ШЛЮЗ
Старожилы утверждают, что исторический фарватер Оби находится в
непосредственной близости к шлюзу: эти предположения
подтверждаются фактами. Когда рылся котлован под это
гидростроение -- находилось немало остатков глубокой древности,
подтверждавших, что они могли быть у берега реки... Те же кости
мамонта, черепа животных, обтесанные водой камни...
В. Гребенник, "Академстроевец", август 1993 г.
Все эти предметы, представлявшие археологическую ценность,
сносились в кабинет начальника правобережного строительного
управления. Потом были переданы археологам.
Подобные шлюзу гидротехнические сооружения необходимо покоить на
коренных породах. В случае со шлюзом Новосибирской ГЭС все
идеально совпало: он "сел" на мергелистый скалистый грунт на
глубине 30--35 метров.
Весьма удачным получился и выход в Обское море. Специалисты
гидростроения подтверждают: другого места для шлюза подобрать
просто нельзя.
Строительство проходного канала -- шлюза началось в 1952 году.
Предполагали канал выработать в отвал шагающим экскаватором.
Однако дело скоро не пошло: просчеты допустили проектировщики.
Дело в том, что грунт, предназначенный для выработки, оказался
сильно насыщенным грунтовыми водами. И был, в основном, песчаный.
Выработка то и дело вновь заполнялась водно-песчаной смесью.
Пришлось эту проблему весьма обстоятельно обсудить. В результате
было принято решение: вокруг гидроузла вырыть пять глубинных
водопонижающих скважин, откуда с помощью насосных станций
откачивать воду. Решение оправдало себя.
На всем же протяжении канала -- до впадения в Ельцовке в Обь --
работали пять шагающих экскаваторов, было много другой техники --
до 20 скреперов, больше десятка бульдозеров.
Особенно много грунта было выбрано в месте расположения шлюза --
там была возвышенность. А сколько же кубов земли передвинули
строители? Точной цифры никто из бывших строителей мне назвать не
смог: такого счета не вели. Миллионы. И весь ответ.
Задача стояла достаточно сложная: в 1957 году открыть движение
судов через шлюз. К навигации. Напомним, что в 1956 году
состоялось перекрытие Оби, и движение в верховье реки было
приостановлено.
В то время здесь, на шлюзе, трудилось более тысячи человек.
Временами численность работающих увеличивалась, в том числе и за
счет заключенных. Для возведения шлюза была создана целая
строительная структура: мастерские, арматурный цех, завод ЖБИ,
котельная, растворный узел. Силосные банки для цемента и до сих
пор возвышаются на территории сегодняшнего ЗЖБИ-1.
Основание шлюза бетонировалось блоками до 500 куб. м и 3 метра
толщиной. Причем, каждая такая подушка должна была укладываться
не более суток. И при этом должна была обогреваться снизу и
сверху. Для этого сооружались целые конструкции, которые
удерживали тепло. Бетон в них подавался через люк.
Совершенно очевидно, что такая сверхважная кампания должна была
сопровождаться высокой организацией и слаженностью всех служб,
обеспечивающих бетонирование. Фактов срывов процесса
бетонирования, браков или чего-то другого, не позволившего
выполнить намеченный план работ в срок, -- не припоминают.
Отношение людей к работе, порученному участку, как это не
покажется сейчас, было на высочайшем уровне.
Кстати. Анатолий Емельянович Московченко приехал на строительство
шлюза, куда он был назначен начальником правобережного
строительного управления, со среднеазиатской стройки --
Чирчикской ГЭС, уже достаточно опытным гидростроителем. Прошел
хорошую школу у хороших учителей: интеллигенции старой закалки. И
это дало ему основание со всей полнотой судить и сравнивать людей
этих двух строек. И вот его мнение.
-- На шлюзе, в основном, работали вольнонаемные. Люди прибывали
на строительство ежедневно. Вечером я лично с ними знакомился:
хотел знать, что за люди приходили на стройки. Сначала вновь
поступивших определяли на работу не по прямому назначению (хотя
как посмотреть) а строить для себя жилье. Ибо за каждым из них
стояли семьи и надо было их определять по-настоящему.
С людьми работалось легко. Люди хотели работать и зарабатывать.
Материально положение работающих, было видно, росло. Если в
начале строительства основной "выходной" одеждой была новая
телогрейка, валенки, то чем дальше, тем больше появлялось людей в
"новой униформе" -- серое пальто с серым каракулевым воротником.
И к концу строительства редко кто в телогрейке позволял себе
прийти на то же собрание.
Текучести кадров практически не было: без уважительных причин
люди со стройки не уходили.
Хочется им всем низко поклониться, -- заключил нашу беседу
А.Е.Московченко.
В 1957 году, к началу навигации, как и планировалось, первые суда
пошли вверх и вниз по Оби. Шлюз заработал. Комплекс Новосибирской
гидроэлектростанции заработал полностью.
стр.
|