КАРНАВАЛ МИХАИЛА ШЕМЯКИНА
Г.Шпак.
Старожилы новосибирского Академгородка, наверное, прекрасно
помнят невероятное событие тридцатилетней давности, случившееся в
стенах Дома ученых -- нашумевшую выставку мало кому известного
тогда молодого ленинградского художника Михаила Шемякина. Мало
сказать, что он художник авангардистского толка, с ярко
выраженной творческой индивидуальностью. Его странноватая
фантастичная живопись и графика буквально обжигали, оставляя
навсегда след впечатления, если так можно выразиться. Когда я
узнала, что именно здесь, в Академгородке, открывается
шемякинская выставка, мгновенно что-то вспыхнуло, я сразу
"увидела" картины той, первой и единственной персональной в
Советском Союзе -- в декабре 1967 года. (В 1971 году художника
вынудили эмигрировать.)
Отчетливо помню, где висела "Туша" (для себя я назвала эту работу
"скульптурной живописью" и поменяла название -- "Мясо" -- вполне
рельефно, в духе шестидесятых, эпохи подтекстов). А сумрачные,
сумеречные видения на тему Достоевского, Гоголя? В может быть, привидения?
Эти странные клювастые гротесковые
существа -- то ли люди с птичьими тяжелыми клювами, то ли
фантастические птицы с человечьими глазами, понимающими бездну,
совсем по иному трансформировались в цветных литографиях
восьмидесятых годов, особенно в метафизических композициях.
Цветные литографии и акварели из личной коллекции М.Шемякина и
составили нынешнюю его выставку, в определенном смысле --
юбилейную. О юбилее вспомнил сам художник. Для него первая
выставка в Новосибирске -- не только память, которой он дорожит.
Это был выход в открытый мир.
Накануне открытия выставки состоялась пресс-конференция прямо в
зале картинной галереи Дома ученых. Его директор Г.Лозовая,
заведующая выставочным залом, искусствовед Г.Лаевская и
представитель М.Шемякина в России В.Бараев легко разговорились,
ведь для них сам процесс формирования экспозиции -- настоящий
праздник. Выставка несколько месяцев путешествовала по России. В
Новосибирск ее привезли из Улан-Удэ, и повсюду ее нужно было
оформлять заново. Новосибирский вариант оформления, работ по
свидетельству представителя М.Шемякина, получился самым красивым,
не говоря уже о профессионализме оформителей.
Посетители выставки, несомненно, по достоинству ее оценят.
На этот раз демонстрируются хрестоматийные работы из
многочисленных серий, таких, как "Санкт-Петербургский карнавал",
"Весна Священная" на тему И.Стравинского, "Чрево Парижа",
"Метафизические головы". Активный цвет придает печатным работам
почти живописное звучание. Эта "почти живопись" с "чертовщинкой",
борьбой темных и светлых сил производят впечатление феерии,
карнавала...
Конечно, выставка -- только некие штрихи, отражающие творчество
графика, скульптора, живописца, известного и почитаемого в Старом
и Новом свете. В последние годы М.Шемякин больше занимается
скульптурой. Многие, во всяком случае академгородковцы, видели
шемякинского Петра I -- скульптура установлена на аллее
Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Интересен памятник
первостроителям города. Возвышающим событием в нашей жизни стали
грандиозные памятники жертвам политических репрессий...
Художника М.Шемякина называют "человеком Мира", но даже ради
всемирной известности художник не поступится своим внутренним
миром и правом свободного полета воображения, когда он берет в
руки кисть, цветной мел или глину.
Кстати, от первой выставки М.Шемякина осталась вещественная
память -- два рисунка и офорт -- картинки русской жизни.
стр.
|