Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 33-34 (2169-2170) 11 сентября 1998 г.

УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЛАНКИ
(Высшим библиотечным курсам
ГПНТБ СО РАН -- 35 лет)

Библиотечные работники всегда относились к категории граждан, к которым пресса не проявляла повышенного интереса. Стоило ли обижаться на это? Может, хорошо, что мы -- библиотекари, а не депутаты, бизнесмены или политики... Но сейчас, когда резко повысились информационные потребности людей и общества, профессия библиотекаря становится одной из самых социально значимых.

Освоение новых информационных технологий в библиотеках выявило "разрыв" между современными и требуемыми знаниями специалиста библиотеки. Это в конечном счете может привести к устареванию профессии и потере позиций в системе информационного обеспечения фундаментальных исследований.

История библиотек свидетельствует о многочисленных попытках решить проблему: кто должен быть библиотекарем? Должен ли библиотекарь обязательно быть профессионалом, или можно не иметь специальных знаний?

Известно, что в первые периоды существования библиотек работу библиотекаря доверяли наиболее "ученым мужам" того времени. Так, по Уставу библиотек российских университетов Х1Х века на должность главного библиотекаря мог быть назначен только профессор. Например, длительное время успешно исполнял обязанность директора библиотеки Казанского университета выдающийся математик Н.И. Лобачевский, а директором библиотеки Московского университета был профессор Ф.Ф. Рейсс. Они разработали принципы построения библиотеки высшего учебного заведения и классификацию фонда, которые используются до сих пор.

Около 30 лет работал в Публичке (ныне -- Российская национальная библиотека Петербурга) великий русский баснописец И.А.Крылов, который предложил методику формирования фонда и каталогизации русской книги и фактически создал отделение русской книги, до сих пор составляющее гордость библиотеки.

Вероятно, вовлечение в библиотечную профессию выдающихся деятелей науки и культуры послужило одной из причин того, что в Х1Х веке в России не были заложены основы библиотечного образования, как это произошло в странах Европы и Америки. Только в начале ХХ века в России были организованы первые курсы по обучению библиотекарей, а высшие учебные заведения открылись уже после Октябрьской революции: библиотекарей в России стали обучать в специально созданных заведениях.

Анализ современной кадровой ситуации показывает, что квалификация библиотечных кадров в стране, несмотря на развитую сеть специальных учебных заведений, остается весьма низкой. Стареет и покидает библиотеки наиболее квалифицированный слой библиотечной интеллигенции, уходят в органы информации, бизнес, банки молодые специалисты и их место часто занимают люди без соответствующего образования. Неспециалистов принимают на работу из-за хронической нехватки библиотекарей. Соответственно -- их надо обучить основам библиотечного дела. Именно этой цели служат специальные курсы в ГПНТБ СО РАН -- они позволяют специалистам-небиблиотекарям получить нужное образование "без отрыва от производства". Это своего рода "профессиональная планка", которую необходимо преодолеть, чтобы стать профессионалом. Аналогичные Высшие библиотечные курсы (ВБК) имеются только в Российской государственной библиотеке (РГБ, Москва) и Российской национальной библиотеке (РНБ, Санкт-Петербург). В ГПНТБ СО РАН Высшие библиотечные курсы созданы в 1963 году. За прошедшее время их закончило более 300 человек.

Программа обучения рассчитана на один год, при этом она максимально приближена по содержанию специальной подготовки к учебному плану академии культуры и программе ВБК Российской государственной библиотеки (бывшая библиотека им.В.И.Ленина). Набор слушателей осуществляется раз в два года. Опытные педагоги, практики, научные работники ведут занятия по следующим дисциплинам: история книжной культуры России; библиотековедение; библиотечные фонды; библиотечные каталоги; информатика; библиотечно-информационное обслуживание читателей; библиография и др. По окончании курсов слушатели сдают выпускной экзамен.

В этом году на Высших библиотечных курсах состоялся очередной выпуск. Свидетельства об их успешном окончании получили 18 человек, среди них сотрудники ГПНТБ СО РАН, библиотек сети, библиотекари школ и вузов. Следует заметить, что в последние годы наблюдается увеличение числа желающих учиться на курсах. С 1989 года курсы принимают специалистов из всех библиотек города (прежде учились только сотрудники ГПНТБ) и Новосибирского научного центра).

Престиж и авторитет курсов, несомненно, связаны с тем, что они находятся в самой крупной библиотеке Сибири и Дальнего Востока, которая в это дни готовится отметить свое 80-летие.

Современная действительность заставляет каждую библиотеку решать, какую программу развития кадров предпочесть: осуществлять их широкую переподготовку, либо набирать специалистов с техническими знаниями и опытом работы на компьютере и обучать их библиотечным премудростям. В ГПНТБ СО РАН организация непрерывного образования учитывает оба варианта.

Высшие библиотечные курсы постоянно ведут поиск новых форм обучения. Сейчас планируется переработка учебных планов и программ, что связано с возможностями информатизации образования, использования новых технологий, а также расширением контингента слушателей. Кроме того, согласно концепции развития региональной системы непрерывного образования библиотекарей Сибири, разработку которой поддерживает Российский гуманитарный научный фонд, Высшим библиотечным курсам предстоит стать важной составляющей профессионального образования библиотекарей региона.

Надеемся, что в скором времени будет возможно дистанционное обучение. Это позволит специалистам с небиблиотечным образованием из других городов Сибири получать необходимые знания непосредственно на своем рабочем месте.

Т.Жданова, ведущий научный сотрудник ГПНТБ СО РАН,
кандидат педагогических наук.

На снимке: преподаватели и слушатели Высших библиотечных курсов ГПНТБ СО РАН, 1998 г.
Фото автора.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?16+191+1