Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 15 (2151) 24 апреля 1998 г.

ФИЗИКИ И ЛИРИКИ ПОД КРЫШЕЙ ПОЛИТЕХА

В последние годы произошла заметная "гуманитаризация" Иркутского технического университета. Под крышей бывшего политеха, который дал области и стране несколько поколений инженеров, сегодня мирно сосуществуют будущие геологи и юристы, строители и художники, технологи и дизайнеры. Чем объяснить такое преобразование? На этот и другие вопросы отвечает ректор университета член-корреспондент РАН Сергей ЛЕОНОВ.

-- Экономическая ситуация в стране сегодня такова, что ряд специальностей в технических вузах нужно закрывать -- резко сократилось производство, следовательно, -- спрос на специалистов. Но мы-то понимаем, что этого сделать нельзя -- будет нанесен сознательный ущерб обществу. Ведь не вечно будет продолжаться такое положение. Мы пошли другим путем -- чутко реагируя на спрос сегодняшнего рынка труда и подготавливая для него специалистов, мы в то же время стали развивать технические направления в новом ключе. Например, геология не востребует специалистов -- сегодня мы готовим геофизиков, геоинформатиков, геоэкологов. И специальность сразу приобрела другой оттенок -- наши выпускники получают знания, которые позволят им работать в разных отраслях.

На архитектурном факультете учатся люди творческие, дизайнеры. Почему бы здесь не организовать еще и подготовку художников? Так появилась новая специальность. Обратили внимание -- в вестибюле нашего университета есть мозаичное окно? Это дипломная работа студента-художника. В приемной прекрасный гобелен -- другая дипломная работа. И еще одно направление на этом факультете -- гемология. Наша область имеет алмазные месторождения, а почему бы нам, с учетом перспектив ее развития, не готовить специалистов по обработке цветных камней и алмазов?

Появились новые специальности по декоративно-прикладному искусству, художественной обработке материала, дизайну, рекламе.

-- И не было препятствий?

-- Как же, были оппоненты, которые возражали: "Зачем такой многопрофильный центр? Давайте, напротив, выделим строительное, геологическое, машиностроительное направления, создадим три института". Я много думал над этим и пришел к убеждению, что так нельзя поступать ни под каким предлогом. Двадцать лет я руковожу вузом, и большой опыт мне подсказывает, что именно многопрофильность может сегодня улучшить его положение. Ведь государственных средств не хватает не только на развитие, но и на поддержку вуза в рабочем состоянии. Чтобы выживать, надо зарабатывать деньги самим, ориентируясь на требования сегодняшнего рынка труда.

Кроме того, многопрофильность учебного заведения обогащает самих студентов, она дает им возможность выбора, приобретения разносторонних знаний, что, несомненно, поможет им в жизни. Подобным образом строится система образования во всех странах.

Результаты убедили нас в правильности предпринятых шагов. Сегодня мы готовим выпускников по 58 специальностям -- когда-то их было немногим больше 30. То есть, несмотря на трудности государственного финансирования, наш вуз получил серьезное развитие во многом благодаря собственной инициативе. Сегодня конкурс в университет не меньше, чем в самых престижных вузах.

-- Каков рейтинг университета среди российских вузов?

-- Мы во второй десятке. Перед нами такие известные, имеющие богатые традиции вузы, как Техническая академия, МИСИ и т.д.

-- Современное производство предъявляет свои требования к специалистам -- знание новейших автоматизированных систем, высоких технологий. Может ли вуз дать все необходимое?

-- Стараемся. Понимаем, что современного инженера на старом компьютере не обучишь, поэтому постоянно обновляем технику. Даем комплекс знаний нового уровня. Приобрели 10 автоматизированных учебных центров -- таких ни у кого в области нет. Если бы сегодня перевести авиационный завод на новые технологии, по которым мы готовим для них специалистов, понадобилось бы всего 2,5 тысячи человек. И тогда затраты на производство современных самолетов сократились бы вдвое. Даже самые опытные их сотрудники не могут работать с новыми технологиями так, как наши выпускники.

Мы освоили автоматизированные системы проектирования и производства. Сегодня наш студент сидит за компьютером и управляет сложнейшими процессами. Автоматизированные технологии Ynigrafics позволили достичь результатов, которые недоступны даже специализированным авиационным учебным заведениям. По существу мы сейчас готовим специалистов по безбумажной технологии. Вместо огромного количества чертежей студент приносит на защиту курсового или дипломного проекта маленькую дискету.

Если нам не будут мешать, мы воспитаем новое поколение инженеров с современным мышлением.

Серьезное внимание мы уделяем гуманитарным программам. Успешно развиваются такие направления, как социология, социальная педагогика, мировая экономика, юриспруденция, искусствоведение.

Для того, чтобы воплотить в жизнь все наши планы, пришлось пересмотреть структуру вуза, усилить педагогический состав. Мы пошли по пути формирования центров. Создали центр языковой подготовки -- без знания языков сегодня не обойтись. Кибернетический центр объединил интересы специалистов по автоматизированным системам управления. Кафедры фундаментального образования -- математики, физики, химии выделились в другой специализированный центр -- математических и естественно-научных дисциплин. Центр научных достижений направляет всю исследовательскую и изобретательскую работу. Разработки наших преподавателей и студентов достойно выглядят на самых престижных выставках и конкурсах. Творческие способности ребят помогает развивать и культурный центр, который ведает в основном внеучебной работой со студентами. В Иркутске широко известны наш студенческий театр "Предместье", имеющий 20-летние традиции, поэтический клуб, команды КВН.

Словом, технический университет сегодня -- это комплексный учебный центр, который дает современные разносторонние знания, и который, несмотря на все трудности государственного финансирования, продолжает успешно развиваться.

Беседовала Г.Киселева, наш корр.
г. Иркутск.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?15+177+1