Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 11-12 (2147-2148) 27 марта 1998 г.

ОБСУЖДЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВЕ СО РАН

Прежде чем познакомить читателей "НВС" с соответствующим обсуждением, имеет смысл напомнить, что действующая редакция Устава СО РАН была принята Общим собранием Сибирского отделения РАН 10 декабря 1992 года. В 1994 году была издана считающаяся последней редакция, в которой были учтены поправки, внесенные при обсуждении и утверждении Устава СО РАН Общим собранием Российской академии наук 23 декабря 1992 года.

Экономические и другие процессы, происходящие в России, снова поставили вопрос об изменениях в Уставе СО РАН, в связи с чем вопрос и был включен в повестку дня.

Наш корр.

Накануне Общего собрания этого года всем членам собрания были розданы текстовые предложения об изменениях в Уставе СО РАН. Обсуждение, состоявшееся во второй день собрания, вел главный ученый секретарь Президиума В.Фомин. Открыв обсуждение, он пояснил, что необходимость внесения поправок диктуется тем, что такая работа была проведена в отношении Устава Российской академии, хотя в Министерстве юстиции он еще не утвержден, и Устав СО РАН должен быть приведен в соответствие с этим документом. В целом обсуждение распространялось на 19 пунктов Устава. Они касались вопросов оргструктуры Сибирского отделения, тех или иных моментов выборов, деятельности и полномочий Президиума, Общего собрания и объединенных научных советов (секций) по направлениям наук.

Нужно отметить, что каких-то радикальных изменений в том и другом Уставах не произошло, поправки вносились в силу изменения некоторых объективных обстоятельств действительности. В какие-то из параграфов вносились добавления, лишь подтверждающие те или иные рутинные действия, всегда имевшие место в деятельности СО РАН, но не зафиксированные ранее Уставом.

Наиболее серьезным можно считать добавление отсутствовавших ранее в Уставе пунктов 23.4п и 60п (4 абзац).

В прежней редакции 23п было записано, что Общее собрание: "Рассматривает основные вопросы деятельности и развития Отделения, принимает решения о приеме организаций в состав Отделения и выходе организаций из состава Отделения. В случае признания фундаментальных исследований несоответствующими требованиям Российской академии наук или обнаружения фактов серьезных нарушений с использованием переданного имущества, Общее собрание отделения может по представлению Президиума Отделения принять решение о ликвидации или реорганизации организации с последующим утверждением Президиумом РАН".

Добавление к этим строкам было принято следующее: "...Принимает Устав, утверждает Положение об объединенных советах (секциях) по направлениям науки и Рекомендуемые принципы организации и деятельности научных центров Отделения".

По 60п был также добавлен 4-й абзац, распространяющийся на узаконивание новых для Академии понятий. В следующей формулировке: "В целях концентрации научного потенциала на приоритетных направлениях исследований и повышения эффективности использования финансовых ресурсов в Сибирском отделении могут создаваться научно-инженерные центры и объединенные институты, состоящие из ассоциированных научно-исследовательских и конструкторско-технологических институтов, работающих по единым основным научным направлениям, утверждаемым в установленном порядке". Строчка об этом прошла и по 1п Устава.

В остальных семнадцати пунктах обсуждались в основном добавления нескольких слов, уточнения, некоторые изменения формулировок с учетом объективных условий времени и возможностей. В одном из случаев — 30п. (2-й абзац), где идет речь о структуре и составе Президиума Отделения, Президиумов НЦ, Советов и т.д., из Устава исключены строки: "...с возложением на них определяемых Общим собранием функций", так как в реальности собрание этот вопрос и ранее не решало.

Более чем треть обсуждаемых пунктов Устава показалась членам Общего собрания дискуссионной. По некоторым из них было решено обдумать формулировки не в таком срочном порядке, а в течение года, до следующего собрания.

Одна из таких дискуссий касалась 7п. Устава, в котором идет речь об имуществе и собственности Сибирского отделения. Этот пункт был отредактирован заново, в связи с изменениями понятий о собственности в России в целом и появлением налогового законодательства. Тем не менее, определенные противоречия обнаружились, и в будущем году к этому пункту придется, видимо, возвращаться на уровне Устава Российской академии наук.

Достаточно дискуссионно шло обсуждение 61п. (2 абзац) Устава. Возник вопрос, почему директора научного института, избираемого Общим собранием СО РАН, должен утверждать Президиум СО РАН, словно вышестоящий орган, хотя таковым является Общее собрание. Удовлетворительной оказалась строчка: "с последующим утверждением Президиума РАН".

После некоторой дискуссии было внесено добавление в 38.12п. (1 абзац) Устава — о реорганизации и ликвидации решением Общего собрания научных учреждений. Ранее такие ситуации практически не возникали, за исключением волевых правительственных решений.

Оказалось необходимостью сегодняшнего дня внесение в 62п. Устава строк, что любой институт СО РАН "является некоммерческой организацией, обладает правом юридического лица".

Относительно деятельности Президиума СО РАН понадобилось, например, внести такое добавление к 38.19 п. Устава: "Президиум СО РАН в период между общими собраниями Отделения назначает и освобождает руководителей научных центров, директоров институтов и других приравненных к ним учреждений".

Все эти поправки, добавления, уточнения, новые редакции пунктов делались согласно изменениям, уже внесенным в Устав Российской академии, поэтому и дискутировать вроде бы было незачем. Речь шла, в общем-то, о приведении Устава СО РАН в соответствие с Уставом РАН. Но, поскольку и жизнь не стоит на месте, и события в академической среде тоже происходят самые разные, да и порой "снизу" иногда виднее, что и как "просится" в строку, чем "сверху", то вполне понятно заинтересованное внимание членов Общего собрания к точности формулирования тех или иных пунктов Устава.

В процессе обсуждения выступали и задавали вопрос с мест В.Шабанов, М.Новопашин, В.Шумный, Ю.Ершов, В.Пармон, В.Зуев, С.Казанцев, Н.Ляхов, В.Бобков и другие.

Но большая часть предложенных поправок не представляла дискуссионного характера. Это были изменения всего лишь нескольких слов типа: "тайным голосованием (22 п., 3 абзац), "о приеме в состав" вместо "о членстве" (23.6п.), "основными структурными звеньями" вместо "основным звеном" (1п. 6 абзац), "сроком на пять лет" вместо "один раз в пять лет" (34 п., 1 абзац), "прием институтов" вместо "порядок вхождения институтов" (60 п. 3 абзац) и так далее.

К этой же категории можно отнести и небольшие дополнения, касающиеся все тех же оргвопросов: о назначении Президиумом теперь еще и "заместителей директоров институтов по научной работе сроком на пять лет и руководителей других организаций" (38.20 п.), об утверждении персонального состава "ученых или научно-технических советов научных учреждений" (38.21 п), "об открытии и составе диссертационных Советов" (38.24п), "и награждении сотрудников Отделения" (38,26п) и т.п.

Все эти изменения в Уставе СО РАН были утверждены членами Общего собрания. Но в связи с тем, что сомнения и противоречия все-таки остались, главный ученый секретарь В.Фомин предложил желающим подготовить и подать все соображения о противоречивом толковании Устава и, возможно, не везде точном или не до конца учитывающем специфику регионального местоположения научных центров Сибирского отделения РАН редактировании.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?13+174+1