Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 37-38 (2173-2174) 9 октября 1998 г.

ПАМЯТИ КАЙЧИ

Кайчи (по-алтайски -- сказитель) -- феноменальное явление в современной культуре России. Кайчи -- это народный алтайский поэт, исполнитель эпических произведений. Само исполнение производится горловым пением -- каем под аккомпанимент струнного инструмента -- топшура и продолжается нередко несколько суток без перерыва. Ранее у бесписьменных народов Сибири сказитель был своеобразной живой памятью народа, хранителем и транслятором его фольклорной традиции. Он своего рода национальная библиотека, кладезь премудрости, сокровищница духовной культуры и архетипических образов. В отличие от поэтов кайчи как бы живет в мире мифо-поэтического сознания и не поэтизирует действительность, а сочиняет, вернее импровизирует в русле фольклорной эпической традиции. Лучший из кайчи -- это гений своего народа. В культурах с богатой письменной традицией гении рождаются не часто, у бесписьменных же народов потребность в них должна реализовываться постоянно. Таким выдающимся кайчи Алтая был недавно ушедший из жизни Алексей Григорьевич Калкин (5.04.1925, с.Паспарта -- 18.08.1998, Горно-Алтайск).

А.Калкин происходит из рода Сагал Улаганского аймака. Уже в детстве ему довелось слышать замечательных исполнителей эпоса -- Оспыйнака, Т.Токтогулова, Д.Тобокова, Дьиндьилея, Н.Улагашева. Однако более всего сказительскому искусству он обучался у своего отца, потомственного кайчи. Уже в 22 года Калкин был признан лучшим сказителем Алтая, а в 23 года получил общесоюзное признание на смотре в Москве. Тогда же впервые был записан от него монументальный алтайский героический эпос "Маадай-Кара" (широко известный теперь в стихотворном переводе новосибирского поэта А.Плитченко). Вообще же в репертуаре Калкина, обладавшего феноменальной памятью, более 30 героических сказаний, множество сказок, мифов, легенд, преданий, рассказов и песен. В 1997 году в 15-м томе "Памятников фольклора народов Сибири и Дальнего Востока" опубликована его последняя версия сказания "Очи-Бала", записанного в Новосибирске в 1987 году.

Для Калкина мир эпоса и мифов живой. Глубина его памяти простирается необычайно далеко и наскальные рисунки седой древности "читаются" им, как раскрытая книга. Его артистизм и художественное вдохновение непосредственно связаны с переживанием реальности событий и героев, о которых он повествует. Он как бы сам участвует в битвах богатырей, в их странствиях по верхнему и нижнему миру и освобождает Алтай от поработителей. Он видит действие сказаний ясно, в цвете, в противоборстве света и тьмы. Ранее эпос в какой-то мере заменял отсутствующее у народов Сибири искусство живописи. Возможно поэтому, как показывают последние исследования, его цветовая "палитра" эпитетов живописует мир ярко и гармонично в соответствии с законами цвета, сформулированными Гете. Не случайно эпос является богатейшей основой национального изобразительного искусства, неиссякаемым источником творчества современных живописцев. И сам Калкин нередко подсказывает художникам, как выглядят те или иные фольклорные персонажи, в какой цветовой гамме видится ему пейзаж и все окружающее космическое пространство.

На Алтае Калкина знали все. Отовсюду к нему приезжали люди со своими заботами и печалями. Они верили, что он способен проникать в такие сферы, которые недоступны простому смертному. Его спрашивали, как понять прошлое и что ждать в будущем. Его авторитет был непререкаем. И когда случалась всеобщая беда, шли к нему. Так было, когда горела тайга. И он нашел тот заветный камень, с помощью которого, по поверьям алтайцев, можно остановить огонь и вызвать дождь.

Это был по сути дела языческий святой, представление о котором уже исчезло в современной западной культуре. Надо полагать, утраченные человеческие способности еще вернутся в будущем, когда, как предрекали философы-космисты, "наука и техника переродятся в магию, будут познавать живую природу и вступят в практическое общение с духами природы" (Н.Бердяев). Нам сейчас трудно представить, как воплотятся эти пророчества, но пример Калкина убеждает, что духовные возможности человека поистине безграничны. Фактически, феномен Калкина -- это осколок цельной языческой культуры, которая дожила до наших дней и входит в третье тысячелетие. И это такая же реальность, как и реальность самой алтайской земли, еще во многом непотревоженной современной цивилизацией. Она еще родит великих людей, которые чувствуют природу во всех глубоких проявлениях -- не только сугубо материальных, но и тех, где властвует дух.

Е. Маточкин, кандидат искусствоведения.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?37+193+1