Я ОЧЕНЬ ЛЮБЛЮ СВОЮ ШКОЛУ...
40 лет народному образованию Советского района г.Новосибирска.
Советский район Новосибирска состоит из пяти микрорайонов, в
которых действуют восемнадцать общеобразовательных школ. В
настоящее время в них обучается более восемнадцати тысяч учащихся
и работает около тысячи трехсот педагогов, в том числе двадцать
заслуженных учителей Российской Федерации, более двухсот
пятидесяти отличников народного образования. С 1981 года районное
управление образования возглавляет Сергей Николаевич Смирнов,
заслуженный учитель России. Сорок лет назад в районе было четыре
школы: №№130, 125, 6, 112. Заведовал РОНО первые двадцать лет
Василий Васильевич Магро, участник Великой Отечественной войны,
кавалер Орденов Красного знамени, Красной звезды, Отечественной
войны I и II степени, ордена Октябрьской революции.
Школы Советского района всегда отличались особым творческим
подходом к учебному процессу, удачным сочетанием новаторских и
традиционных методов. В 1959 году открылась школа №130 с
углубленным изучением английского языка, через несколько лет
школа №162 стала "французской". То, что сейчас называют
экологическим движением, в Советском районе началось еще в 60-х
годах. На базе 162-й школы было создано школьное лесничество --
"Сибирский берендей", в каждой школе был свой "зеленый патруль".
Энтузиастом и руководителем этого движения был учитель-биолог,
научный сотрудник ЛОС, один из организаторов станции юных
натуралистов, отличник народного просвещения К.А.Коробасов: "Я
очень любил школу, стремился отдать все ребятам: свои знания,
опыт, умение -- или во внеклассной работе, или лично... Что
касается природоохранной деятельности, то я старался построить
свои занятия с ребятами в виде "лесничества", "зеленых патрулей".
За каждой из пятнадцати школ, мы закрепили определенные
территории площадью 10--50 гектаров". Об этом движении знали не
только в нашей стране, но и за рубежом.
Показателем кабинетной системы была школа №166 (директор
П.С.Сиволобов, заслуженный учитель школы России). "Уже в 1973
году в нашей школе образовался "очаг" педагогов-новаторов,
работавших по методике Шаталова. Коллегия Министерства
образования одобрила наш опыт и рекомендовала другим школам... Мы
были первой школой в России, которая ввела "Биологию" под
редакцией академика Д.К.Беляева... Наша школа была
школой-лабораторией по программированию и вычислительной технике
(единственная за Уралом)... Мы оказались на дороге реформы,
попали под ее колеса и выжили.." Кабинет информатики в этой школе
был оборудован при поддержке ВЦ первыми отечественными ЭВМ.
В первые годы существования района было открыто пять спортивных
школ, фехтовальный клуб "Виктория", ДЮСШ-6 и ДЮСШ-14. Был
построен легкоатлетический манеж и пристройка к школе №166.
Музей боевой славы "Землянка", организованный в школе №121,
известен был и за пределами города.
В школе №190 создан "Музей авиации", которым руководит
В.В.Магро, в прошлом сам авиатор.
Уникальный геологический музей "Самоцвет" в школе №162
пополнялся в течение многих лет экспонатами, привезенными из
экспедиций под руководством А.Н.Пучкова.
В течение нескольких лет в Советском районе существовал первый в
области спортивно-трудовой лагерь для "трудных" детей. Был создан
и действует учебно-производственный комбинат "Синтез", где
школьники изучают слесарное, токарное, столярное, автодело,
машинопись, педагогику.
Последнее десятилетие принято считать периодом реформирования
школьного образования. Многие школы района работают по программе
"Новая школа" -- внедрение новых технологий, создание
школ-гимназий, структурная перестройка школ по форме и, главное,
по содержанию. В школах действуют экспериментальные площадки по
разноуровневому и коррекционно-развивающему обучению.
Одиннадцать школ района участвуют в международных проектах:
"Обновление гуманитарного образования в России", "Обучение
экономическим и бизнес-дисциплинам", "Переподготовка учителей
гуманитарных предметов", Международная игра по компьютерным
сетям, Международные Соросовские олимпиады, языковые обмены
школьников и педагогов, гранты фонда Сороса. Одиннадцать школ,
три детских дома и детский сад работают в федеральных программах:
"Творческая одаренность", "Социоигровая методика", "Дети-сироты",
"Дети-инвалиды". Многие школы участвуют в региональных программах
по экономике, валеологии, истории культуры Сибири, экологии.
В последнее время изменились не только форма и содержание
учебного процесса, изменилось и отношение учителя к школе, к
соотношению образования и воспитания. Вот что говорит А.Баннов,
директор школы №130, отличник народного просвещения РФ:
"Образование и воспитание -- это сложная вещь. Прежде всего,
воспитание идет из семьи и большую часть "воспитания" ребенок
получает еще в дошкольном возрасте. Поэтому все, что идет дальше,
на мой взгляд, это какие-то корректировки... Школа, в основном,
должна давать образование. Школа не должна заниматься всем на
свете... Раньше была совершенно бредовая идея -- "школа
продленного дня" -- превратить школу в "камеру хранения"... Нет,
ребенку нужен дом..."
Публикация подготовлена по материалам музейной экспозиции РУО,
посвященной 40-летию образования Советского района Новосибирска.
На снимках:
-- ветераны педагогического труда Советского района (фото 1995 г.);
-- педагогический коллектив школы №162 во главе с директором
Л.Н.Паршенковым (фото 1962 г.).
стр.
|