КАК ОБРЕСТИ... СЕБЯ?
Первый раз увидеть новый российский паспорт мне пришлось в
новосибирском детском доме № 5 в Советском районе. Ребятам
торжественно вручали главный документ, с двуглавым орлом. И
поздравляли виновников торжества как напутственными словами, так
и сладкими пирогами. Во время неофициальной части за чашечкой чая
мы разговорились с воспитанниками детского дома о их учебе и
жизни.
А. ДАХИН, кандидат педагогических наук.
Первая моя собеседница -- Олеся Денисова, 18 лет.
-- Я уже больше года живу в детском доме. Учусь на
штукатура-маляра. Это, конечно, не означает, что я непременно
буду работать по этой специальности, но думаю, что строительные
навыки мне пригодятся: всегда будет возможность сделать ремонт
дома или подзаработать -- в жизни всякое может случиться. Но
главное, что мы начинаем понимать -- это то, что надо привыкать к
порядку, он должен быть в любом деле. У нас организовано
дежурство в столовой, мы сами следим за чистотой. Есть, конечно,
ребята, которым не просто это дается, иногда им просто лень, и
приходится брать над ними шефство. У меня есть подруга -- Анжела.
Ей очень не хочется вставать утром на занятия, ну и я поднимаю
ее. Жалко, если она не сможет закончить школу! Сейчас у нас в
должности заместителя директора работает Галина Михайловна, она
очень много сделала для того, чтобы мы стали более
дисциплинированными. А еще у нас девчонки держат животных. В моей
комнате живет кошка Соня, она дружит с белой крысой, которую,
правда, мы из клетки не выпускаем, а то убежит.
-- А чем вы занимаетесь вечерами? -- спрашиваю у Лиды Титоренко,
ей 17 лет.
-- Мне нравится наш кружок мягкой игрушки, мальчишкам, наверное,
больше по душе занятия в тире. Но все мы любим дни именинника,
которые празднуем у себя в чайной. Именинник идет на склад и
выбирает себе понравившийся подарок, а воспитатели дарят ему
коробку конфет, которыми он угощает всех. А потом --
импровизированный концерт с поздравлениями.
Саше Силюченко 16 лет. Он хочет стать шофером.
-- А какие у тебя любимые занятия и увлечения?
-- Если честно, то больше всего мы с ребятами любим играть в
карты. Но мне нравятся и всякие компьютерные игрушки. Компьютеры
у нас появились недавно, я пока плохо в них разбираюсь, но это
очень интересно!
Дальнейшее знакомство с детским домом любезно продолжила
заместитель директора Г.Козлова. И первый вопрос, с которым
обращаюсь к Галине Михайловне:
-- Как обстоит дело с финансированием?
-- Вы знаете, в наше сложное время нам удалось укрепить свою
материальную базу: появилась видеокамера и 10 телевизоров, два
компьютера, хорошо оборудована чайная комната, где ребята
проводят торжества. Питание детей организовано достаточно хорошо,
конечно, в соответствии с финансовыми возможностями. Неплохой у
нас спортивный инвентарь. Зимой ребята ходили в поход. И
пользуясь случаем, хотелось бы поблагодарить управление
образования Советского района за внимание и финансовую помощь
нашим воспитанникам.
У нас, конечно, есть сложности в работе. Что греха таить, ребята
непростые, требуют особого к себе подхода. Иногда возникают и
конфликтные ситуации. Некоторые дети имеют криминальное прошлое.
Но педагоги стараются с этим справляться. Бывает до слез обидно
за правонарушения, которые все же допускают наши ребята!
-- Да, но неизвестно, сколько было бы таких нарушений без ваших
усилий. Думаю, что ваш нелегкий труд будет по достоинству оценен,
особенно теми выпускниками, которым вы помогли обрести себя,
осознать свои проступки и правильно сориентироваться в жизни.
Об организации учебного процесса в детском доме рассказала
заместитель начальника управления образования Л.Иванова.
-- Трудность обучения, -- говорит Людмила Владиславовна, --
заключается в том, что ребята имеют разную подготовку. Многие из
них долгое время по каким-то причинам не посещали школу. Поэтому
определить общепринятый класс, в котором они должны учиться
сейчас, не представляется возможным. Мы вместе с преподавателями
поступили следующим образом. За основу взяли программу вечерней
школы, но при этом разработали специальные методики и построили
особые дидактические единицы так, чтобы обучение велось с учетом
индивидуальных способностей и возможностей каждого ученика.
Преподавателям надо отдать должное -- они мастерски ведут такие
разноуровневые занятия. Получилась достаточно гибкая система
обучения. В дальнейшем планируем выводить ее на уровень
общеобразовательной школы.
Хочется верить, что у коллектива учителей и воспитателей это
получится.
стр.
|