинство авторов — профессора и доценты Алтайского государственного технического университета, других вузов Барнаула.

В современном мире, нацеленном с 1992 г. (год проведения известной Конференции ООН в Рио-де-Жанейро) на новую парадигму развития, экологическое образование и воспитание являются важной компонентой и условием реализации этой новой парадигмы. Несомненно, что Россия, несмотря на ее крайне тяжелое нынешнее экономическое положение, может и должна включиться в процесс экологизации общественного сознания, объединив его с общими задачами выхода из поразившего нашу страну системного кризиса.

Проведенное межрегиональное совещание в Барнауле можно считать одним из этапов подготовки российского общества к реформам экологического образования, в которой оно, бесспорно, нуждается. Почему бы концепции реформы экологического образования не родиться именно в Сибири? И почему бы именно Сибири не выступить лидером и в этом важном процессе и в процессе перехода на модель устойчивого развития? Тем более, что для этого имеются все необходимые интеллектуальные, организационные и природоресурсные предпосылки, а также быстро накапливаемый опыт педагогической работы в школах и вузах Сибири (Алтайского края, в частности).

Необходимо упомянуть в этой связи также специальное Постановление администрации Алтайского края N 451 от 8 ноября 1995 г. "Об обязательной экологической подготовке должностных лиц", которое предусматривает обязательную профессиональную экологическую подготовку руководящих кадров и специалистов, связанных в процессе своей трудовой деятельности с воздействием на окружающую среду. В сборнике отмечается (В.Горбачев), что провести эту работу до 1 января 1998 г., как планировалось, в полном объеме пока не удалось из-за недостатка денежных средств и обвального спада производства. Это лишний раз показывает, что меры в области экологического образования и воспитания должны, вообще говоря, проходить в контексте общего оздоровления обстановки в России.

Целый ряд авторов сборника уделяют серьезное внимание нравственным проблемам в сфере экологических отношений (В.Россыпнов, Е.Ушакова, И.Фотиева, С.Хомутцов и др.). Внимание это кажется вполне обоснованным. В конечном счете именно экологическая этика, внесенная в сознание индивида воспитанием, станет базовой компонентой в установлении гармоничных отношений между человеком и природой. Наши поступки отнюдь не детерминируются одними только нашими знаниями. как справедливо замечает один из авторов сборника (В.Кириллов), невозможно разделить в своих поступках, когда человек действует в соответствии с полученным в процессе воспитания, а когда в процессе образования. Более того, не следует исключать, что именно воспитание является тем фундаментом, на котором строится тип человеческого поведения, тогда как знание обуславливает лишь способ и форму этого поведения. И если это так, то экологическое воспитание на самых ранних стадиях (дошкольное воспитание) представляется задачей первостепенной важности. В конце концов, нынешнее поколение, ставшее свидетелем Конференции ООН в Рио, уже не сможет быть тем материалом, из которого будет выстроено устойчиво развивающееся общество. Его (нынешнее поколение) уже можно считать потерянным для этого дела. Судьбы цивилизации зависят от тех, кто сегодня посещает младшие группы детского сада.

Разумеется, это не дает повода сделать вывод о неактуальности экологического образования в настоящее время, поскольку имено знания способны дать необходимую для будущего выхода на траекторию устойчивого развития "сумму технологий" (промышленных, социально-организационных, правовых и т.д.).

Сегодня создалась чрезвычайно опасная ситуация: темпы освоения природных ресурсов во много раз превышают темпы накопления экологических знаний (Г.Барышников). Этот же автор отмечает далее, что специалистов-экологов готовится пока очень мало. В Алтайском крае этим занимается лишь одна кафедра на географическом факультете Алтайского госуниверситета. Но даже такое малое количество экологов-профессионалов не может потом найти работу по специальности.

В сборнике не только проводится мысль о необходимости введения всеобщего и непрерывного экологического образования, но и предлагаются конкретные шаги по реализации этого принципа, вплоть до разработки образцов конкретных программ, в частности, школьных программ (З.Лобанова). Здесь следует напомнить, что требования всеобщего и непрерывного экологического образования, а также обязательность преподавания экологически знаний в учебных заведениях зафиксированы в Законе Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", утвержденном 19 апреля 1991 г. (статьи 73 и 74). Однако, вплоть до настоящего времени условия для применения этого Закона все еще не созрели. Требования статей 73, 74 практически не могут быть выполнены в силу общего спада производства и крайнего дефицита денежных средств в системе образования.

Следует отметить, что в современной литературе все настойчивее звучит мысль о неизбежности уже в ближайшей перспективе формирования нового мировоззрения, базирующегося на развитой системе экологических знаний. Эта же мысль находит отражение и в рецензируемом сборнике. В ряде статей (Н.Манаков, Г.Петрищева, О.Новак, Л.Пшеницина и др.) высказываются соображения в пользу выработки экоцентрического типа сознания и отхода от ныне господствующего антропоцентрического подхода. Для многих философов и социологов эти высказывания покажутся слишком смелыми и, скорее всего, вызовут возражения. И все же мне представляется, что названные выше авторы сборника правы, и нам предстоит в перспективе неизбежный и в чем-то, возможно, мучительный переход к экоцентрическому принципу, без которого достижение идеалов устойчивого развития скорее всего будет очередной социальной утопией.

Сборник не лишен некоторых недостатков. В нем неотчетливо прослеживается детерминирующее значение концепции устойчивого развития в предстоящей реформе экологического образования. Не вполне ясно, что нового несет с собой в школы и вузы требование устойчивого развития по сравнению с обычными требованиями охраны природы. А между тем, императив устойчивого развития чреват подлинной революцией в образовании и воспитании, поскольку в наступающем XXI веке предстоит решать задачу не просто охраны природы, но всего общественного переустройства, формирования того типа социального бытия, которое можно было бы назвать ноосферной цивилизацией. Не все материалы сборника имеют прямое отношение к заявленной тематике. Тем не менее проведенное под эгидой Международной кафедры ЮНЕСКО "Экологическое образование в Сибири" межрегиональное совещание и издание его трудов "Экологическое образование для устойчивого развития" можно считать важным событием в научной и культурной жизни Сибири, своеобразной вехой в формировании новой образовательной парадигмы, отвечающей реалиям грядущего века.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?31+171+1