Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 20 (2156) 29 мая 1998 г.

Я ОЧЕНЬ ЛЮБЛЮ СВОЮ ШКОЛУ...

40 лет народному образованию Советского района г.Новосибирска.

Советский район Новосибирска состоит из пяти микрорайонов, в которых действуют восемнадцать общеобразовательных школ. В настоящее время в них обучается более восемнадцати тысяч учащихся и работает около тысячи трехсот педагогов, в том числе двадцать заслуженных учителей Российской Федерации, более двухсот пятидесяти отличников народного образования. С 1981 года районное управление образования возглавляет Сергей Николаевич Смирнов, заслуженный учитель России. Сорок лет назад в районе было четыре школы: №№130, 125, 6, 112. Заведовал РОНО первые двадцать лет Василий Васильевич Магро, участник Великой Отечественной войны, кавалер Орденов Красного знамени, Красной звезды, Отечественной войны I и II степени, ордена Октябрьской революции.

Школы Советского района всегда отличались особым творческим подходом к учебному процессу, удачным сочетанием новаторских и традиционных методов. В 1959 году открылась школа №130 с углубленным изучением английского языка, через несколько лет школа №162 стала "французской". То, что сейчас называют экологическим движением, в Советском районе началось еще в 60-х годах. На базе 162-й школы было создано школьное лесничество -- "Сибирский берендей", в каждой школе был свой "зеленый патруль". Энтузиастом и руководителем этого движения был учитель-биолог, научный сотрудник ЛОС, один из организаторов станции юных натуралистов, отличник народного просвещения К.А.Коробасов: "Я очень любил школу, стремился отдать все ребятам: свои знания, опыт, умение -- или во внеклассной работе, или лично... Что касается природоохранной деятельности, то я старался построить свои занятия с ребятами в виде "лесничества", "зеленых патрулей". За каждой из пятнадцати школ, мы закрепили определенные территории площадью 10--50 гектаров". Об этом движении знали не только в нашей стране, но и за рубежом.

Показателем кабинетной системы была школа №166 (директор П.С.Сиволобов, заслуженный учитель школы России). "Уже в 1973 году в нашей школе образовался "очаг" педагогов-новаторов, работавших по методике Шаталова. Коллегия Министерства образования одобрила наш опыт и рекомендовала другим школам... Мы были первой школой в России, которая ввела "Биологию" под редакцией академика Д.К.Беляева... Наша школа была школой-лабораторией по программированию и вычислительной технике (единственная за Уралом)... Мы оказались на дороге реформы, попали под ее колеса и выжили.." Кабинет информатики в этой школе был оборудован при поддержке ВЦ первыми отечественными ЭВМ.

В первые годы существования района было открыто пять спортивных школ, фехтовальный клуб "Виктория", ДЮСШ-6 и ДЮСШ-14. Был построен легкоатлетический манеж и пристройка к школе №166.

Музей боевой славы "Землянка", организованный в школе №121, известен был и за пределами города.

В школе №190 создан "Музей авиации", которым руководит В.В.Магро, в прошлом сам авиатор.

Уникальный геологический музей "Самоцвет" в школе №162 пополнялся в течение многих лет экспонатами, привезенными из экспедиций под руководством А.Н.Пучкова.

В течение нескольких лет в Советском районе существовал первый в области спортивно-трудовой лагерь для "трудных" детей. Был создан и действует учебно-производственный комбинат "Синтез", где школьники изучают слесарное, токарное, столярное, автодело, машинопись, педагогику.

Последнее десятилетие принято считать периодом реформирования школьного образования. Многие школы района работают по программе "Новая школа" -- внедрение новых технологий, создание школ-гимназий, структурная перестройка школ по форме и, главное, по содержанию. В школах действуют экспериментальные площадки по разноуровневому и коррекционно-развивающему обучению.

Одиннадцать школ района участвуют в международных проектах: "Обновление гуманитарного образования в России", "Обучение экономическим и бизнес-дисциплинам", "Переподготовка учителей гуманитарных предметов", Международная игра по компьютерным сетям, Международные Соросовские олимпиады, языковые обмены школьников и педагогов, гранты фонда Сороса. Одиннадцать школ, три детских дома и детский сад работают в федеральных программах: "Творческая одаренность", "Социоигровая методика", "Дети-сироты", "Дети-инвалиды". Многие школы участвуют в региональных программах по экономике, валеологии, истории культуры Сибири, экологии.

В последнее время изменились не только форма и содержание учебного процесса, изменилось и отношение учителя к школе, к соотношению образования и воспитания. Вот что говорит А.Баннов, директор школы №130, отличник народного просвещения РФ: "Образование и воспитание -- это сложная вещь. Прежде всего, воспитание идет из семьи и большую часть "воспитания" ребенок получает еще в дошкольном возрасте. Поэтому все, что идет дальше, на мой взгляд, это какие-то корректировки... Школа, в основном, должна давать образование. Школа не должна заниматься всем на свете... Раньше была совершенно бредовая идея -- "школа продленного дня" -- превратить школу в "камеру хранения"... Нет, ребенку нужен дом..."

Публикация подготовлена по материалам музейной экспозиции РУО, посвященной 40-летию образования Советского района Новосибирска.

На снимках:

-- ветераны педагогического труда Советского района (фото 1995 г.);

-- педагогический коллектив школы №162 во главе с директором Л.Н.Паршенковым (фото 1962 г.).

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?14+181+1