Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 31-32 (2167-2168) 28 августа 1998 г.

ОБРАЗОВАНИЕ
В ЗЕРКАЛЕ ПРЕССЫ
(конец мая -- начало августа 1998г.)

БОИ ВОКРУГ РЕФОРМ

В интервью "Независимой газете" (НГ-Круг жизни N 6, май) министр образования А.Тихонов провозгласил, что "образование -- единственный рычаг прогресса" и признал, что "усилия специалистов по реформе высшей школы завершились ничем". Реальное положение вещей: вместо 3,6% расходной части бюджета (по Закону "Об образовании") затраты на образование составляют 1,8%, фактические еще ниже. Денег едва хватает на зарплату и стипендии, "а как включить в вузах свет и тепло с 1 сентября -- вопрос открытый", поэтому Минобразование ведет работу "по стабилизации организационно-экономической ситуации в образовании". Министр рассказал о рассматриваемых путях выхода из кризиса -- это слияние близких по профилю вузов, полное организационное и административное слияние вузов и научных учреждений, создание учреждений науки и образования по принципу "двойного подчинения" (иначе говоря, финансирования) -- совместно с регионами.

"Советская Россия" (19.05) под заголовком "Реформа образования как средство уничтожения высшей школы" обнародовала конкретные предложения Минобразования. Среди них увеличение нагрузки на преподавателей и "высвобождение" около 50 тысяч из их состава, снижение охвата стипендиальным обеспечением со 100 до 70%, возмещение студентами оплаты коммунальных услуг, вторичная трудовая занятость студентов. Хотя А.Тихонов считает, что "в конечном итоге реформы направлены на повышение качества образования", а журналист И.Усманов уверен, что "у министра не хватает мужества признаться, что все планируемое реформирование сводится лишь к тому, чтобы сделать образование России не столь обременительным для тощего, постоянно секвестируемого бюджета".

20 мая состоялась всероссийская акция протеста работников народного образования и науки против намечаемых реформ ("Вузы против реформы", И 20.05, "Даже на бесплатное образование нужны деньги", РГ 21.05, "Зачем образование России, если оно есть в Америке?!", "Нас хотят сделать папуасами", СР 26.05, "Безумный пир невежества", СР 9.06).

В этот же день, 20 мая Совет Федерации Федерального собрания РФ принял постановление "О состоянии и перспективах развития системы высшего профессионального образования". Один из его пунктов -- "отказаться на государственном уровне от политики экономии бюджетных средств за счет интересов образования" (РГ 28.05).

Подробнейший анализ состояния системы образования в России и первоочередных проблем, требующих решения, дает действительный член Российской академии образования, в прошлом декан физфака НГУ и ректор КГУ В.Соколов ("Кто наше золото украл", ЛГ 27.05). "Независимая газета" (НГ-Круг жизни N 7, май) приходит к выводу: "Качественное образование в России становится делом избранных. Сделать его общедоступным -- значит вернуть соотечественникам их конституционное право".

Министр образования А.Тихонов решительно отбивается от нападок. Как пишет о нем РГ (26.06, "Образованных много, умных не хватает"), "в наших условиях министр образования становится министром силовым", от которого зависит многое: и стабильность в обществе, и будущее России, и тот политический строй, который принесут с собой вступающие в это будущее выпускники школ и вузов". И далее -- "академик четырех новых академий... характер жесткий, решительный, умеет принимать нужные решения, не оглядываясь на общественное мнение".

Эта характеристика подтвердилась очень скоро. Бурные протесты общественности повлияли лишь на то, что обсуждение вопроса об экономическом состоянии системы образования на заседании правительства, намеченное на июнь, отложили. И без всяких обсуждений включили практически все отвергаемые общественностью шаги по урезанию образования в "Программу экономии государственных расходов", утвержденную постановлением Правительства РФ 17 июня 1998 г. (РГ 27.06). Приложения, содержащие конкретику, опубликованы много позже (РГ, Ведомственное приложение 11 и 25.06, 8.07), видимо, чтобы "размазать" нанесенный удар. Как заявил на пресс--конференции председатель комитета по образованию и науке Госдумы РФ И.Мельников, "около 70% положений Программы экономии государственных расходов касаются образования" (НГ 4.07). Вот вам и ответ на постановление Совета Федерации (см. выше)...

18 июня при участии сразу трех комитетов Госдумы: по образованию и науке, по делам женщин, семьи и молодежи и по безопасности был проведен "круглый стол" на тему "Образование как важнейший фактор национальной безопасности". Главный вывод содержитcя в эпиграфе: "Лучше строить школы, чем места заключения" (" Куликово поле школы", СР 27.06).

А.Каюков, проректор Академии управления и предпринимательства (Екатеринбург) недоумевает: почему в Налоговом кодексе на втором месте после льгот государственным организациям стоят... религиозные. А образовательные? Хотя по Закону об образовании они должны бы освобождаться от всех видов налогов, по проекту Налогового кодекса налоги с вузов не только не исчезнут, но увеличатся вдвое ("Грызем гранит и бьем поклоны?" РГ 11.07). А.Джапаков (тоже из Екатеринбурга) сетует, что недофинансирование вузов влечет за собой серьезные нарушения в использовании даже этих малых средств, а главное -- обычным делом становятся поборы со студентов ("Хочешь много знать -- раскошеливайся", Т 6.08).

Возмущенные работники системы образования Алтая обратились к правительству, Госдуме, Федеральному собранию: "Впервые за всю историю России делаются шаги по сокращению системы образования, в то время как большинство стран мира за последние два десятилетия увеличили образовательный потенциал в 2-3 раза" ("Глушат образование", СР " 28.07). Ректор Волгоградской госмедакадемии размышляет: у наших вузов четыре пути, и все ведут в тупик. Вуз потеряет в этом году 49% бюджета, что же делать? Первый путь -- вдвое сократить число преподавателей. Второй -- не сокращать преподавателей, но платить им вдвое меньше (т.е. профессору 500, доценту 300, неостепенному ассистенту... 90 рублей). Третий путь -- пусть студенты компенсируют 50% стоимости обучения. Четвертый -- больше принимать иностранцев или детей богачей ("Обрезание образования", Тр 16.07).

Отдельная проблема -- затеянная было приватизация вузов (Р.Молодцова: "Что дешевле -- купить диплом или купить вуз", РГ 21.05; П.Бунич "Идут по Думе разговоры. А лазейки для приватизации остаются", РГ 10.0; "Вузы, чьи вы будете? 13-19.06).

СЪЕЗД СОЮЗА РЕКТОРОВ

26--27 июня в Москве прошел Пятый съезд Российского союза ректоров высших учебных заведений. Как пишет О.Дашковская ("Поиск" N 27--28, "Упадком по реформе"), "на редкость многочисленный и агрессивный в своих высказываниях в адрес руководителей страны. Причину тому довольно образно и точно выразил президент РСР, ректор МГУ Виктор Садовничий. В своем докладе он заявил, что одним из самых достоверных фактов нынешнего состояния России является глубокий упадок национальной системы образования, ускоряющий распад ее высшей школы. Она близко подошла к краю, за которым полная деградация". Это ощущение загнанности в угол ситуации породили, с одной стороны, резкость высказываний собравшихся, с другой -- особое внимание руководства страны к происходившему на Воробьевых горах. Доказательством тому -- участие в пленарном заседании председателя правительства РФ С.Кириенко, зачитавшего с трибуны приветствие съезду президента Б.Ельцина; присутствие в президиуме вице-премьера О.Сысуева и пламенное обращение к залу мэра Москвы Ю.Лужкова. Однако, все вместе это нисколько не успокоило аудиторию, а наоборот, подвигло к выражению конфронтации с властью".

Публикации о съезде: "Ректоры пугают премьера, а он ректоров не боится", И 27.06; "Над высшей школой нависла реформа. С.Кириенко поддержал ректоров морально", НГ 27.06. "Шпаргалка для министра", ЛГ 1.07; "Ученье -- свет. А без света и тепла какое ученье?" И.2.07; "В науке не бывает широкой рыночной дороги", РГ 1.07; "Ректоры вузов опасаются студенческих беспорядков", ВН 3.07.

Интервью с В.Садовничим: "Без подъема образования и науки стране не выбраться из кризиса", Интерфакс -- АиФ N 23 15.06; "Какие университеты проходили реформаторы?" РГ 17.06, фрагменты его доклада "Разве вузы виноваты, что бедны?" -- П 31.07. Серия материалов и полный текст постановления съезда ректоров в "Поиске" N 27-28 (27.06-10.07).

В КОНЦЕ ЛЕТА

Хронику летних событий в сфере образования дает А.Адамский ("Первое сентября: до свидания, школа?" И 15.07). Вывод автора: "Школа в самом широком смысле слова: и детские сады, и университеты, и особенно начальное профессиональное образование в России находятся на грани остановки... Около четырех десятков миллионов учащихся первого сентября могут остаться на улице. А около трех миллионов педагогов тоже окажутся на улице, но в организованных колоннах протестных, как теперь говорят, акций. Удивительно, но правительство делает все, что от него зависит, чтобы оно произошло".

А что же правительство? Последняя новость -- премьер-министр О.Сысуев обратился к руководству Всемирного банка с просьбой выделить кредит в поддержку реструктурирования системы образования РФ "в соответствии с имеющимися социально-экономическими условиями". Речь идет о сумме около 600 млн долларов, условия кредита пока неясны. Обозреватель "Новых Известий" А.Зверев внес предложение: взять эти не маленькие деньги "на реорганизацию системы образования РФ" да и раздать их учителям ("Прости их, Господи, наше правительство. Они, видно, в школе никогда не учились, если обирают учителей", НИ 8.08.). А пока, в преддверии сентябрьских волнений учителей, О.Сысуев сделал им уступку -- согласился с тем, чтобы не снимать надбавки и доплаты (за классное руководство и т.д.), как это было в планах правительства ("Олег Сысуев наконец придумал, как помочь нашей школе", И 31.07).

С приближением начала учебного года педагогические власти активизировались: "Уже готовы семь ключевых пунктов постановлений правительства в области образования. Большинство из них -- по высшей школе. В частности, для стабилизации экономического механизма функционирования вузов прредусмотрены такие шаги, как: выпуск в 1998 г. облигаций на сумму задолженностей по коммунальным платежам на 1 сентября 1998 г.; запрет на создание новых образовательных учреждений; установление перечня платных образовательных услуг; снятие ограничений на прием по договорам по специальностям экономика, юриспруденция и управление; внесение в Налоговый кодекс ряда новых льгот ("Что планирует правительство", И 12.08).

НОВОСИБИРСКИЕ ВУЗЫ

Обстоятельный и доброжелательный очерк-интервью Р.Нотмана под рубрикой "Интеллигенты России" посвящен ректору НГУ Н.Диканскому ("Атаман" элитного вуза", СС 18.07), но трудно сказать, кто в нем главный герой -- сам НГУ, вуз совершенно уникальный по феноменальному интеллектуальному потенциалу, участвующему в обучении и воспитании студентов, или его ректор, воспитанник НГУ и ИЯФа, ныне страстно борющийся за интересы университета.

Другая публикация об университете "Почему в НГУ предпочитают Coca-Cola" (МС N 30) сообщает, что "первым и наиболее цивилизованным примером сотрудничества науки и капитала является соглашение между ООО "Кока-Кола Молино Новосибирск" и НГУ. НГУ будет готовить сотрудников специально для работы в Компании, Компания же дает студентам заработать, поддерживает НГУ оборудованием и т.д. Введены именные стипендии Кока-Колы, в газете помещены и портреты стипендиатов. (Что-то не припомню, чтобы когда-либо в новосибирских газетах можно было увидеть обладателей стипендий имени Лаврентьева...)

Совсем маленькая, но весомая заметочка "Депутат призывает спасти НГУ". Депутат Новосибирского областного Совета А.Кондрашкин обратился с открытым письмом к вице-премьеру правительства О.Сысуеву, в котором призывает спасти от гибели одно из лучших учебных заведений страны -- Новосибирский государственный университет, который из-за недостаточного финансирования находится на грани гибели (ЧС 6.08).

С большим опозданием пришла газета с интересной статьей ректора Новосибирского государственного технического университета и председателя совета ректоров новосибирских вузов А.Вострикова ("Отдайте науку вузам", ИГ N 6, февраль). Опыт работы в правительственной комиссии по реформе образования привел его к выводу -- "Трансформация системы образования на федеральном уровне не принесет желаемых результатов. Основной путь развития для каждого вуза -- собственная инициатива и самостоятельность". Одна из инициатив НГТУ -- открытие в 1991 году факультета гуманитарного образования, среди специальностей которого международные отношения, социальная работа, социально--культурный сервис и туризм, а также пользующиеся особой популярностью -- преподаватель русского языка как иностранного, редактор издательства и средств массовой информации ("В НГТУ (НЭТИ) за гуманитарным образованием", СС 15.05).

АБИТУРИЕНТ-98

Накануне начала приемных экзаменов в вузы появились прогнозы -- какие профессии будут самыми престижными и нужными? Специалисты Минтруда считают, что через 10 лет "хозяевами жизни" станут маркетологи и народные "умельцы". Снова в почете будут инженеры и техники (для мирных предприятий), возрастут заработки медиков, педагогов, экологов, биотехнологов, спрос на "сервисные" профессии, строительство "под ключ". Новым русским для обустройства особняков будут нужны печники, резчики по дереву, роспись подносов... ("Кому на Руси будет жить хорошо?" СС 27.06).

О шкале ценностей у выпускников школ Новосибирска -- статья "Плох тот абитуриент, который не хочет стать генералом", ВН 24.06. Оказывается, наибольшей популярностью пользуются учебные заведения силовых структур (возможно, потому, что там учащиеся получают питание, обмундирование, да и денежное пособие в 4--5 раз выше обычной стипендии). Большой конкурс среди желающих стать чиновниками (8 человек на специальность "государственное муниципальное управление"). Престижна психология (хотя обучение везде платное), а вот медики и учителя в списке престижности -- на втором месте с конца. Одним словом, согласно "Рейтингу МС" (N 23), "рынок учит: модно то, что хорошо кормит".

В ответ на вопрос читательницы -- какие вузы в Новосибирске дают выпускникам направления на работу -- ответ короткий: "Выпускников ждут на Севере" (АиФ на Оби, 2.07). В регионы Сибири направляют молодых геодезистов, строителей мостов, тоннелей, речников и железнодорожников. У педагогов и медиков распределений нет.

Сейчас завершаются вступительные экзамены в средние и высшие учебные заведения России. Статистика: студентов--бюджетников будет нынче 545 тысяч, за счет спонсоров -- 103 тысячи, в коммерческих вузах -- 72 тысячи. Более всего желающих получить профессию юриста (15 человек на место), однако растет привлекательность и инженерно--технических специальностей (РГ 30.07).

В Новосибирске тоже возросло число абитуриентов (одна из основных причин -- очередная "демографическая волна"), число "бюджетников" сократилось на 500, составляет сейчас 9 тыс. Повысился конкурс на экономических специальностях (СС 15.07). Около половины зачисленных -- новосибирцы ("Дорога к диплому: ворота уже, поток -- шире", ВН 4.08).

О том, где, кто, чему и как учит в негосударственных вузах Новосибирска -- статья "Я в коммерческий пойду...". (НГ-СГ N 27, 13-19.07). Таких вузов в городе 7, плюс 4 филиала; вместо экзаменов там -- тестирование, плата за обучение -- от 5 до 9 тыс. рублей в год. О различных формах набора в "коммерческие группы" в государственных вузах рассказывает "Молодость Сибири" (Рейтинг МС, N 23).

Кстати о тестировании. Как считает профессор В.Аванесов, "Практика проведения приемных экзаменов в вузы ущербна. Но и замена ее на тотальное тестирование не решает проблему" (НГ 18.06). Об отмене вступительных экзаменов в вузы уже заявлял министр образования А.Тихонов, только не назвал сроков реализации этого решения.

ШКОЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Как сообщает "Комсомолка", "В России будет введено 12-летнее школьное образование" (КП 6.06). Решение уже принято. Но не только для того, чтобы уподобиться Европе. У нас свои причины. Так, будет заполнена ниша между школой и армией или работой (куда берут с 18 лет), в настоящее время освоенная криминалитетом. Будет время усилить гуманитарные программы. Детям меньше придется просиживать за партой -- будут здоровее.

По сообщениям "Трибуны" (в пересказе ВН 1.07), готовится к реализации идея своего рода образовательных ваучеров -- если родители хотят, чтобы ребенок после окончания школы поступил в вуз, они должны будут платить определенный взнос на протяжении нескольких лет. Хотя такая же идея была в прошлом году отвергнута конгрессом США -- даже американцев испугала коммерциализация всего школьного образования страны ("И за школу придется платить?" ВН 1.07).

"Известия" (12.08) прогнозируют: "Школам страны готовят праздник непослушания. Забастовки учителей могут сорвать начало учебного года во многих регионах", а ученики вместо того, чтобы сесть за парты, станут невольными их участниками. Задолженность по выплатам зарплаты и отпускным школьным учителям составляет по России 12 млрд руб. (новых). Учителя уже трех сельских районов Новосибирской области наметили на 1 сентября акции протеста против хронической задержки заработной платы (В 14.08).

В Новосибирске школьные новости есть хорошие, есть плохие. Хорошая -- областной бюджет и мэрия выделяют приличные средства на предметные школьные олимпиады, для учащихся техникумов и колледжей введены персональные стипендии мэрии, для студентов вузов -- именные стипендии администрации ("Отличником быть выгодно", АиФ на Оби N 27). Плохая -- "Источник знаний снова в дефиците" (ВН 25.06). Речь идет о школьных учебниках. Они напечатаны, но выкупить их управление образования не в состоянии.

А вот в Омске расходы на школьные учебники просто решили не включать в бюджет города, администрацией издан также приказ "Об обеспечении экономической автономизации школ", который определяет порядок предоставления школами платных образовательных услуг ("Школьная реформа по-омски. "Инновации" городского управления образования ставят крест на бесплатном образовании школьников", НГ 1.08).

С учебниками плохо, зато услужливый рынок выбросил на прилавок множество вариантов кратких пересказов произведений русской классики (таких, например, как "Мертвые души", "Война и мир"...). А чего еще ждать, если число часов по литературе в старших классах теперь сокращено с шести часов в неделю до двух? ("Жизнь без литературы", НИ 25.06).

Н. Алексеева.

Сокращения: АиФ -- "Аргументы и факты", В -- "Ведомости", ВН -- "Вечерний Новосибирск", И -- "Известия", КП -- "Комсомольская правда", ЛГ -- "Литературная газета", МС -- "Молодость Сибири", НИ -- "Новые известия", НГ -- "Независимая газета", НГ--СГ -- "Новая газета--Сибирская газета", НН -- "Новосибирские новости", ОГ -- "Общая газета", П -- "Поиск", Пр -- "Правда", РВ -- "Российские вести", РГ -- "Российская газета", СР -- "Советская Россия", СС -- "Советская Сибирь", Т -- "Труд", Тр -- "Трибуна", ЧС -- "Честное слово".

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?19+190+1