ПРИСЛУШАЙТЕСЬ К ГОЛОСУ РЕКИ
Каковы бы ни были по размерам и значению естественные водные
источники, все они -- часть окружающей среды, которая ждет от нас
разумных "правил поведения". И никто не имеет права, выбирая путь
наименьшего сопротивления, уничтожать редчайшие природные
комплексы.
В гармонии с природой жили на берегах Томи когда-то люди:
разводили пчел, собирали лекарственные травы... и до сей поры
стояли бы крепкие сибирские поселения, если бы не затеяли
строительство плотины.
В узком ущелье Салтымаковского хребта, которое известно как
"Бычье горло", где Томь поворачивает на Север, проектировщики
задумали устроить плотину с электростанцией мощностью всего-то в
300 тысяч киловатт.
Рисовалась радужная картина: по плотине пойдут поезда, на реке
исчезнут мели, население и промышленность будут иметь в достатке
воду.
Громадой поднялась и стоит давно брошеная плотина...
В.МАКАРОВА.
Строительство Крапивинского гидроузла и его последствия -- вот
тема многолетних исследований, экспедиций, докладов, фильмов,
сделанных школьниками естественнонаучной гимназии № 62 г.
Кемерова. Растревожил ребят, организовал походы их учитель
географии Олег Леонидович Новиков. Консультации и финансирование,
помощь оборудованием и снаряжением оказывают администрация
города, КемГУ, Российская инженерная академия, центр
детско-юношеского туризма, комитеты охраны природных ресурсов и
санэпиднадзора, дирекция гимназии № 62.
Подготовка к путешествиям начинается задолго до лета, когда
ребята готовят снаряжение, совершенствуют физическую подготовку:
участвуют в лыжных и пеших походах, соревнованиях по туризму. Так
же заранее ученики определяются и с темой своих полевых
исследований, изучают литературу и результаты ранее выполненных
экспедиционных работ.
Каждый новый поход, помимо мониторинговых наблюдений предполагает
расширение исследований, рассмотрение на месте экологических
проблем. При этом школьники не только констатируют факты
экологических просчетов, но и разрабатывают варианты их
исправления.
Целью путешествия по Томи была оценка состояния окружающей среды
на территории, связанной со строительством водохранилища, судьба
которого интересна, трагична и привлекает как масштабами
вмешательства в природу, так и результатами этого вмешательства.
Более 300 миллионов долларов ушло на сооружение никому не нужной
теперь плотины, очистку от леса территории под ложе
водохранилища, уничтожение поселений и строительство ставшего
теперь бесперспективным поселка гидростроителей Зеленогорского.
Из 6000 человек, проживавших в уютных сибирских деревнях
Салтымакове, Ажендарове, Усть-Нарыме, Ячменюхе и 17 других
поселениях, предназначенных под снос, квартиры получили около 200
человек. Остальных вынуждали уехать куда глаза глядят, закрыв
магазины, клубы, отключив свет и телефон. Но большинству ехать
было некуда, так и остались... Ребята встретились с учителями
школы Салтымаково: "До сегодняшнего дня спокойствия нет --
укореняться здесь или жить на чемоданах". "Сейчас свет стали
проводить. А вот рейсовый автобус сломался и неделю не выбирались
из поселка". "В школе холодно. Уроки по полчаса идут из-за
"нежилой" температуры в классах". "На 30 км в округе школа наша
единственная. Но, к примеру, из Медвежки ребятишек по полгода не
возят -- то транспорта нет, то дорога не позволяет".
...Ребятам-путешественникам предстало зрелище: серая
растрескавшаяся стена, груды ржавеющего металла, одинокий
подъемный кран, лозунг "Перестройка -- время смелых решений,
активных действий!". Воплощение светлого будущего -- плотина,
уничтожившая привычный жизненный уклад, теперь разваливается
сама. Вокруг -- заросшие дороги, колодцы без тропинок к ним.
Недалеко от плотины ребята повстречали одного из строителей,
Александра Васильевича:
-- Мы здесь остались как заложники. Живем в тупике. Все
растаскивается. Организация, которая занималась строительством,
переехала на Петровскую ТЭЦ. Люди остались без работы, полная
неопределенность. Если восстанавливать плотину, то надо начинать
с нуля. Все позаросло, опять надо вырубать. А сколько людей
посрывали с места! На месте деревень -- жуть, пустыри!
Когда начиналась плотина, тогда решили строить и цех от
Беловского радиозавода и от швейного предприятия. Но за неимением
средств все заглохло. Жалко пущенные на ветер деньги...
Плотина потихоньку разрушается, а природа приспосабливается: на
территории сложилось определенное сообщество. Развелось много
щук. Ребята просто сачком подхватывали щурят.
Много лечебных растений: зверобоя, лабазника, душицы... В этих
краях запас сырья безграничен -- работа целой фабрике! А в
кемеровских аптеках, к примеру, пакетики крапивы двудомной
привозные из Европы. Тогда как своей, крапивинской крапивой можно
всю Россию обеспечить.
Наличие на маршруте экспедиций участков, как обезображенных
антропогенным влиянием, так и с почти нетронутой природой дает
возможность их сопоставления, что приносит большой
образовательный эффект.
Работы ребят по сбору образцов почв, воды, коллекций растений и
насекомых интересны тем, что здесь это проводится впервые. А
ценность исследования подтверждается вниманием ученых
кемеровского университета и Российской инженерной академии.
Академик Олег Алимов поддержал изыскания отряда школьников и
помог разработать программу "Воды Тайдона -- городам Кузбасса".
Она предусматривала проведение гидрологических исследований, сбор
сведений о санитарном состоянии территории, забор проб воды и
оценку ее качества. Осуществляя эту программу, гимназисты
доказывают, что решение проблемы водоснабжения, альтернативное
созданию гидроузла, найдено.
Таежный приток Томи р. Тайдон покорил ребят своей
жизнерадостностью, чудной красотой, изумительно чистой и вкусной
водой. Щедрый Тайдон подарил ребятам хариусов, тайменей, налимов,
щук.
Говорят участники экспедиции:
-- По методике японского экоинститута, с помощью шкалы мы
определяли кислотность воды.
-- О качестве воды можно судить по частой встрече
бычков-подкаменщиков.
-- Ручейники здесь значительно крупнее, чем в Томи, в 3--4 раза
больше размерами.
-- У истоков Тайдона мы обнаружили следы жизнедеятельности
бобров: не только свежие, но и давние, основательные.
-- Есть места произрастания черных тополей.
-- В среднем течении реки мы обнаружили колонию гадюк из 15
особей. Здесь же много старых шкур.
Руководитель отряда Олег Новиков продолжает:
-- Сбор информации по гидрологии совмещается с элементами
любительского рыболовства, где с помощью спиннинга и поплавка
рассчитывается скорость течения реки, а удочкой промеряется
глубина. Приобретению знаний способствует то обстоятельство, что
первые результаты наблюдений обсуждаются у костра в дружеской
обстановке сотворчества учителя и учащихся.
Комплексный подход к изучаемой территории позволяет обратиться за
консультациями и методической помощью не только к ученым
химического и биологического факультетов КемГУ, что соответствует
профилю гимназии, но и к экономистам. Ведь изучая колоссальное
воздействие человека на природу, нельзя оставить без внимания
причины и следствия этого. Так, с помощью социолога и демографа,
школьники осознают, чего могут стоить экологические просчеты, как
от бездарно затраченных государственных бюджетных средств
пострадала природа и проживающее здесь население.
За последние несколько лет в водных экспедициях по рекам Кузбасса
под руководством Олега Новикова участвовало более 100 учеников.
Такие путешествия способствуют экологическому воспитанию не
только их участников, но и взрослого населения Кемеровской
области, к которому ребята регулярно обращаются через СМИ.
Школьники представляют исследовательские работы на юношеских
научных конференциях и конкурсах. Экспедиционные результаты
отмечены международным дипломом, первым местом на российском
краеведческом фестивале (г.Владивосток), грантом фонда Сороса.
Кемеровское областное телевидение показало восемь сюжетов о юных
экологах. Я видела несколько, в том числе фильм "Увидеть реку".
Результаты исследований школьников доказывают, что вода Тайдона
соответствует питьевым стандартам. Ребята тут же это и
показывают: зачерпывают и пьют с таким удовольствием! Очень
вкусная вода в Тайдоне!
(Проект "Детское экологическое движение" поддержан институтом
"Открытое общество").
стр.
|