Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 23-24 (2159-2160) 19 июня 1998 г.

МЫ ПОМНИМ ВАС, ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ

О. Алексеева, ведущий научный сотрудник ИМЗ СО РАН,
кандидат технических наук.

19 июня 1998 года Павлу Ивановичу Мельникову исполнилось бы 90 лет. Академик, доктор геолого-минералогических наук, профессор... Его регалии и заслуги перед наукой известны и в России, и за ее пределами. Главное -- Институт мерзлотоведения, носящий его имя, его детище и дело всей жизни, существует и работает, несмотря на невзгоды времени. Трудно поверить, что почти четыре года Павла Ивановича нет с нами. Кажется, вот-вот он вернется из какой-нибудь очередной командировки, соберет Ученый совет, взбудоражит и увлечет всех новыми идеями, невероятными проектами.

Павел Иванович всегда был немного впереди своего времени, чутко улавливал новые веяния во всех сферах жизни. Некоторые считали его "розовым мечтателем". Но проходило какое-то время -- его проекты воплощались в жизнь и становились обычным делом. Так было почти всегда. Люди того поколения знают, как много "прожектов" Павла Ивановича вошло в нашу жизнь. Например, он всегда стремился к тому, чтобы мерзлые породы изучались на всей территории криолитозоны, хотя это организационно сложно и дорого. Экспедиционным исследованиям он придавал первостепенное значение и добивался того, чтобы ученые были максимально приближены к объекту своих исследований. С этой целью создавались региональные подразделения института в Западной и Северной Якутии (пос.Чернышевский, Черский), на севере Красноярского края (г.Игарка), в Норильске, Магадане, Чите, Алма-Ате. Каждый раз, когда принималось решение о создании еще одного подразделения, многие не верили, что его удастся "пробить". Очень жаль, что сегодня, в силу экономических и политических перемен, наш институт лишился некоторых из них.

Отдавая предпочтение натурным полевым исследованиям, Павел Иванович, в отличие от многих людей своего поколения и даже более молодых коллег, не имел предубеждений по отношению к компьютерам. Почти десять лет назад, уже будучи почетным директором Института мерзлотоведения, Павел Иванович неоднократно говорил о том, что компьютер, как необходимый инструмент исследователя, должен быть у каждого научного работника, всегда приводил в пример зарубежный опыт, где компьютерная технология стала вводиться намного раньше. В те годы многие были уверены, что в мерзлотоведении и вообще в науке ЭВМ нужны только для решения математических прогнозных задач, поэтому достаточно иметь вычислительный центр.

Очень мало людей, которых можно было бы сравнить с Павлом Ивановичем по целеустремленности, стойкости, умению "держать удары" судьбы, находить выход из многих сложных ситуаций. Однажды я задала ему вопрос: "Как Вам, с Вашим сложным, сильным характером, удалось избежать неприятностей в годы репрессий в Ленинграде?" Он ответил: "Я работал на крупной фабрике "Красный треугольник", и у меня было много друзей в рабочей среде. Старые рабочие всегда мне говорили: "Мельников, уезжай подальше от Ленинграда, ты молод, слишком горяч, тебе тут головы не сносить". А потом геология меня увлекла и увела действительно очень далеко от Ленинграда".

Прежде чем принять какое-то решение, не обязательно по науке, Павел Иванович долго обдумывал, рассматривал вопрос с разных сторон, советовался с людьми. Он прекрасно разбирался в людях. Очень ценил умных, компетентных людей, всячески их поддерживал и сам опирался на их знания, даже если это шло вразрез с личными симпатиями. Когда же решение им принималось, он был тверд и непреклонен в его исполнении. Не терпел расхлябанности, необязательности, лжи, предательства. В таких случаях в его голосе появлялся "металл", а глаза "метали молнии". Да, Павел Иванович умел учинить такой разнос, который провинившийся запоминал на всю жизнь. При этом грубого слова или оскорбления от него не слышали. Однако при желании мог легко и неуловимо установить дистанцию между собой и собеседником. В отношениях с людьми он был искренен, не любил фальши даже в виде комплиментов. Многие его боялись, считали слишком строгим. Несколько поколений сотрудников "за глаза" уважительно называли его "папой" ("Как папа скажет, так и будет"). Те, кто знали Павла Ивановича ближе, понимали, что на самом деле он веселый, общительный, открытый человек.

Павел Иванович рассказывал, как в годы студенчества, во время экспедиций с М.И.Сумгиным, он был поражен простотой и доступностью известного ученого. На привалах М.И.Сумгин мог запросто запеть какую-нибудь лихую неприличную частушку, рассказать что-то смешное. Мне кажется, в полной мере эти черты были свойственны и Павлу Ивановичу. Он всегда с юмором рассказывал о забавных эпизодах из полевой жизни, поездках за границу, общении с необычными людьми. Жизнь Павла Ивановича была богатой и насыщенной. У меня сложилось впечатление, что ему везде были рады.

Очень внимателен был Павел Иванович к молодежи. Лично знакомился с каждым вновь прибывшим молодым специалистом, сразу оценивал уровень подготовки, интересовался планами. Поддерживал все молодежные конференции, на которых выступал с докладами сам и привлекал ведущих ученых института.

На праздничных вечерах Павел Иванович всегда был в центре внимания. Любил слушать песни в исполнении институтского хора, замечательно танцевал. Одним своим присутствием он умел создать атмосферу особой приподнятости, торжественности и веселья. Дома любил слушать записи Вертинского и Мирей Матье. Был прекрасным кулинаром. Возле дома Павел Иванович всегда имел теплицу, в которой выращивал помидоры и огурцы. Урожаем обязательно делился с коллегами.

Павел Иванович был настолько разносторонним и незаурядным человеком, что, кажется, не будь в его судьбе геологии, мерзлотоведения, он добился бы успехов в любой другой сфере деятельности. Как не хватает сейчас оптимизма Павла Ивановича, его юмора, жизненной энергии! Он был очень симпатичным и обаятельным, любил женщин и нравился им. Каждый год, в начале лета, в институте традиционно проводился субботник по посадке цветов на клумбах перед главным корпусом. Этим всегда занимались сотрудницы института. Павел Иванович любил такие мероприятия и говорил: "Женщины и цветы. Что может быть прекрасней?". Мы вспоминаем его с большой теплотой и грустью.

г.Якутск.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?24+184+1