ТУЛЬСКИЕ ПРЯНИКИ ДЛЯ БУДУЩИХ ФИЛОЛОГОВ
Ольга Замараева.
Новосибирский Академгородок.
В двадцатых числах апреля в Туле прошла третья Всероссийская
олимпиада школьников по русскому языку. Принимали, скажем прямо,
средне -- особенно по сравнению с прошлогодним Орлом. Но в любом
случае, олимпиада была проведена не худшим образом и позволила
сделать ряд полезных выводов, да и просто хорошо отдохнуть.
Самым ярким впечатлением от пребывания в Туле стало посещение
родового поместья Л.Н.Толстого -- Ясной Поляны. Побывав там, я
узнала, что, по мнению интеллигенции всего мира, русский народ
Льва Толстого... недооценивает. Мы традиционно воспринимаем его
как писателя XIX века, как автора "Войны и мира", а в других
странах читают его философские труды и по значимости приравнивают
к Сенеке, например. Поклонение Льву Николаевичу доходит до
невероятного: в прошлом году делегация индусов, дойдя до
тропинки, ведущей к могиле писателя (на могиле, как и завещал Лев
Николаевич, нет не то что ограды или креста, но даже камня или
таблички с его именем), в полном составе опустилась на колени и
так и проследовала до священного места. Дом Толстого "поражает
своими размерами" -- он так мал, что трудно понять, как там
умещалось такое количество детей. Почти вся обстановка
сохранилась -- может быть поэтому испытываешь такое удивительное
ощущение, находясь в этих стенах. В доме много фотографий и
картин, в том числе кисти Ге -- удивительно, как этому художнику,
удавалось создавать такие потрясающие портреты Толстых. В
библиотеке Льва Николаевича практически отсутствуют книги на
русском языке -- в основном это английские произведения.
Посещение Ясной Поляны для меня, безусловно, было важнее
результатов олимпиады. Но и о них стоит поговорить. Нужно
признать, что гуманитарное образование в Новосибирской области
(если уж на этом уровне я оказалась лучшей) далеко от российского
уровня вообще -- в частности, мы не конкурентоспособны по
отношению к таким городам, как Челябинск, Иркутск, Орел и Мценск,
Москва, Мурманск и многим, многим другим. Учитывая, что в резерве
Академгородка большой потенциал -- прекрасные учителя и
замечательные дети, -- мы могли бы, я верю, изменить эту ситуацию
к лучшему. Все зависит от того, поставят ли наши школы перед
собой такую цель. Ведь не то, чтобы задания слишком сложны: нужно
просто больше внимания уделять истории языка, терминологии,
грамотности оформления текста, художественному и
лингвостилистическому анализу. Понятно, что в рамках
общеобразовательной программы это сложно осуществить. Однако
именно поэтому по всей стране сейчас возникают специализированные
лицеи и гимназии -- их учащиеся в основном и присутствовали на
олимпиаде. У нас такие учебные заведения тоже есть. Более того, я
знаю, что в этом году представительницы нашего города привезли
первое место по литературе. Значит, не за горами и наша победа на
поле русского языка. Дерзайте! И пусть у нас все получится! Я же
привезла на память знаменитый тульский пряник...
стр.
|