Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 16-17 (2152-2153) 8 мая 1998 г.

ЧЕСТНАЯ КНИГА О ВЕЛИКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

С.КОМИССАРОВ, А.СОЛОВЬЕВ, кандидаты исторических наук.

Выпущенная недавно Сибирским отделением издательства "Детская литература" книга известного новосибирского критика и литературоведа В.Н. Шапошникова "От "серебрянного" века до наших дней" является учебным пособием к курсу "Русская литература ХХ века" и в качестве такового помогает разобраться в неразберихе, сложившейся в последние годы в преподавании данного предмета в школе. Для позиции автора, объединившего в своей работе опыт школьного учителя, писателя и академического ученого, харатерно исключительно серьезное, максималистское отношение к роли литературы в развитии общества. "И судьба страны, судьба вашего поколения, ваша личная судьба во многом будет зависеть от того, какую книгу вы возьмете в руки..." -- пишет он, обращаясь к юным читателям. Свою главную задачу он видит в том, чтобы помочь найти эту нужную книгу, узнать новых авторов или взглянуть свежим взглядом на, казалось бы, давно известные произведения.

Однако не секрет, что для многих школьников учебник по литературе очень часто заменят сами литературные произведения. Это, конечно, плохо, но такова реальность. Поэтому хороший учебник должен одновременно выполнять и роль хрестоматии, чтобы хотя бы бегло познакомить учащихся с основными именами, направлениями, сюжетами -- вплоть до отдельных цитат и поэтических строф. (Можно сколь угодно долго ругать дайджесты из "Войны и мира" и "Братьев Карамазовых", но уж лучше дайджест, чем вообще ничего). Думается, что В.Н.Шапошников, не понаслышке знающий школьное дело, учел и эту задачу, обильно насыщая главы книги конкретным материалом.

Он рассматривает русскую литературу ХХ века как единый процесс, неотъемлемой частью которой является литература советского периода. Вехи в ее развитии -- творчество выдающихся писателей, каждому из которых в книге посвящена отдельная глава. Нет смысла дискутировать с автором, что он кого-то не выделил, не почтил отдельной главой -- здесь всегда остается место для личных пристрастий. (Не удержавшись, заметим, что рядом с А.Куприным и И.Буниным хорошо бы смотрелся Л.Андреев; и то, что отметив двух российских Нобелевских лауреатов -- М.Шолохова и Б.Пастернака, неплохо было бы специально рассказать и о двух других -- А.Солженицине и И.Бродском). Но очень важно, кого в этот список автор включил. И то, что в книге одни из самых больших очерков посвящены творчеству А.Горького, В.Маяковского, М.Шолохова -- это принципиальная позиция, направленная против злобного очернительства отечественной истории и культуры; позиция, которую мы полностью разделяем.

Уделяя основное внимание вневременным нравственным проблемам, В.Н.Шапошников разбирает и роль литературы как "свидетеля эпохи" во всех ее непростых, нередко трагических проявлениях. При этом подлинно талантливый писатель всегда перерастал заданную извне (а то и изнутри) идеологическую схему. Автор показывает, например, что такое хрестоматийное произведение как "Поднятая целина", традиционно считавшееся героическим эпосом колхозного строя, оказывается для внимательного читателя правдивой до пронзительности картиной того, как повсеместно, отпихивая настоящих хозяев, к власти рвались всевозможные Щукари. Следуя за классиками, автор показывает и всю неоднозначность происходивших событий. Этим он выгодно отличается от некоторых современных литераторов, которые со страниц какого-нибудь очередного "Огонька" раздают категоричные оценки всем и всему.

Персоналии объединяются воедино хронологическими обзорами. В них приводится много имен и названий, причем некоторые лишь упоминаются в общем списке, тогда как другим посвящено до двух-трех страниц. И здесь иногда вкус подводит автора, его личные предпочтения приводят к неравномерности в освещении литературного процесса. Наибольшая (по объему) первая глава, посвященная основным течениям декаданса, вызывает и наибольшие замечания. Прежде всего, сам термин декадентская (то есть упадочническая) литература, имеющий уничижительный оттенок и потому столь широко практиковавшийся в советском литературоведении, вряд ли можно отнести к творчеству таких могучих писателей как Ф.Сологуб, Н.Гумилев, М.Кузьмин. Имевшие немалое идейное влияние на литературу и литераторов той эпохи З.Гиппиус и Д.Мережковский были упомянуты лишь раз, да и то в другой главе -- в качестве злых завистников М.Цветаевой. Неправомерно выпали из обсуждения такие тончайшие лирики как И.Анненский, Вяч. Иванов, М.Волошин, А.Белый, О.Мандельштам, сделавшие для развития русской поэзии уж во всяком случае не меньше, чем С.Городецкий, которому посвящена пара страниц. Кстати, последний прожил вполне благополучную жизнь советского литератора и выполнил важное партийное задание, переделав либретто оперы "Жизнь за царя" в "Ивана Сусанина". Сборники его произведений время от времени издавались вплоть до 70-х гг., однако ничего интересней своих ранних стихов он так и не создал.

Не всегда удачны и приводимые автором примеры. Так печально известная строчка: "чуждый чарам черный челн" К.Бальмонта -- поэта, несомненно, выдающегося, но очень неровного, -- никоим образом не может служить подтверждением его мастерства. На опыте такого бездумного бряцания звуками начинающие стихотворцы могут учиться, каких аллитераций следует категорически избегать. Также соглашаясь с высокой оценкой творчества И.Северянина в целом, мы не можем принять в качестве образца знаменитые "Ананасы в шампанском..."; Северянину случалось писать стихи и получше этой пошловатой фанфаронады.

Аналогичные претензии можно предъявить и некоторым другим хронологическим очеркам, хотя и в гораздо меньшем объеме. Так, в заключительном разделе, посвященном современному развитию литературы, нашлось место для очень серенького, хотя и нашумевшего в свое время романа А.Рыбакова "Дети Арбата", но ничего не сказано ни об одном (!) произведении замечательного писателя-сибиряка В.Астафьева. В целом, персоналии удались автору намного лучше обзоров, что объясняется, на наш взгляд, чрезмерной краткостью последних. Поэтому в последующих изданиях (а то, что столь нужная и полезная книга будет неоднократно переиздаваться, сомнений нет) следует уделить больше внимание именно хронологическим разделам.

В качестве еще однго пожелания для будущих изданий -- и написание особой главы о сибирской (и даже более узко -- новосибирской ) литературе. В рецензируемой книге лишь кратко говорится о стихах Л.Решетникова и "деревенской" повести В.Коньякова, остальные имена и названия лишь кратко перечисляются. Считаем, что подобный "местнический уклон" в книге, изданной в Новосибирске и расчитанной, прежде всего, на школы области, вполне уместен. Тем более, что сам В.Н.Шапошников, являясь активным участником литературного процесса в нашей области в течение последних десятилетий, располагает по данной тематике богатейшим, подчас уникальным материалом, который будет интересен не только для специалистов.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?25+178+1